kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 7 классе "Категория состояния"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7 классе "Категория состояния" с презентацией и раздаточным материалом.

Тип урока – изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – категорией состояния; формировать умения определять значения части речи, морфологические признаки и синтаксическую роль, находить слова категории состояния в тексте, учиться употреблять в речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ +»


Тема: Категория состояния как часть речи


Тип урока – изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – категорией состояния; формировать умения определять значения части речи, морфологические признаки и синтаксическую роль, находить слова категории состояния в тексте, учиться употреблять в речи.


Воспитательные задачи:

  • воспитание интереса к родному языку;

  • воспитание самостоятельности и ответственности.

Развивающие задачи:

  • развитие речи учащихся через введение новых понятий;

  • активизация мыслительной деятельности в ходе наблюдения, сопоставления, анализа;

  • построение монологического ответа;

  • развитие памяти и воображения.

Образовательные задачи:

  • сформировать понятие категории состояния как части речи;

  • научиться применять знания на практике по алгоритму;

  • сформировать умения отличать категорию состояния от других частей речи.

Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе.

Орфографическая пятиминутка

  • Сложите слова из вставленных букв и сформулируйте тему урока.

  1. Пото…, отр…зить, моло…ьба, пр…тензия, дру…, к…мбинация, инте(р/рр)есный, пр…сутствовать, загл…деться

  2. Ко…ьба, к…нверт, про…ьба, ме…кий, почталь…н, пл…сать, кова(н/нн)ый, г…рлянда, т…нул

Записываем в тетрадях тему урока.

Какова цель нашего сегодняшнего урока?

Целеполагание. Ученики сами определяют цели урока.

Не заглядывая в учебник, вы можете сказать, какие слова можно отнести к словам категории состояния, а также, что обозначают слова категории состояния?

(Слайд2)Мы должны провести исследование и узнать, какие слова относятся к категории состояния, как и по каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи и какие значения они имеют.

1. Утро солнечно и радостно.

2. Глаза светились радостно.

3.На душе у ребят было радостно.

Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (в каждом предложении есть одно общее слово)

Значит, наше исследование мы должны начать с того, чтобы определить…(какие слова можно отнести к категории состояния).

Рассмотрим первое предложение.

В первом предложении «радостно» является какой частью речи? (кратким прилагательным), от чего задаем вопрос? (относится к существительному), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос утро каково?) каким членом предложения является? предложении является сказуемым); изменяется по…(дни каковы? радостны, она какова? радостна)

во втором – наречие, так обозначает признак действия: светились как? радостно, в предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Радостно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Мы уже знаем, что это неизменяемая часть речи, употребляется в предложении без подлежащего. Такие предложения называются безличными (материал 8 класса)

Заполнение таблицы.


Вопросы

Краткое

прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?

существительное

глагол

не зависит от других слов

На какой вопрос отвечает?

каков? какова? каковы?

как? где?

как? каково?

Что обозначает?

признак

предмета

признак действия, признак другого признака

состояние природы, человека, оценку действия

Каким членом предложения является?

сказуемое

обстоятельство

сказуемое в предложении без подлежащего

Как изменяется?

по родам, числам, падежам

не изменяется

не изменяется

Работа с таблицей.

Чем отличается наречие от СКС?

Слова категории состояния отличаются от наре­чия тем, что, во-первых, употребляются только в без­личном предложении (в предложении без подлежаще­го); во-вторых, выступают в роли сказуемого, тогда как наречие обычно является обстоятельством. Чем наречие отличается от краткого прилагательного?

Для того чтобы научиться отличать слова категории состояния от наречий ,я вам предлагаю алгоритм последовательности действий при анализе слов 
Алгоритм уже лежит на ваших партах, это своего рода шпаргалка, которой вы должны пользоваться, определяя, где наречие, а где слово категории состояния.  
АЛГОРИТМ
1.Определить от какой части речи зависит данное слово в предложении?
2.Какой вопрос задается к слову?
3. Что обозначает данное слово?
4. Указать синтаксическую роль слова в предложении.

 Наречия

 Слово категории состояния

  1. Зависит от глагола.

  2. Обозначает признак действия.

  3. Задается вопрос обстоятельства.

  4. В предложении – обстоятельство.

  1. Независимое слово.

  2. Обозначает состояние природы или живых существ.

  3. Задается вопрос краткого прилагательного.

  4. В предложении –сказуемое.


(предложения для закрепления, работа по алгоритму)

  • Он легко отвечает на любые вопросы. (нар. обстоятельство)

  • Облачко легко, невесомо. (крат. Прил., именная часть составного именного сказуемого)

  • Мне легко. (СКС, сказуемое)

Что обозначает эта часть речи? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, постарайтесь объединить по смыслу выделенные слова.

