Урок-семинар
  по теме «Эти удивительные наречия»
  (Повторительно-обобщающий урок  
  в 7 классе. План-конспект)
 
 
  Разработан учителем русского языка и литературы Бабич Светланой Юрьевной
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 г. Россошь - 2014
  
 
 
  Цели урока:  
  а) образовательные: обобщить,расширить и систематизировать знания по теме "Наречие"; повторить сведения об орфографических, орфоэпических особенностях наречия; наблюдать за употреблением наречий в текстах разных стилей; формировать умение составлять свои тексты с наречиями;формировать умение строить устное монологическое высказывание в научном стиле;  
  б) воспитательные: воспитывать у учащихся любовь и уважение к родному языку, интерес к изучаемому предмету, умение слушать собеседника и с уважением относиться к чужому мнению;
   г) развивающие: развить умение участвовать в дискуссии на лингвистические темы, свободно использовать в активном словарном запасе научные термины, пользоваться научной и справочной литературой.
  За 7-10 дней до проведения семинара учащимся даются вопросы и задания по группам и список научной и справочной литературы для подготовки.
  Ход урока
  -  Слово учителя. 
 Учитель.–
  Здравствуйте! Присаживайтесь. Обратите внимание на слайд.  
  Слайд 1
  Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, по-прежнему держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с неспешно шагавшим мужчиной.
   Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча впоследствии вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина.
   С тяжелой грустью смотрел я им вслед… Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставанье. А Ванюшка, отойдя несколько шагов, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа волнующе сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное — уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…
  Учитель. Из какого произведения этот текст? (М. Шолохов, рассказ «Судьба человека»)Слайд.
  – В конце урока мы с вами решим, почему отрывок из этого произведения взяла на сегодняшний урок.  
  -Мы с вами говорили, что наиболее часто встречающиеся части речи – это существительное, прилагательное, глагол.  
  Прочитайте и подумайте, какая еще часть речи встречается в тексте довольно часто? (Наречие)
  -Назовите их.
  – Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Наречие).
  -  В тетрадях записываются дата и тема. 
 - Я назвала так: Эти удивительные наречия.
  – Вы можете мне возразить, что наречие мы изучали?
  Ученик. – А я не люблю наречие. Я невзлюбил наречие еще задолго до того, как узнал о нем. Всю жизнь оно меня преследует: «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай все аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески», - только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить. А как понравится, есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?
  А мне приятнее носиться вскачь, лежать горизонтально и тихо-тихо щелкать пультом телевизора и листать каналы телеэкрана, которыхвидимо-невидимо.
  Учитель.  
  – Но, не смотря на свое отношение к наречию, сейчас ты их произнес довольно много. Ребята, кто услышал наречия, назовите?
  Учитель.
  – Конечно, нужно беречь и любить свой родной язык. А можно ли полюбить часть речи, или, по крайней мере, почувствовать к ней симпатию? Этот вопрос показался вам странным? Действительно, можно любить родных и друзей, города и книги, летний день и катание на коньках, но испытывать добрые чувства к приставке или полюбить наречие невозможно. Не торопитесь. Наречие с полным правом могло бы сказать о себе: «Не обходится без меня ни диктант, ни рассказ, я помогаю охарактеризовать более точно и предмет, и действие, и признак». И это так.
  – Как бы вы определили цель нашего урока…
  – Мы с вами закончили изучать темы наречие. Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописаний наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Знать их происхождение, с какой целью они используются и для чего служат. Это цель сегодняшнего урока.  
  – Задача нашего урока - расширить известные нам сведения о наречии. И для того, чтобы обобщить и углубить знания по этой удивительной части речи, вам была предложена маркировочная таблица ЗУХ, я ее внимательно проанализировала и пришла к выводу, что именно эти вопросы должны быть рассмотрены на уроке-семинаре. Готовясь к нему, вы работали в группах, провели большую поисково-исследовательскую работу. И каждая из групп поделится результатами своих исследований, представив, по желанию, свой кластер.
  3.Работа по теме урока.
  -Итак, работой занимались 4 группы
  Слайд 2
  
