Урок русского языка в 7 классе
Категория состояния как часть речи
Учитель русского языка и литературы
Шаньгина Наталья Николаевна
Нягань
2018 год
Тема: Категория состояния как часть речи.
(Слайд № 1)
Цель: познакомить со значением слов категории состояния, их грамматическими признаками и синтаксической функцией.
Задачи:
• актуализировать знания по теме «Наречие», «Имя прилагательное», раскрыть основные черты категории состояния как части речи; формировать умения находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного;
• развивать аналитические способности учащихся; вырабатывать умения составлять предложения со словами категории состояния, способствовать развитию долговременной памяти и образного мышления;
• воспитывать умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других, способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент. ( 1 мин.)
II. Сообщение темы и целей урока. ( 2 мин.)
Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – категорией состояния. Проведем исследование и узнаем, какие слова относятся к категории состояния, как и по каким признакам отличать их от других частей речи и какие значения они имеют.
Запишем тему урока: «Категория состояния как часть речи».
Слайд № 2
III. Подготовка к основному этапу занятия. (4 мин.)
Повторение ранее изученного материала.
Какие самостоятельные части речи вы знаете, приведите примеры (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол).
Открытие нового знания.
Категория состояния – это самостоятельная часть речи. А какими признаками обладает любая часть речи? (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).
Слайд № 3
В школьной программе эта часть речи появилась недавно. Слова категории состояния относились к разряду наречий, а как самостоятельная часть речи выделялась лишь в университетской программе.
В 1928 году Л.В.Щерба, русский лингвист, в статье «О частях речи в современном русском языке» выделил слова категории состояния в особую часть речи и впервые ввёл этот термин. Это относительно «молодая» часть речи.
Слайд № 4
IV. Объяснение нового материала c первичным закреплением. ( 18 мин.)
Различение слов категории состояния от других частей речи.
Задание. Прочитайте и найдите общее слово в предложениях. Определите, какой частью речи и каким членом предложения оно является.
1) Утро солнечно и радостно.
2) Глаза светились радостно.
3)На душе у ребят было радостно.
Слайд № 5
Проверка.
Слайд № 6
В первом предложении «радостно» является кратким прилагательным, относится к существительному, отвечает на вопрос утро каково?, в предложении является сказуемым; изменяется по числам, а в единственном числе по родам (дни каковы? радостны, она какова? радостна).
Слайд № 7
Во втором предложении «радостно» – наречие, так как обозначает признак действия: светились как? - радостно, в предложении является обстоятельством.
Слайд № 8
В третьем предложении «радостно» – СКС– оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, но неизменяемо).
Слайд № 9
Работа учащихся в группах по заполнению таблицы «Различение частей речи».
Учащимся каждой группы предлагаются бланки с таблицей «Различение частей речи» с незаполненными ячейками.
Таблица 1.
«Различение частей речи».
Вопросы | Краткое прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какому слову относится? | | | |
На какой вопрос отвечает? | | | |
Что обозначает? | | | |
Каким членом предложения является? | | | |
Как изменяется | | | |
Пример предложения (№) | | | |
Слайд №10
Таблица 2.
«Различение частей речи».
Вопросы | Краткое прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какому слову относится? | существительное | глагол | не зависит от других слов |
На какой вопрос отвечает? | каков? какова? каковы? | как? где? | как? каково? |
Что обозначает? | признак предмета | признак действия, признак другого признака | состояние природы, человека, оценку действия |
Каким членом предложения является? | сказуемое | обстоятельство | сказуемое в предложении без подлежащего |
Как изменяется | по родам, числам, падежам | не изменяется | не изменяется |
Пример предложения(№) | 1 | 2 | 3 |
Слайд №10
Самостоятельная работа Предложения для закрепления знаний о различении слов категории состояния от других частей речи.
Он легко отвечает на любые вопросы. (наречие, обстоятельство)
Облачко легко, невесомо. (краткое прилагательное, именная часть составного именного сказуемого)
Мне легко. (СКС, сказуемое)
Слайд №11
Изучение основных признаков категории состояния.
Лексическое значение слова категории состояния.
Что обозначает эта часть речи? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, постарайтесь определить, что обозначают выделенные слова в предложениях.
1)Мне душно в жаре смолистого воздуха (физическое состояние человека).
2) Тихо уж очень, и собаки не лают (состояние окружающей среды).
3) Нельзя курить (оценка действий).
(Категория состояния — это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково?)
