к концу урока учащиеся должны уметь давать определение; отличать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями; обосновать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
работать над развитием следующих умений: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли, анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи.
умение переключаться с одного вида деятельности на другой, работать в группе, паре.
Структура и содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формы организации урока | УУД |
1. Целепоагание. - Перед вами на доске начало формулировки темы нашего урока «Слитное и раздельное написание НЕ …» - Какую похожую тему мы изучали? - Как вы думаете, на какой результат мы будем сегодня работать? | Участвуют в диалоге, самоопределяются. | Организует работу учащихся, фиксируя их предложения на доске. | Фронтальная | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение. |
2. Актуализация (подготовка к новому учебному материалу). На слайде – «Объясни написание данных слов с НЕ». (не) настная погода (не) верное решение (не) длинный, а короткий спектакль (не) истовствовоал (не) сделал (не) настье, (не) правда (не) друг, а просто знакомый. - Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались? | Выполняют творческое задание. | Организует повторение знаний, закрепление умений. | Фронтальная | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено. Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные: смыслообразование. |
3. Постановка учебной задачи. - Образуйте от глаголов на слайде причастия. Неистовствовал – неистовствовавший - Почему НЕ написали слитно? (Без НЕ не употребляется) - От глагола не сделал – несделанная работа, но если 1) есть противопоставление (не сделанная, а лишь начатая работа), 2) есть зависимое слово (не_сделанная мною) – пишем причастие с НЕ раздельно – это отрицательная частица - Сформулируйте правило на данную орфограмму. - Запись под диктовку на доске и в тетрадях с обозначением условия выбора орфограммы: Нерешенная задача (нет зависимого слова, нет противопоставления), еще не решенная задача, не придуманное, а взятое из книги предложение (есть противопоставление), задача (не) решена. - Как мы напишем НЕв этом случае? (Раздельно, так как НЕ с краткими причастиями пишется раздельно). - Сформулируйте тему урока полностью. - Сформулируйте цели урока, опираясь на тему урока (слайд). | Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. | Создает проблемную ситуацию. Осуществляет доводящий диалог (вопросы). | Фронтальная Индивидуальная | Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения. Регулятивные: Планирование, прогнозирование. Коммуникативные: Постановка вопросов и сотрудничество |
4. Открытие нового знания. На слайде – таблица. НЕ с причастиями пишется Раздельно | Слитно | 1. С кракими причастиями. Собрание не_закончено. | 1. С полными причастиями: а) если без НЕ они не употребляются; б) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а. Недоумевающий взгляд. Незаконченное собрание | 2. С полными причастиями, при которых есть зависимое слово или противопоставление с союзом а. Не законченное, а начатое собрание Не законченное вовремя собрание. | | Работа в группах (карточки) 1. В данных выражениях раскрыть скобки. (Не) вспаханная земля, еще (не) вспаханная земля, земля (не) вспахана, (не) отправленное письмо, письмо (не) отправленное вовремя, письмо (не) отправленное мною, (не) отправлено письмо, (не) собранные грибы, (ни) кем (не) собранные ягоды, тетради (не) собраны. 2. Списать, обозначить орфограмму «НЕ с причастиями». Выполняем упражнение 132. 3. Расставить знаки препинания при причастных оборотах, упражнение 134 | Обсуждения, выводы, работа с таблицей, работа в группах. | Управляет процессом работы, задания | Групповая | Познавательные: формулирование познавательной цели. Регулятивные: Планирование, прогнозирование. Коммуникативные: Постановка вопросов и инициативное сотрудничество. |
5. Моделирование. - Сформулируйте правило о написании НЕ с причастиями. - Оформите его в виде схемы (выступление представителей групп). - Прочитайте правило в учебнике, сравните с вашим – п. 24, стр. 67 | Обсуждение, выводы | Управляет процессом, диалог | Фронтальная, групповая | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Определение умений учебного задания. Коммуникативные: Умение с точностью и полнотой выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. |
6. Первичное закрепление. Учащиеся выполняют упражнение 133 на доске и в тетрадях. | Применяют правило на практике. | Учебник, задание. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: Применение полученных знаний на практике. Коммуникативные: Умение вступать в диалог и давать оценку |
7. Самостоятельная работа. - Выполните задания на карточке, обозначьте изучаемую орфограмму. (проверка осуществляется в паре по образцу на слайде: 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-5 ошибок – «3»). Учащиеся оценивают друг друга. План (не) продуман. Ошибка (не) исправлена. Ветер ворвался через (не) закрытое окно. На столе стоял (не) тронутый (ни) кем завтрак. (Не) доумевающий взгляд учителя скользил по тетради. | Выполняют задание, оценивают друг друга. | Предъявляет образец работы для самопроверки и критерии оценки к нему. | Парная. | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. |
8. Включение нового знания в систему знаний. Задание: опишите комнату неряхи, пользуясь краткими и полными причастиями. (Комната не проветрена. Не убранная вовремя постель выглядит неряшливо. Пол давно не мыт, пыль на письменном столе. Цветы не политы. На полу разбросанные газеты и журналы, не убранные хозяином с вечера.) 0 ошибок – «5» 1-3 ошибки – «4» 4-6 ошибок – «3». (Самооценка). | Самооценка своей деятельности. | Предъявляет образец работы для самопроверки и критерии оценки к нему. | Индивидуальная. | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
9. Рефлексия. - Какую цель ставили? (слайд) - Удалось ли достичь? - Каким способом? - Какие результаты получили? - Что вызвало особые затруднения? - Где можно применить новые знания? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. | Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся. | Фронтальная. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. Регулятивные: Оценка-осознание уровня и качества усвоения, контроль. Коммуникативные: Умение полно и точно выражать свои мысли. |
10. Подведение итога урока. Домашняя работа – дифференцированные задания (слайд). Первый уровень – упр. 135 (по заданию) Второй уровень – упр. 137 (по заданию) Третий уровень – упр. 136 (озаглавить текст, разделить на абзацы, определить основную мысль, стиль текста, раскрыть скобки с НЕ, применяя новое правило). | Подводят итоги своей деятельности, записывают домашнее задание. | | | Регулятивные: Оценка-осознание уровня и качества усвоения, контроль. |