Мне душно в жаре смолистого воздуха (физическое состояние).

Тихо уж очень, и собаки не лают (состояние окружающей среды).

Нельзя курить (оценка действий).

Слова состояния обозначают:

1) душевное и физическое состояние человека: весело, радостно, страшно, жарко, грустно, печально. (Мне больно. Мне удобно сидеть на стуле);

2) состояние природы и окружающей среды: морозно, ветре­но, жарко, пыльно, солнечно, прохладно (На улице холодно. Зимним утром морозно);

3) оценку действий: можно, нельзя, надо, нужно, невозможно (Нельзя много сидеть долго за компьютером. Надо выучить правила. Можно зайти в класс?).

(Дописать третью графу таблицы)

ФИЗ.МИНУТКА

Самостоятельная работа. Распределить слова категории состояния по группам

В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не выполнить задание.

Проверка по слайду


Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий


больно, скучно холодно, досадно

тепло и сухо, темно, спокойно,

лень, можно нельзя, трудно, стыдно

Начнем закреплять.

Задание 1.

Запишем предложения. Определим их принадлежность к той или иной части речи.

Лицо старика красиво и спокойно. ( Лицо каково? Кр.прилагательное, сказуемое)

На рассвете красиво и спокойно надвигались волны на морской берег. ( Волны надвигались как? Наречие, обстоятельство)

Вечером в осеннем лесу было красиво и спокойно. ( Было каково? В предложении нет и не может быть подлежащего. Категория состояния. Сказуемое.)




В это время несколько учеников работают по карточкам.



Вывод по уроку, д/з параграф 45, упр. 275, распределить предложения по смысловым группам; упр.277; написать мини-зарисовку на тему «Зима» с использованием слов категории состояния.


Проводится оценка работы на уроке.

-Удалось ли нам достичь цели урока?

- Урок для меня показался ….

- На уроке я научился …

- Материал урока для меня был …

Просмотр содержимого документа
«раздатка к уроку категория состояния»

Вопросы

Краткое

прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?




На какой вопрос отвечает?



Что обозначает?




Каким членом предложения является?




Как изменяется?






Вопросы

Краткое

прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?




На какой вопрос отвечает?



Что обозначает?




Каким членом предложения является?




Как изменяется?






 

Вопросы

Краткое

прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?




На какой вопрос отвечает?



Что обозначает?




Каким членом предложения является?




Как изменяется?





АЛГОРИТМ

1.Определить от какой части речи зависит данное слово в предложении?
2.Какой вопрос задается к слову?
3. Что обозначает данное слово?
4. Указать синтаксическую роль слова в предложении.

 Наречия

 Слово категории состояния

  1. Зависит от глагола.

  2. Обозначает признак действия.

  3. Задается вопрос обстоятельства.

  4. В предложении – обстоятельство.

  1. Независимое слово.

  2. Обозначает состояние природы или живых существ.

  3. Задается вопрос краткого прилагательного.

  4. В предложении –сказуемое.


АЛГОРИТМ

1.Определить от какой части речи зависит данное слово в предложении?
2.Какой вопрос задается к слову?
3. Что обозначает данное слово?
4. Указать синтаксическую роль слова в предложении.

 Наречия

 Слово категории состояния

  1. Зависит от глагола.

  2. Обозначает признак действия.

  3. Задается вопрос обстоятельства.

  4. В предложении – обстоятельство.

  1. Независимое слово.

  2. Обозначает состояние природы или живых существ.

  3. Задается вопрос краткого прилагательного.

  4. В предложении –сказуемое.



АЛГОРИТМ

1.Определить от какой части речи зависит данное слово в предложении?
2.Какой вопрос задается к слову?
3. Что обозначает данное слово?
4. Указать синтаксическую роль слова в предложении.

 Наречия

 Слово категории состояния

  1. Зависит от глагола.

  2. Обозначает признак действия.

  3. Задается вопрос обстоятельства.

  4. В предложении – обстоятельство.

  1. Независимое слово.

  2. Обозначает состояние природы или живых существ.

  3. Задается вопрос краткого прилагательного.

  4. В предложении –сказуемое.


АЛГОРИТМ

1.Определить от какой части речи зависит данное слово в предложении?
2.Какой вопрос задается к слову?
3. Что обозначает данное слово?
4. Указать синтаксическую роль слова в предложении.

 Наречия

 Слово категории состояния

  1. Зависит от глагола.

  2. Обозначает признак действия.

  3. Задается вопрос обстоятельства.