Слайд №12
В зависимости от лексического значения слова категории состояния можно разделить на группы: Слова состояния обозначают:
душевное и физическое состояние человека: весело, радостно, страшно, жарко, грустно, печально. (Было нестерпимо больно. Мне удобно сидеть на стуле. Мне почему-то стало очень обидно);
состояние природы и окружающей среды: морозно, ветрено, жарко, пыльно, солнечно, прохладно (На улице холодно. Зимним утром морозно. На дворе было душно);
оценку действий, желательность, возможность произвести действия: можно, нельзя, надо, нужно, невозможно (Нельзя много сидеть долго за компьютером. Надо выучить правила. Можно зайти в класс?).
Кроме того, слова, обозначающие состояние, могут быть соотносимы с именами существительными типа: пора, лень, охота.
Слайд №13
Развитие умения обнаруживать и анализировать слова категории состояния.
Работа учащихся в парах по распределению СКС по смысловым группам.
Задание. Распределите СКС по смысловым группам.
1.В доме было тепло и сухо. 2.По утрам еще темно. 3.Васе одному скучно. 4.Ему лень сойти с крыльца. 5.Досадно, что скоро придется уехать. 6.Человеку одиноко без друга. 7.У меня на душе спокойно. 8.Можно сделать это лучше. 9.Невозможно не заметить красоты осеннего леса. 10.Курить в общественных местах нельзя.
Слайд №14
Душевное и физическое состояние человека | Состояние природы и окружающей среды | Оценка действий |
скучно, лень, одиноко, досадно | тепло, сухо, темно, спокойно | можно, невозможно, нельзя |
Слайд №15
Морфологические признаки слов категории состояния.
Работа учащихся по таблице «Различение частей речи».
Задание. Найти различия слов категории состояния от кратких прилагательных по морфологическим признакам (слова категории состояния не изменяются по родам, числам, падежам).
Слова категории состояния на -о, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения, например: Тоскливее, печальней становилось на душе (А. Куприн). Степень сравнения – непостоянный морфологический признак. Некоторые СКС имеют формы оценки: холодновато, жутковато, страшновато.
Пример:
Слайд №16
Синтаксическая роль слов категории состояния.
Работа учащихся по таблице «Различение частей речи».
Задание. Найти различия слов категории состояния от наречий (слова категории состояния отличаются от наречия тем, что, во-первых, употребляются только в безличном предложении (в предложении без подлежащего); во-вторых, выступают в роли сказуемого, тогда как наречие обычно является обстоятельством.
Слова категории состояния могут сочетаться с глаголами-связками (быть, стать, становиться, делаться), причём связка может иметь форму всех времён (было, будет, в настоящем времени – нулевая) изъявительного наклонения и форму условного наклонения (было бы холоднее).
Синтаксическая роль слов категории состояния. Слово категории состояния выполняет синтаксическую функцию сказуемого в односоставном безличном предложении.
Слайд №17
Определение понятия слов категории состояния.
Категория состояния – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека.
Слова категории состояния не изменяются.
Употребляются в предложении без подлежащего в роли сказуемого, выступая часто вместе с такими глаголами, как было, будет, станет и т.д.
Слайд №18
V. Физкультминутка. (1 мин.)
Слайд №19
VI. Творческая работа (7 мин.)
Употребление СКС в устной и письменной речи. Умение конструировать предложения и составлять тексты.
Задание. Составить предложения, используя слова категории состояния по предложенным иллюстрациям. (СКС - радостно, хорошо, грустно, весело; печально, скучно, плохо, тоскливо; туманно, ветрено)
Задание повышенной сложности. Составить сочинение – миниатюру по одной из иллюстраций.
Слайд №20
VII. Вывод по уроку. Рефлексия. (4 мин.)
Мне удалось…
Меня удивило…
Мне понравилось…
Я доволен…
Я считаю, что поработал…
Мне было трудно…
Слайд №21
VIII. Домашнее задание: параграф 120 - пересказ, работа с текстом, творческое задание
(3 мин.)
Слайд №22
Комментарий.
Необходимо расставить недостающие знаки препинания, раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы в слова предложенного вам текста.
Предлагается творческое задание по выбору: написать сочинение-рассуждение (5-8 предложений) на языковую тему «Роль слов категории состояния в речи» или мини-сочинение на тему «Мое любимое время года».
Раздаточный материал (текст).
Тихо. Между деревьями син..м столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.
А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.
Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире.
(М. Пришвин)
1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?
2. Определите тему и основную мысль текста. Определите, сколько микротем в тексте. Выделите главное в каждой микротеме.
3. Озаглавьте текст.
4. Каков стиль текста? Определите тип текста.
5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.
6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.