Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
I этап: организационный 2 мин. |
Изучение новой темы начинается с приема “Отсроченная загадка”: ребятам предлагается стихотворение-загадка. | - Здравствуйте, ребята! Я вас рада видеть! Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку. - Сегодня мы с вами продолжим изучение частей речи, а именно части речи, которая помогает нам точнее выразить свои чувства и состояния. Слайд №1 Я никому не подчиняюсь никогда, И в предложении я слово главное всегда. Я то явление природы называю, То состояние души обозначаю. «Категория состояния как самостоятельная часть речи». Это тема нашего урока. Запишем её в тетради. Слайд №2 | Настрой на урок | Л: Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. МП: Самоконтроль Самооценка. ПР: «предметная» готовность к предстоящей деятельности | | Включение в учебный процесс |
II этап: Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 3-4 мин. |
Самостоятельное выдвижение цели урока, опираясь на сопоставительный анализ трёх предложений, взятых из произведений А.С.Пушкина | Теперь спланируем нашу деятельность. [На слайде появляются вопросы после диалога с учащимися] Слайд №4 -Попробуйте определить цель урока, исходя из знания темы. Слайд №3 -Что нужно уметь, для того чтобы изучить новый материал? Как это делать? -С чем будут связаны новые знания и умения? - Как будет осуществляться самоконтроль? | Выдвигают формулировки. Участвуют в обсуждении. Предполагаемые ответы: - Находить СКС в тексте. Определять значения. -Научиться использовать СКС для более точного выражения своих мыслей. - Задать вопрос к СКС. - Определить наличие / отсутствие грамматических признаков, чтобы отличать СКС от других частей речи. - Определить синтаксическую функцию. Гипотеза: новые знания будут связаны с особенностями и признаками данной части речи; новые умения – с распознаванием СКС по их признакам. Вопросы: 1. На какие вопросы отвечает? 2. Что обозначает? 3. Изменяется или нет? 4. От чего зависит? 5. Чем является в предложении? Умение употреблять СКС в речи. | | | Сформулирована цель урока Умение ставить цели и планировать свою работу |
III этап: Актуализация знаний 10 мин. |
Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания» Учитель предлагает материал для наблюдения | - Итак, приступаем к осуществлению нашего плана. Сопоставим 3 положения, взятые из произведений А.С. Пушкина, устанавливая синтаксическую роль слова «тяжело». 1. Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка. (“Телега жизни”). 2. И тяжело Нева дышала, Как с битвы прибежавший конь (“Медный всадник”). 3. – Эй, пошёл, ямщик! – Нет мочи: Коням, барин, тяжело. (“Бесы”). -Выполняем это упражнение. Можете советоваться в парах. - Выяснили, чем является в первом предложении слово “тяжело”. - Во втором предложении?
- А в третьем предложении?
Обратим внимание на структуру предложения! (нет подлежащего). - А можно его домыслить? Подобрать? (нет). - А что вы знаете о предложении, в котором нет подлежащего? (И все выводы о словах категории состояния записывают в виде небольшой таблички. (Таблица№1)) - Сравните полученные результаты, дополните недостающие элементы. 1. Вопросы: Как? Каково? 2. Обозначает состояние физическое и душевное человека, животных, природы. 3. Не изменяется. 5. В предложении является сказуемым. - Вернемся к началу нашего урока и ответим на вопрос: “Как стихотворение-загадка связана с темой нашего урока?”
- |
Сопоставляют примеры, заполняют таблицу и сравнивают записи с образцом (Используется раздаточный материал в виде таблицы )
- Отвечает на вопрос “каково?” является сказуемым; обозначает признак предмета, изменяется по родам и числам, является кратким прилагательным. - Отвечает на вопрос “как?” или “каким образом?”; обозначает признак действия; является обстоятельством образа действия ;не изменяется, выражено наречием. - К слову “тяжело” нельзя задать вопрос, а от него можно задать вопрос к дополнению (как от сказуемого). Вопросы, на которые отвечает в данном предложении “тяжело” - “как?”, “каково? не изменяется. - Домыслить невозможно, т.к. обозначает физическое состояние животного. - Односоставное, с главным членом в форме сказуемого
- Характеризует СКС. - Называет главные признаки СКС. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Самоконтроль | Фиксация имеющихся предметных учебных знания, известных способов деятельности. |
IV этап. Первичное усвоение новых знаний.5мин. |
| - Ребята, СКС как часть речи является новой не только для вас, она сравнительно недавно открыта. Её открыватель русский лингвист Л.В. Щерба. (Чтобы выяснить, что ещё обозначают слова категории состояния, предлагается выполнить следующее задание в парах) - Ребята, работая с таблицей, мы выяснили, что СКС разнообразны по значению. Чтобы подтвердить сказанное, выполним следующее задание: - Прочитайте пословицы. Какие значения имеют в них слова категории состояния? В слабом классе можно эти слова подчеркнуть.