  4. В предложении – обстоятельство.

  1. Независимое слово.

  2. Обозначает состояние природы или живых существ.

  3. Задается вопрос краткого прилагательного.

  4. В предложении –сказуемое.





Проводится оценка работы на уроке.

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я доволен…

Я считаю, что поработал…

Мне было трудно…


Проводится оценка работы на уроке.

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я доволен…

Я считаю, что поработал…

Мне было трудно…


Проводится оценка работы на уроке.

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я доволен…

Я считаю, что поработал…

Мне было трудно…


Проводится оценка работы на уроке.

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я доволен…

Я считаю, что поработал…

Мне было трудно…


Проводится оценка работы на уроке.

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я доволен…

Я считаю, что поработал…

Мне было трудно…


Проводится оценка работы на уроке.

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я доволен…

Я считаю, что поработал…

Мне было трудно…


Проводится оценка работы на уроке.

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я доволен…

Я считаю, что поработал…

Мне было трудно…


Карточка 1
Образовать слова состояния от прилагательных звонкий, красочный, теплый, радостный, светлый и использовать их в предложениях.

В небе …. от пения птиц и колокольного благовеста.

На душе …. и …. .

В деревне …., …. .

Благовест*– колокольный звон

перед началом церковной службы.




Карточка 1
Образовать слова состояния от прилагательных звонкий, красочный, теплый, радостный, светлый и использовать их в предложениях.

В небе …. от пения птиц и колокольного благовеста.

На душе …. и …. .

В деревне …., …. .

Благовест*– колокольный звон

перед началом церковной службы.





Карточка 2

Запишите предложения.

Найдите омонимичные слова. Определить их принадлежность к той или иной части речи.

Лицо старика красиво и спокойно.

На рассвете красиво и спокойно надвигались волны на морской берег.

Вечером в осеннем лесу было красиво и спокойно.

- Выделите грамматические основы.




Карточка 2

Запишите предложения.

Найдите омонимичные слова. Определить их принадлежность к той или иной части речи.

Лицо старика красиво и спокойно.

На рассвете красиво и спокойно надвигались волны на морской берег.

Вечером в осеннем лесу было красиво и спокойно.

- Выделите грамматические основы.






НАРЕЧИЕ

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ






НАРЕЧИЕ

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ







НАРЕЧИЕ

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ







НАРЕЧИЕ

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ







НАРЕЧИЕ

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ








НАРЕЧИЕ

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ








НАРЕЧИЕ

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ





В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не выполнить задание.

Душевное состояние человека

Физическое состоя­ние человека


Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий
















В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не выполнить задание.

Душевное состояние человека

Физическое состоя­ние человека


Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий
















В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не выполнить задание.

Душевное состояние человека

Физическое состоя­ние человека


Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий
















В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не выполнить задание.

Душевное состояние человека

Физическое состоя­ние человека


Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий














К№1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

А. 1. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели. 2. Сегодня в отделении спокойно. 3. Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать посмела.

Б. 1. Но время шло, и для войны недоставало лета. 2. Время вновь мне в глаза глядит неизбежным углом двух молний, и меня обжигает стыд, как я мало еще исполнил.

3. Спасибо, детки, жил бы сам, да время знать и честь.

_____________________________________________________________________________

К№2. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

А. 1. Вот сейчас мать здесь. Мне трудно на нее смотреть. 2. Я трудно жил. Мне было жить непросто. 3. Пароход шёл трудно, почти беззвучно.

Б. 1. А замужней станете – обо мне заплачете – их (письма) легко достанете и легко припрячете. 2. Ты почти по-мужски трудилась. Нелегко тебе приходилось. 3. Легко в упряжке скачут кони.

____________________________________________________________________________________

К№3. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

А. 1. Охота и рыбалка – главные мои увлечения. 2. Из всех предложенных развлечений только охота привлекла его внимание. 3. Охота быть тебе лишь только на посылках.

Б. 1. Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо. 2. Ярко светит зорька в небе голубом, тихо всходит солнце над селом. 3. Было очень тихо, пахло сырым полем.

_____________________________________________________________________________

К№4. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

А. 1. На душе у ребят было радостно. 2. Утро солнечно и радостно. 3. Глаза светились радостно.

Б. 1. Старик грустно улыбнулся. 2. Мне сегодня очень грустно. 3. Мы грустно смотрели на землю через иллюминатор.

___________________________________________________________________________







Контрольные карточки.

К№1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

А. 1. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели. 2. Сегодня в отделении спокойно. 3. Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать посмела.

Б. 1. Но время шло, и для войны недоставало лета. 2. Время вновь мне в глаза глядит неизбежным углом двух молний, и меня обжигает стыд, как я мало еще исполнил.

