Урок русского языка в 7 классе по теме «Фразеологизмы»
Урок русского языка в 7 классе по теме «Фразеологизмы»
Данный урок, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.
На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Материал к уроку подобран таким образом, что может быть использован как при коллективной, так и при индивидуальной форме обучения. Данный урок предполагает выполнение и достижение определённых целей и задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме «Фразеологизмы» »
Неделя
День
Урок русского языка в 7 классе
Название занятия:
Фразеологизмы.
Общая цель:
Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.
Ожидаемый результат:
Научить распознавать фразеологические обороты, употреблять и находить в речи.
Тип урока:
Повторение и обобщение изученного.
Задания:
Групповые.
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:
карточки, учебник, использование компьютера
флипчарт.
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Вводная часть
(3-5 мин)
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Тему сегодняшнего урока вы определите сами.
Приветствуют учителя.
Презентация
(10-15)
Слайд 1
1. Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …
2. Фальшивят, путают слова.
Поют кто в лес, … .
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши ... .
- Что вы видите в наших ответах?
Правильно. Сегодня повторим и обобщим материал по теме: фразеологизмы. (Слайд2 ) Прежде чем начнем, я хотела бы поделить на группы. Выберите в группе лидера. Функции лидера: лидер должен на протяжении урока выставлять баллы за правильные ответы. В итоге ваши баллы суммируются. Лидеры будут ориентироваться по данным критериям.
Итак, ребята, вспомним, что такое фразеологизмы? Дайте определение.
Слайд 3
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову
Фразеологизмы.
Деление на группы с помощью картинок. (нос, глаза и язык)
Ответы учеников.
Основная часть
(20 мин)
Задание 1
Слайд 4
А сейчас постарайтесь найти объяснение каждому фразеологизму.
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
(Б. Заходер)
Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.
Задание 2 (Слайд 6)
-Переходим к следующему заданию. Сейчас я буду диктовать фразеологизмы.
1-группа выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать».
2-группа-«обманывать»
3-группа-«быстро».
Асейчасобменяйтесь, пожалуйста, тетрадями с соседом по парте, возьмите ручку, посмотрите внимательно на экран. Вы увидите правильные ответы. (Слайд 7) Я попрошу вас самостоятельно проверить работы. Набранные баллы выставить в оценочные листы.
Задание 3
- А теперь каждая группа должна выписать из текста фразеологизмы.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Задание 4
-Следующее задание. Сейчас я вам раздам картинки, а выдолжны
-И последнее задание. Каждой группе даю два фразеологизма, вы должны будете нарисовать иллюстрацию, а другая группа отгадать и объяснить его значение.
Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом.
Взаимопроверка
Выписывают из текста.
Дети рисуют иллюстрации.
Отгадывают. (Клевать носом, провалиться сквозь землю, час по чайной ложке)
Подведение итогов
(5 мин)
Понравился ли вам наш урок?
Как вы сегодня поработали, хорошо или кто- просидел без дела? Кому из вас ещё трудно находить фразеологизмы, употреблять их в своей речи?
Д/з. У вас на партах лежат картинки. (носы, глаза и язык) Каждая группа дома подберет к этим картинкам фразеологизмы.
Ответы учеников.
Приложение 1
Кашу маслом не испортишь. - Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь. ( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, )
Приложение 2
Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем.
так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья
палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить,
собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля
дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы.
Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья.
Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Приложение 3
Мир Зацепочкина.
Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был – как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть, как вырос сынок, пора в школу отправлять.
В школе Антон решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней – надпись: «Зовут его Антошка – зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух, а на уроках молчит, как рыба. Зато на бабушку рычит, как лев, с сестрой он – крокодил, а перед директором дрожит, какзаяц. Но вокруг мамы ходит, как лиса, потому что мама покупает ему игрушки!»