Урок-семинар
по теме «Эти удивительные наречия»
(Повторительно-обобщающий урок
в 7 классе. План-конспект)
Разработан учителем русского языка и литературы Бабич Светланой Юрьевной
г. Россошь - 2014
Цели урока:
а) образовательные: обобщить,расширить и систематизировать знания по теме "Наречие"; повторить сведения об орфографических, орфоэпических особенностях наречия; наблюдать за употреблением наречий в текстах разных стилей; формировать умение составлять свои тексты с наречиями;формировать умение строить устное монологическое высказывание в научном стиле;
б) воспитательные: воспитывать у учащихся любовь и уважение к родному языку, интерес к изучаемому предмету, умение слушать собеседника и с уважением относиться к чужому мнению;
г) развивающие: развить умение участвовать в дискуссии на лингвистические темы, свободно использовать в активном словарном запасе научные термины, пользоваться научной и справочной литературой.
За 7-10 дней до проведения семинара учащимся даются вопросы и задания по группам и список научной и справочной литературы для подготовки.
Ход урока
Слово учителя.
Учитель.–
Здравствуйте! Присаживайтесь. Обратите внимание на слайд.
Слайд 1
Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, по-прежнему держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с неспешно шагавшим мужчиной.
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча впоследствии вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина.
С тяжелой грустью смотрел я им вслед… Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставанье. А Ванюшка, отойдя несколько шагов, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа волнующе сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное — уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…
Учитель. Из какого произведения этот текст? (М. Шолохов, рассказ «Судьба человека»)Слайд.
– В конце урока мы с вами решим, почему отрывок из этого произведения взяла на сегодняшний урок.
-Мы с вами говорили, что наиболее часто встречающиеся части речи – это существительное, прилагательное, глагол.
Прочитайте и подумайте, какая еще часть речи встречается в тексте довольно часто? (Наречие)
-Назовите их.
– Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Наречие).
В тетрадях записываются дата и тема.
- Я назвала так: Эти удивительные наречия.
– Вы можете мне возразить, что наречие мы изучали?
Ученик. – А я не люблю наречие. Я невзлюбил наречие еще задолго до того, как узнал о нем. Всю жизнь оно меня преследует: «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай все аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески», - только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить. А как понравится, есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?
А мне приятнее носиться вскачь, лежать горизонтально и тихо-тихо щелкать пультом телевизора и листать каналы телеэкрана, которыхвидимо-невидимо.
Учитель.
– Но, не смотря на свое отношение к наречию, сейчас ты их произнес довольно много. Ребята, кто услышал наречия, назовите?
Учитель.
– Конечно, нужно беречь и любить свой родной язык. А можно ли полюбить часть речи, или, по крайней мере, почувствовать к ней симпатию? Этот вопрос показался вам странным? Действительно, можно любить родных и друзей, города и книги, летний день и катание на коньках, но испытывать добрые чувства к приставке или полюбить наречие невозможно. Не торопитесь. Наречие с полным правом могло бы сказать о себе: «Не обходится без меня ни диктант, ни рассказ, я помогаю охарактеризовать более точно и предмет, и действие, и признак». И это так.
– Как бы вы определили цель нашего урока…
– Мы с вами закончили изучать темы наречие. Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописаний наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Знать их происхождение, с какой целью они используются и для чего служат. Это цель сегодняшнего урока.
– Задача нашего урока - расширить известные нам сведения о наречии. И для того, чтобы обобщить и углубить знания по этой удивительной части речи, вам была предложена маркировочная таблица ЗУХ, я ее внимательно проанализировала и пришла к выводу, что именно эти вопросы должны быть рассмотрены на уроке-семинаре. Готовясь к нему, вы работали в группах, провели большую поисково-исследовательскую работу. И каждая из групп поделится результатами своих исследований, представив, по желанию, свой кластер.
3.Работа по теме урока.
-Итак, работой занимались 4 группы
Слайд 2
Слайд 3
Учитель.
-Свою работу представляет группа «Теоретики»
группа «Теоретики»
1.Что такое наречие? Слайд4
Каков секрет названия? Слайд5
Какое место по употреблению занимает среди других слов?