 
  Слайд 3
  Учитель.
  -Свою работу представляет группа «Теоретики»
  группа «Теоретики»
  1.Что такое наречие?  Слайд4
  -  Каков секрет названия? Слайд5 
 Какое место по употреблению занимает среди других слов?
  – Знаете ли вы, что среди девяти тысяч самых частотных слов наречий 705, или 8%, поэтому по количеству они занимают 4-ое место после существительных, глаголов и прилагательных. По частоте употребления наречия занимают 6-место послесуществительных, глаголовместоимений, предлогов и прилагательных.
  В русско-английском словаре дано сравнительно немного наречийна и - 11 (извне, издалека, изнутри, изредка), на н больше - 24 (навеки, наверх, навсегда, наглядно).
  Слайд8. Текст Шолохова.
  Ученик. – Задание группам. Выберите из текста наречия и докажите свою точку зрения.  
  -Мы обобщили результаты своей работы, составив кластер.
  Учитель. – А что такое кластер?
  Слайд9.
  Учитель. – На уроках по теме наречие мы знакомились со смысловыми группами наречий и убедились, что они уточняют время, место, причину, образ действия.  
  – Я бы хотела обратить ваше внимание на наречие неспешно.
  - К какой смысловой группе оно относится? Только ли об образе действия говорит вам это наречие?  
  -Представьте себе неспешно шагающего мужчину. Что вы можете сказать о его чувствах? (Он идет задумчиво, словно рассуждая о чем-то, словно анализируя свою жизнь).
  – А теперь вдумайтесь в смысл наречия в предложении волнующе.
  – Что это говорит о состоянии человека? (волнение, переживание)  
  Учитель. – Следовательно наречие не только служит для уточнения места, времени, образа действия, но и для выражения состояния души человека.
  2 группа. Исследователи.
  Ученик. – Мы занимались словообразованием, анализом с целью выяснить
  Слайд10.  
  -  Какие способы словообразования характерны для наречия? 
-  От каких частей речи они образованы? 
-  С помощью каких морфем образуются наречия? 
 Ученик. – Работая со словарем  
  Мы пришли к выводу, что наречие образуется от многих частей речи.
  Вверх ← верх (сущ)
  Доверчиво ← доверчивый (прил)
  Наглухо ← глухой (прил)
  По-моему ← мой (местоимение)
  Вдвое ← два (числ)
  Обиженно ← обиженный (прил)
  Лежа ←лежа (дееприч)
  Кое-где- где (прист.)
  Ученик. – Вы видите, что наречие могут быть образованы от разных частей речи. Также и разнообразны и способы словообразования.
  Слайд тот же. По щелчку добавляется способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный,  
  Ученик. – Надеюсь, вы теперь можете выполнить следующее задание (задание группам)
  Слайд11.
 «Найди лишнее наречие».
  -  Вниз, издалека, влево, вначале. 
-  Лежа, снова, сидя, шутя. 
-  Наудачу, благополучно, наизнанку, насилу. 
 
 
  – Найдите лишнее наречие, докажите свою точку зрения и произведите морфемный и словообразовательный анализ.
  Страница 4. Выполнить у доски.
  Учитель. – А как по-другому называется неморфологический способ? Хочу обратить ваше внимание, что в тестах ГИА и ЕГЭ очень часто встречаются вопросы, связанные с неморфологическим способом словообразования. Мы с вами говорили, что наречие соотносится с другими частями речи, поэтому и в морфологическом разборе тоже бывают ошибки. Чтобы избежать их, выполним следующее задание.
  Обратите внимание на предложения.
  Слайд12. Запишите их и скажите, какой частью речи и членами предложения является выделенное слово.  
  Зимой я катаюсь на лыжах.
  Этой морозной снежной зимой многие были недовольны.(1 чел. у доски)
  Ученик. – Хочу обратить ваше внимание на то, что проведении словообразовательного и морфемного анализа нужно помнить, что наречие- это неизмен. ч. речи и у него никогда нет оконачния.  
  Иначе получится, так как в стихотворении, которое мы нашли, готовясь к семинару.
  Слайд13.  
  Говорят, наречия
  Совсем не изменяются.
  Это очень даже просто проверяется.
  Слово очень мы возьмем.
  Оченями, оченем…
  Да, уж непонятно нам:  
  Нету слова оченям!
  Для примера мы тогда  
  Взяли слово никогда.
  Начинаем изменять:
  Никогдам и никогдать.
  Да и здесь один ответ:
  Никогдов на свете нет!
  Верно, что наречия совсем не изменяются, вовсе не спрягаются  
  И даже не склоняются!
  Слайд14.
  Ученик. Результаты нашей работы представлены на слайде.
  3 группа.  
  Учитель. – Интересную работу провела группа историков. Ребята, которые занимались исследованием этимологии, то есть происхождением наречий.
  Ученик. – Мы работали со словарем под редакцией Шанского Н.М. и предлагаем вам результаты своей работы + иллюстрации.
  
