«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)
В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».
– Как называются такие устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы)
– Назлвите раздел рус яз, который изучает Ф. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение». Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.
Запись в теоретическую тетр.: «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы.»
Слово учителя: Как думаете, зачем нужно изучать фразеологизмы? «Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. Определите отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), семи пядей во лбу (очень умный), ни то ни се (ничем не выделяющийся).
Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения. Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Но вместе с тем фразеологизмы заметно отличаются от слов: фразеологизмы представляют собой сочетание двух и более слов. Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую самостоятельность. Это можно подтвердить, например, тем, что в составе таких выражений используются слова, которые не всем понятны. Говорят, например, попасть впросак, хотя не все знают, что такое впросак; или точить лясы, задать стрекача, хотя не знают, что такое лясы или стрекач.
Чтобы лучше представить, чем отличаются свободные словосочетания от фразеологизмов сопоставим еще раз их признаки.
8) Учитель на доске, а ученики в тетрадях-справочниках чертят и заполняют схему.
Признаки свободных Признаки
словосочетаний фразеологизмов
1. Любое из слов можно заменить 1. В их составе нельзя заменять
другими словами. одно слово другим.
2, Слова сохраняют свою смы- 2. Слова теряют свою смысло-
словую самостоятельность. вую самостоятельность.
3. Создаются в процессе речи, не 3. Как и слова, используются
требуют запоминания. готовыми, запоминаются.
– Как вы думаете, в предложении Ф. каким членом предложения является? Как нам выяснить? Разбор предложения: Поезд должен прийти с минуты на минуту.
– Вывод: Ф. является одним членом предложения.
9) Чтение материала учебника на с. 81 выводы по изученному материалу ( с пометами знаю/узнал/не понятна инфо). Вывод: что такое фразеологизмы?
5. Закрепление пройденного материала.
Ученикам предлагаются следующие задания:
1.Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:
1) делать из мухи слона, 2) мозолить глаза, 4) как две капли воды, 5) бить баклуши,6) набрать в рот воды, 7) семи пядей во лбу (пядь = 17,78 см) , 8) когда рак на горе свистнет, 9) зарубить на носу, 10) куры не клюют. Так говорят про очень умного человека, предполагая, что высота лба пропорциональна уму.
2.
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика.
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) хоть пруд пруди
2) кто во что горазд
3) как снег на голову
4) ни рыба ни мясо
5) рукой подать
неба
6) куда ноги несут
7) с пустыми руками
бешенство
8) ни кровинки в лице
9)доводить до белого каления
1) куда глаза глядят
2) в двух шагах
3) куры не клюют
4)кто в лес, кто по дрова
5) как гром среди ясного
6) ни то ни сё
7) приводить в
8) несолоно хлебавши
9) как мел
1) рукой подать
2) на вес золота
3) семи пядей во лбу
4) песок сыплется
5) в час по чайной ложке
6) мастер кислых щей
7) засучив рукава
8) потерпеть фиаско
9) душа в душу
10)засучить рукава
1) мастер на все руки
2) спустя рукава
3) у черта на куличках
3) взять себя в руки
5) грош цена
6)хоть кол на голове теши
7) молоко на губах не обсохло
8) потерпеть фиаско
9) одержать победу
10)на всех парах
3. Учитель называет фразеологизм, а ученики должны заменить его словом или словосочетанием (устно):
Зеница ока (самое важное), скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что-либо); морочить голову (отвлекать от основного пустыми разговорами; ср. соврем. простореч.: вешать лапшу на уши); кожа да кости (очень худой); бить ключом (активно, энергично проявлять себя); как белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах).
5. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …;гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец опалец не … ; впросак ….
Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.
7. Подведение итогов урока в форме фронтального опроса по вопросам:
Что такое фразеологизм?
Что такое фразеология?
Какими признаками обладает фразеологизм?
Чем фразеологизм отличается от словосочетания?
Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:
1) делать из мухи слона, 2) мозолить глаза, 3) как две капли воды, 4) бить баклуши,5) набрать в рот воды, 6) семи пядей во лбу (пядь = 17,78 см) , 7) когда рак на горе свистнет, 8) зарубить на носу, 9) куры не клюют.
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика.
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) хоть пруд пруди
2) кто во что горазд
3) как снег на голову
4) ни рыба ни мясо
5) рукой подать
неба
6) куда ноги несут
7) с пустыми руками
бешенство
8) ни кровинки в лице
9)доводить до белого каления
1) куда глаза глядят
2) в двух шагах
3) куры не клюют
4)кто в лес, кто по дрова
5) как гром среди ясного
6) ни то ни сё
7) приводить в
8) несолоно хлебавши
9) как мел
1) рукой подать
2) на вес золота
3) семи пядей во лбу
4) песок сыплется
5) в час по чайной ложке
6) мастер кислых щей
7) засучив рукава
8) потерпеть фиаско
9) душа в душу
10)засучить рукава
1) мастер на все руки
2) спустя рукава
3) у черта на куличках
3) взять себя в руки
5) грош цена
6)хоть кол на голове теши
7) молоко на губах не обсохло
8) потерпеть фиаско
9) одержать победу
10)на всех парах
3. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …;гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец опалец не … ; впросак ….
1.Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:
1) делать из мухи слона, 2) мозолить глаза, 3) как две капли воды, 4) бить баклуши,5) набрать в рот воды, 6) семи пядей во лбу (пядь = 17,78 см) , 7) когда рак на горе свистнет, 8) зарубить на носу, 9) куры не клюют.
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика.
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) хоть пруд пруди
2) кто во что горазд
3) как снег на голову
4) ни рыба ни мясо
5) рукой подать
6) куда ноги несут
7) с пустыми руками
8) ни кровинки в лице
9)доводить до белого каления
1) куда глаза глядят
2) в двух шагах
3) куры не клюют
4)кто в лес, кто по дрова
5) как гром среди ясного неба
6) ни то ни сё
7) приводить в бешенство
8) несолоно хлебавши
9) как мел
1) рукой подать
2) на вес золота
3) семи пядей во лбу
4) песок сыплется
5) в час по чайной ложке
6) мастер кислых щей
7) засучив рукава
8) потерпеть фиаско
9) душа в душу
10)засучить рукава
1) мастер на все руки
2) спустя рукава
3) у черта на куличках
3) взять себя в руки
5) грош цена
6)хоть кол на голове теши
7) молоко на губах не обсохло
8) потерпеть фиаско
9) одержать победу
10)на всех парах
3. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …;гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец опалец не … ; впросак ….
Работа с текстом: прочитайте, выпишите 10 фразеологизмов.
Кашу маслом не испортишь. - Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. - Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. - Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. - Отдай! - Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! - Я машину чиню, - заплакал Саша. А бабушка: - Всему своё время. - Зачем молоток унесла? - Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать. Папа сказал: - Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: - Кашу маслом не испортишь.
Работа с текстом: прочитайте, выпишите 10 фразеологизмов.
Кашу маслом не испортишь. - Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. - Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. - Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. - Отдай! - Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! - Я машину чиню, - заплакал Саша. А бабушка: - Всему своё время. - Зачем молоток унесла? - Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать. Папа сказал: - Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: - Кашу маслом не испортишь.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
["file_id"] => string(6) "113459"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1410262669"
}
}