– Знаете ли вы, что среди девяти тысяч самых частотных слов наречий 705, или 8%, поэтому по количеству они занимают 4-ое место после существительных, глаголов и прилагательных. По частоте употребления наречия занимают 6-место послесуществительных, глаголовместоимений, предлогов и прилагательных.
В русско-английском словаре дано сравнительно немного наречийна и - 11 (извне, издалека, изнутри, изредка), на н больше - 24 (навеки, наверх, навсегда, наглядно).
Слайд8. Текст Шолохова.
Ученик. – Задание группам. Выберите из текста наречия и докажите свою точку зрения.
-Мы обобщили результаты своей работы, составив кластер.
Учитель. – А что такое кластер?
Слайд9.
Учитель. – На уроках по теме наречие мы знакомились со смысловыми группами наречий и убедились, что они уточняют время, место, причину, образ действия.
– Я бы хотела обратить ваше внимание на наречие неспешно.
- К какой смысловой группе оно относится? Только ли об образе действия говорит вам это наречие?
-Представьте себе неспешно шагающего мужчину. Что вы можете сказать о его чувствах? (Он идет задумчиво, словно рассуждая о чем-то, словно анализируя свою жизнь).
– А теперь вдумайтесь в смысл наречия в предложении волнующе.
– Что это говорит о состоянии человека? (волнение, переживание)
Учитель. – Следовательно наречие не только служит для уточнения места, времени, образа действия, но и для выражения состояния души человека.
2 группа. Исследователи.
Ученик. – Мы занимались словообразованием, анализом с целью выяснить
Слайд10.
Какие способы словообразования характерны для наречия?
От каких частей речи они образованы?
С помощью каких морфем образуются наречия?
Ученик. – Работая со словарем
Мы пришли к выводу, что наречие образуется от многих частей речи.
Вверх ← верх (сущ)
Доверчиво ← доверчивый (прил)
Наглухо ← глухой (прил)
По-моему ← мой (местоимение)
Вдвое ← два (числ)
Обиженно ← обиженный (прил)
Лежа ←лежа (дееприч)
Кое-где- где (прист.)
Ученик. – Вы видите, что наречие могут быть образованы от разных частей речи. Также и разнообразны и способы словообразования.
Слайд тот же. По щелчку добавляется способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный,
Ученик. – Надеюсь, вы теперь можете выполнить следующее задание (задание группам)
Слайд11.
«Найди лишнее наречие».
Вниз, издалека, влево, вначале.
Лежа, снова, сидя, шутя.
Наудачу, благополучно, наизнанку, насилу.
– Найдите лишнее наречие, докажите свою точку зрения и произведите морфемный и словообразовательный анализ.
Страница 4. Выполнить у доски.
Учитель. – А как по-другому называется неморфологический способ? Хочу обратить ваше внимание, что в тестах ГИА и ЕГЭ очень часто встречаются вопросы, связанные с неморфологическим способом словообразования. Мы с вами говорили, что наречие соотносится с другими частями речи, поэтому и в морфологическом разборе тоже бывают ошибки. Чтобы избежать их, выполним следующее задание.
Обратите внимание на предложения.
Слайд12. Запишите их и скажите, какой частью речи и членами предложения является выделенное слово.
Зимой я катаюсь на лыжах.
Этой морозной снежной зимой многие были недовольны.(1 чел. у доски)
Ученик. – Хочу обратить ваше внимание на то, что проведении словообразовательного и морфемного анализа нужно помнить, что наречие- это неизмен. ч. речи и у него никогда нет оконачния.
Иначе получится, так как в стихотворении, которое мы нашли, готовясь к семинару.
Слайд13.
Говорят, наречия
Совсем не изменяются.
Это очень даже просто проверяется.
Слово очень мы возьмем.
Оченями, оченем…
Да, уж непонятно нам:
Нету слова оченям!
Для примера мы тогда
Взяли слово никогда.
Начинаем изменять:
Никогдам и никогдать.
Да и здесь один ответ:
Никогдов на свете нет!
Верно, что наречия совсем не изменяются, вовсе не спрягаются
И даже не склоняются!
Слайд14.
Ученик. Результаты нашей работы представлены на слайде.
3 группа.
Учитель. – Интересную работу провела группа историков. Ребята, которые занимались исследованием этимологии, то есть происхождением наречий.
