Урок русского языка в 7 классе "Обобщение по теме "Причастие""
Урок русского языка в 7 классе "Обобщение по теме "Причастие""
На данном уроке реализуются метапридметные связи. Урок построен на основе работы с текстом, в данном случае с отрывком из статьи Н.В.Гоголя, посвященной картине К.Брюллова "Последний день Помпеи". Учащиеся повторяют основные орфограммы, связанные с причастиями, и пунктограммы. Работа на уроке предполагает групповую форму, которая проходит в виде соревнования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе "Обобщение по теме "Причастие"" »
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Обобщение по теме «Причастие»
Цели:
1) отрабатывать умение находить причастия в тексте, правильно писать суффиксы причастий, умения отличать причастия от других частей речи, закрепить пунктуационные навыки в предложениях с причастными оборотами;
3) воспитывать интерес к изучению родного языка, к изобразительному искусству, внимательное отношение к слову, вырабатывать личные качества: организованность, умение работать в группе.
Ход урока:
Сообщение темы и целей урока:
Сегодня на уроке мы с вами постараемся обобщить все, что мы знаем о причастии: теоретические сведения, орфограммы в причастиях, пунктуация при причастном обороте.
Вы сегодня будете работать в группах: 1 группа и 2 группа. Выберете командиров. Командиры контролируйте работу каждого члена группы, в конце урока вам необходимо будет оценить работу каждого. Урок мне хотелось бы начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом.
1 слайд:
Не можешь – узнай,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй,
Ищи,
Свершай,
Достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
(Л.Т.Татьяничева)
2. Повторение грамматических признаков и роли причастий в предложениях:
В.И. Даль и М.В. Ломоносов сказали о причастиях следующие слова:
2 слайд:
«Часть речи, причастная к глаголу, во образе прилагательного…» (В.И.Даль)
«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова…» (М.В.Ломоносов)
Задание для 1 группы:
Докажите справедливость высказывания В.И.Даля. Поясните, что он имел в виду.
Задание для 2 группы:
Докажите справедливость слов М.В.Ломоносова, заменяя один из глаголов причастием. Прочтите полученные предложения со знаками препинания.
Карточка: Дорожка выбегает к пруду из густой зелени парка и кончается мостиком. Под сенью раскидистых деревьев сидит на скамейке женщина и читает книгу.
Работа с текстом:
3 слайд (портрет Карла Брюллова)
…Создание и обстановку своей мысли произвел он необыкновенным и дерзким образом: он схватил молнию и бросил ее потопом на свою картину. Молния у него залила и потопила все как будто с тем, чтобы все выказать, чтобы ни один предмет не укрылся от зрителя. Оттого на всем у него разлита необыкновенная яркость. Фигуры он кинул сильно, такою рукою, какою мечет только могущественный гений: эта вся группа, остановившаяся в минуту удара и выразившая тысячи разных чувств; этот гордый атлет, издавший крик ужаса, силы, гордости и бессилия, закрывшийся плащом от летящего вихря каменьев; эта грянувшаяся на мостовую женщина, кинувшая свою чудесную, еще никогда не являвшуюся в такой красоте руку; этот ребенок, вонзивший в зрителя взор свой; этот несомый детьми старик, в страшном теле которого дышит уже могила, рука которого окаменела в воздухе с распростертыми пальцами; мать, уже не желающая бежать и непреклонная на моления сына, которого просьбы, кажется, слышит зритель; толпа, с ужасом отступающая от строений или со страхом, с диким забвением со страха взирающая на страшное явление, наконец, знаменующее конец мира; жрец в белом саване, с безнадежной яростью мечущий взгляд свой на весь мир, - все это у него так мощно, так умело, так гармонично сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего.
А) сообщение ученика (заранее подготовленного):
К.Брюллов из тех мастеров, которые прославились одним, но великим произведением.
Хотя он создал много полотен и портретов, но известен большинству, как автор картины «Последний день Помпеи».
4 слайд ( картина «Последний день Помпеи»
Мысль о большой исторической картине не покидала Брюллова. Еще в 1822 году художник приехал вПомпею, в город, который 19 столетий назад погиб во время извержения вулкана Везувий. Карл Павлович был поражен зрелищем раскопанного археологами мертвого города и у него возник замысел: изобразить трагедию , последние минуты гибели всего живого. 6 лет у него ушло только на подготовительную работу. Над картиной Брюллов работал до изнеможения сил.
Б) слово учителя:
5 слайд (фрагмент картины)
Это полотно интересно еще одной деталью. Посмотрите на автопортрет К.Брюллова и на фрагмент картины, обращая внимание на этого юношу (учитель показывает). Что вы заметили? Действительно, автор изобразил себя в образе художника, спасающего ящик с красками и кистями. Даже перед лицом смерти для художника его дело является важным. Многих это полотно поразило. «Это не картина, а целая эпопея», - написал в своем отзыве известный автор исторических романов Вальтер Скотт. А.С.Пушкин написал стихотворение, посвященное картине «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом…». Н.В.гоголь написал восторженную статью, посвященную этому произведению искусства.
Г) работа с отрывком статьи Н.В.Гоголя: (читает учитель)
- В этом тексте много причастий (18). Как вы думаете, зачем Н.В.Гоголь употребил в своей статье именно эту часть речи?
- словарная работа: пояснение значений причастий. Определите к какой лексике они относятся?
Знаменующее (книж) – означать, свидетельствовать о чем-либо.
Задания :
1.Выпишите 5 действительных причастий настоящего времени (1 группа) и 5 действительных причастий прошедшего времени (2 группа). Дополните своими примерами по 3-4 каждая группа на ту же орфограмму, используя страдательные причастия. Объясните правописание этих орфограмм.
Проверка задания №1.
2.К доске по одному представителю от групп. Задание: обведите те номера в кружок, где пишется –Н- в суффиксах причастий и прилагательных (1 группа), где пишется – НН- в прилагательных и причастиях (2 группа).
Все остальные выполняют задания для каждой группы в тетради.
Поляна освеще(н,нн)а
Даль тума(н,нн)а
Размеша(н,нн)ыекраски
Фигуры изображе(н,нн)ы
Комиссия образова(н,нн)а
Замеше(н,нн)ое тесто
Краше(н,нн)ый маляром пол
Кожа(н,нн)ый портфель
Экскурсия организова(н,нн)а
Девочка дисциплинирова(н,нн)а
Исправле(н,нн)ая ошибка
Некраше(н,нн)ый пол
Заметки собра(н,нн)ы
Девушка образова(н,нн)а
Трава посея(н,нн)а
Клюкве(н,нн)ый сок
Нежда(н,нн)ый гость
Кова(н,нн)ый забор
Проверка задания №2
3. Работа со схемами.
Задание: Выпишите предложения, соответствующие схемам (схемы на доске), считайте за отдельное предложение отрывок текса от точки с запятой до точки с запятой. Запишите полученные предложения в тетрадь, расставьте знаки препинания. Запишите синтаксический синоним к выписанным предложениям.
1 группа: Х, /прич.оборот/.
2 группа: Х, /прич.оборот/ и /прич.оборот/.
Проверка задания №3
4.Задание «найди лишнее»: найди лишнее слово или словосочетание в каждой строке и объясни, почему оно лишнее.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(267) "Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие» в свете требований ФГОС" "
["seo_title"] => string(167) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-matieriala-po-tiemie-prichastiie-v-svietie-triebovanii-fgos"
["file_id"] => string(6) "222211"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1435994113"
}
}