Слайд №6 1. Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто. 2. Холодно, на ком платье одно. 3. Жизнь отрада, помирать не надо. 4. Худо тому, кто живёт в чужом дому. 5. Снаружи гладко, а внутри гадко. 6. Потому и нельзя, что земля мерзла. 7. Горе наше, что без масла каша: и есть не хочется и оставлять жалко. 8. Тепло ему, светло ему, и мухи не кусают.
- Я хочу добавить, что СКС могут выражать временные и пространственные отношения (поздно, рано, близко, далеко, широко, глубоко); положительную или отрицательную характеристику какого-либо состояния или действия (верно, неверно, правильно, хорошо, прелестно); возможность, необходимость, долженствование (можно, нельзя, надобно, необходимо) Об этом можно прочитать в книге“В стране лингвистики”.
| Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает об Л.В. Щерба, опираясь на материал упражнения №…..Слайд №5
Ученики записывают пословицы, определяют значения, сравнивают ответы с образцом (работают в парах)
Ответы: 1 – душевное состояние человека, 2 – физическое состояние человека или животного, 3 – состояние природы и окружающей среды, 4 – оценка действий, ситуаций. | Учебно-познавательная, коммуникативная | | Развитие учебно-познавательной мотивации, формирование умения учебного сотрудничества. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. |
Vэтап. Первичная проверка понимания. 10мин. |
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи | Составить 3 предложения со словом “тихо”, так чтобы в одном случае – это было наречие, в другом – краткое прилагательное, а в третьем - категория состояния. | Тихо опускается вечер. Тихо пение птиц. Тихо в нашем парке. | | | |
VIэтап. Первичное закрепление. 10 мин. |
Включение нового знания в систему знаний. Повторение и закрепление ранее изученного | КОЗ «классического типа» Стимул: Поскольку вы говорите на русском языке, то употребляете СКС в своей речи. Но всегда ли удачно, уместно? Давайте рассмотрим речевые ситуации, в которых мы употребляем следующие слова: ГРЕХ, ЛЕНЬ, ПОРА, ВРЕМЯ, КОНЕЦ, ЖАЛЬ. Слайд№7 А со лжецом во всяком деле мука. Шутить не время. Мне лень рано вставать. Задачная формулировка: Составьте и запишите предложение или небольшой текст, добавив данные слова. Подчеркните их как члены предложения 3.Обсудите получившиеся предложения в парах. Критерии оценки выполненного задания: 1.Знают, что СКС употребляются в предложении без подлежащего и являются главным членом предложения -- 5баллов 2.Умеют включать СКС в предложения в зависимости от необходимости передать тот или иной смысл - 6 баллов (по 1баллу за каждое предложение) Максимальное количество баллов - 11. * неудовлетворительно 0 баллов: * «удовлетворительно» от 3 до 6 баллов: * «хорошо» от 7 до 10 баллов: * «отлично» 11 баллов. | Используют приобретенные знания в практической деятельности. Самооценка | Учебно-познавательная | КОЗ, работа в парах | Формирование умения учебного сотрудничества. |
VII этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | - Обсудим домашнее задание. Если испытывали затруднения в нахождении СКС, дома сформулируйте в тетради причину возникновения затруднения (Я испытываю затруднения в нахождении СКС, потому что ____________________________). или (Я испытываю затруднения в определении значения СКС, потому что ____________________). -А для более полного достижения цели нашего урока - научиться распознавать СКС я предлагаю вам дома попробуйте отразить суть этого языкового понятия в синквейне. | Записывают домашнее задание. | Информационная | | Фиксация полученной информации по домашнему заданию |
VIII этап. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности | - Подводя итоги урока, проведём игру «Плюс-минус-интересно». В графу «П» - «плюс» запишите все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по вашему мнению, могут быть полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной теме. | Анализируют деятельность по достижению целей | Учебно-познавательная | Оценочная рефлексия | Рефлексия способности организовать собственную деятельность. |