Ученик. – Мы работали со словарем под редакцией Шанского Н.М. и предлагаем вам результаты своей работы + иллюстрации.
Слайд.
Внутрь
Навзничь
Дотла
Исподтишка
Вдребезги
Ученик. – Зачем необходимо это знать? (1. Это интересно с точки зрения истории языка. 2. Это необходимо знать с точки зрения орфографии, чтобы правильно писать наречия).
Учитель. – Но над этим работала 4 группа. А пока 4 группа готовится, мы немного отдохнем.
Физминутка.
Быстро закройте глаза, наклоните голову вперед, назад, влево, вправо. Продолжайте ровно дышать. Поверните туловище влево-вправо. Тихо откройте глаза. Вы спокойны, уверенны. Чувствуете себя хорошо! Тогда вперед!
Учитель.Назовите наречия, которые помогли нам выполнить физминутку.
4 группа. «Грамотеи»
Мы решили, что на других уроках русского языка достаточно много говорили о правописаниях наречий. И сейчас давайте вспомним об этом, выполнив наши задания.
Зрительный диктант с продолжением.
Вашему вниманию представлены слова. Прочитайте их. А теперь я буду диктовать, вы записывать, обозначать орфограммыграфически, рядом записывать 2 слова с этой же орфограммой.
Наотмашь
По-русски
Невдалеке
– По одному человеку выходят к доске. Это группа грамотеев включала 2 подгруппы (пишу правильно и говорю правильно)
– Мы работали над выявлением ошибок в употреблении наречий, которые наиболее часто встречаются в нашей устной и письменной речи.
– Предлагаем вашему вниманию результаты нашей работы и просим вас прокомментировать.
– Прочитайте. Найдите ошибки в употреблении наречий. Запишите только те предложения, которые помогут вам избежать вам ошибок в речи.
Слайд.
Обратно(опять) проливной дождь пошёл.
Мальчик навзничь упал на землю и ткнулся лицом в ладони.
Реки в Сибири ужасно(очень) глубокие.
Вперед(сначала) надо подумать, а потом отвечать.
Отряд двинулся в путь, спереди(впереди) шел Володя.
Иван, держитесь более свободнее(свободно).
Ученик: Мы работали с предложениями, а теперь предлагаем вам другое задание.Запишите слова и поставьте ударение.
Слайд.Мельком, донельзя, до смерти, по двое, тотчас, без умолку, щекотно, доверху
Ученик. Интересно работать с наречиями. Интересно потому, что мы многое узнали, открыли для себя. В своей речи мы часто употребляем фразеологизмы и удивительно то, что в них часто встречаются наречия. Наречия позволяют точно и четко судить о том явлении, котором говорят.
Галопом по Европам
Бирюком жить
Согнуться в три погибели
Держи карман шире
Учитель: Устно составьте и запишите предложения с этими фразеологизмами.
Какие (простые, сложные, осложненные)?
Учитель: Прочитайте предложения, расскажите о нем.
Учитель:А теперь еще раз прошу обратить ваше внимание
Слайд.Русский язык необыкновенно богат наречиями. Они делают его речь точной, осмысленной и выразительной.
М. Горький
4. Итог.
Учитель: Вспомните содержание нашего сегодняшнего урока и скажите, прав ли был М. Горький, который считал, что русский язык необыкновенно богат наречиями…….
Чем полезен был сегодняшний урок?
Что открыли для себя?
Наречие- это часть нашего языка и так как в стихотворении
Родная речь – Отечеству основа.
Не замути божественный родник
Храни себя: душа рождает слово,
Великий святорусский наш язык.
Учитель: Я бы хотела, чтобы вы бережно относились к родному языку и к той части речи, о которой мы сегодня говорили.
Учитель:И в заключение. Как вы думаете, почему на сегодняшнем уроке звучал отрывок из произведения М. Шолохова «Судьба Человека». (Скоро …..
Оценки.Озвучить
С помощью наречий оцените свое эмоциональное состояние на уроке, свою работу.
5.Д/з
1.Найти в произведениях художественной литературы наречия и проанализировать их роль в тексте.
2.Написать мини-сочинение с использованием наречий на тему: «Зима недаром злится».
3.Составить мини-диктант на наиболее трудные в орфографическом плане написания наречий.
4.Написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями. Они делают его речь точной, осмысленной и выразительной».