 
  Слайд.
  Внутрь
  Навзничь
  Дотла
  Исподтишка
  Вдребезги
  Ученик. – Зачем необходимо это знать? (1. Это интересно с точки зрения истории языка. 2. Это необходимо знать с точки зрения орфографии, чтобы правильно писать наречия).
  Учитель. – Но над этим работала 4 группа. А пока 4 группа готовится, мы немного отдохнем.
  Физминутка.  
  Быстро закройте глаза, наклоните голову вперед, назад, влево, вправо. Продолжайте ровно дышать. Поверните туловище влево-вправо. Тихо откройте глаза. Вы спокойны, уверенны. Чувствуете себя хорошо! Тогда вперед!
  Учитель.Назовите наречия, которые помогли нам выполнить физминутку.
  4 группа. «Грамотеи»
  Мы решили, что на других уроках русского языка достаточно много говорили о правописаниях наречий. И сейчас давайте вспомним об этом, выполнив наши задания.  
  Зрительный диктант с продолжением.  
  Вашему вниманию представлены слова. Прочитайте их. А теперь я буду диктовать, вы записывать, обозначать орфограммыграфически, рядом записывать 2 слова с этой же орфограммой.
  
 
  Наотмашь
  По-русски
  Невдалеке
  
 
  – По одному человеку выходят к доске. Это группа грамотеев включала 2 подгруппы (пишу правильно и говорю правильно)
  
 
  – Мы работали над выявлением ошибок в употреблении наречий, которые наиболее часто встречаются в нашей устной и письменной речи.
  – Предлагаем вашему вниманию результаты нашей работы и просим вас прокомментировать.  
  – Прочитайте. Найдите ошибки в употреблении наречий. Запишите только те предложения, которые помогут вам избежать вам ошибок в речи.
  Слайд.
  -  Обратно(опять) проливной дождь пошёл. 
-  Мальчик навзничь упал на землю и ткнулся лицом в ладони. 
-  Реки в Сибири ужасно(очень) глубокие. 
-  Вперед(сначала) надо подумать, а потом отвечать. 
-  Отряд двинулся в путь, спереди(впереди) шел Володя. 
-  Иван, держитесь более свободнее(свободно). 
 Ученик: Мы работали с предложениями, а теперь предлагаем вам другое задание.Запишите слова и поставьте ударение.
  Слайд.Мельком, донельзя, до смерти, по двое, тотчас, без умолку, щекотно, доверху  
  
 
  Ученик. Интересно работать с наречиями. Интересно потому, что мы многое узнали, открыли для себя. В своей речи мы часто употребляем фразеологизмы и удивительно то, что в них часто встречаются наречия. Наречия позволяют точно и четко судить о том явлении, котором говорят.
  Галопом по Европам
  Бирюком жить
  Согнуться в три погибели
  Держи карман шире
  Учитель: Устно составьте и запишите предложения с этими фразеологизмами.
  Какие (простые, сложные, осложненные)?  
  Учитель: Прочитайте предложения, расскажите о нем.
  Учитель:А теперь еще раз прошу обратить ваше внимание
  Слайд.Русский язык необыкновенно богат наречиями. Они делают его речь точной, осмысленной и выразительной.
  М. Горький
  4. Итог.
  Учитель: Вспомните содержание нашего сегодняшнего урока и скажите, прав ли был М. Горький, который считал, что русский язык необыкновенно богат наречиями…….
  Чем полезен был сегодняшний урок?
  Что открыли для себя?
  Наречие- это часть нашего языка и так как в стихотворении
  
 
 Родная речь – Отечеству основа.
 Не замути божественный родник
 Храни себя: душа рождает слово,
 Великий святорусский наш язык.
 
 
  Учитель: Я бы хотела, чтобы вы бережно относились к родному языку и к той части речи, о которой мы сегодня говорили.
  Учитель:И в заключение. Как вы думаете, почему на сегодняшнем уроке звучал отрывок из произведения М. Шолохова «Судьба Человека». (Скоро …..
  Оценки.Озвучить
  С помощью наречий оцените свое эмоциональное состояние на уроке, свою работу.
  5.Д/з
 1.Найти в произведениях художественной литературы наречия и проанализировать их роль в тексте.
 2.Написать мини-сочинение с использованием наречий на тему: «Зима недаром злится».
 3.Составить мини-диктант на наиболее трудные в орфографическом плане написания наречий.
 4.Написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями. Они делают его речь точной, осмысленной и выразительной».