3. Спасибо, детки, жил бы сам, да время знать и честь.

Ответы: А-2, Б-3.

_____________________________________________________________________________

К№2. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

А. 1. Вот сейчас мать здесь. Мне трудно на нее смотреть. 2. Я трудно жил. Мне было жить непросто. 3. Пароход шёл трудно, почти беззвучно.

Б. 1. А замужней станете – обо мне заплачете – их (письма) легко достанете и легко припрячете. 2. Ты почти по-мужски трудилась. Нелегко тебе приходилось. 3. Легко в упряжке скачут кони.

Ответы: А – 1, Б- 2.

______________________________________________________________________

К№3. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

А. 1. Охота и рыбалка – главные мои увлечения. 2. Из всех предложенных развлечений только охота привлекла его внимание. 3. Охота быть тебе лишь только на посылках.

Б. 1. Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо. 2. Ярко светит зорька в небе голубом, тихо всходит солнце над селом. 3. Было очень тихо, пахло сырым полем.

Ответы: А – 3, Б – 3.

_____________________________________________________________________________

К№4. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

А. 1. На душе у ребят было радостно. 2. Утро солнечно и радостно. 3. Глаза светились радостно.

Б. 1. Старик грустно улыбнулся. 2. Мне сегодня очень грустно. 3. Мы грустно смотрели на землю через иллюминатор.

Ответы: А- 1, Б- 2

_____________________________________________________________________________


Просмотр содержимого презентации
«презентация СКС 2»

Орфографическая пятиминутка

Орфографическая пятиминутка

  • Сложите слова из вставленных букв и сформулируйте тему урока.
  • Пото…, отр…зить, моло…ьба, пр…тензия, дру…, к…мбинация, инте(р/рр)есный, пр…сутствовать, загл…деться
  • Ко…ьба, к…нверт, про…ьба, ме…кий, почталь…н, пл…сать, кова(н/нн)ый, г…рлянда, т…нул
Категория состояния

Категория состояния

Мы должны научиться…  находить слова категории состояния в предложениях отличать слова категории состояния от других частей речи определять значения слов  категории состояния

Мы должны научиться…

  • находить слова категории состояния в предложениях
  • отличать слова категории состояния от других частей речи
  • определять значения слов

категории состояния

Различение частей речи Вопросы Краткое К какому слову относится? прилагательное Наречие существительное На какой вопрос отвечает? Слово категории состояния Каким членом предложения является? глагол каков? какова? каковы? сказуемое не зависит от других слов как? где? Как изменяется? как? каково? обстоятельство по родам, числам, падежам не изменяется сказуемое в предложении без подлежащего не изменяется

Различение частей речи

Вопросы

Краткое

К какому слову относится?

прилагательное

Наречие

существительное

На какой вопрос отвечает?

Слово категории состояния

Каким членом предложения является?

глагол

каков? какова? каковы?

сказуемое

не зависит от других слов

как? где?

Как изменяется?

как? каково?

обстоятельство

по родам, числам, падежам

не изменяется

сказуемое

в предложении без подлежащего

не изменяется

Запомним! Категория состояния – самостоятельная часть речи.

Запомним!

Категория состояния – самостоятельная часть речи.

  • Слова категории состояния не изменяются.
  • Употребляются в предложении без подлежащего в роли сказуемого.
Закрепим!

Закрепим!

  • Он легко отвечает на любые вопросы.
  • Мне легко.
  • Облачко легко, невесомо.
Задание! Определите, что обозначает выделенное слово.

Задание!

Определите, что обозначает выделенное слово.

  • Мне душно в жаре смолистого воздуха.
  • Тихо уж очень, и собаки не лают .
  • Нельзя курить.
категория состояния группы по значению состояние человека состояние природы (весело, радостно, грустно и др.) Мне больно ( морозно, жарко, прохладно ) В джунглях было сыро , душно. ( можно, нельзя, невозможно) Надо выучить правила оценка состояния

категория состояния

группы по значению

состояние человека

состояние природы

(весело, радостно, грустно и др.)

Мне больно

( морозно, жарко, прохладно )

В джунглях было сыро , душно.

( можно, нельзя, невозможно)

Надо выучить правила

оценка состояния

Различение частей речи Вопросы Краткое К какому слову относится? На какой вопрос отвечает? прилагательное Наречие существительное каков? какова? каковы? Что обозначает? Слово категории состояния глагол не зависит от других слов признак Каким членом предложения является? как? где? как? каково? предмета признак действия,при-знак другого признака сказуемое Как изменяется? состояние природы, человека, оценку действия обстоятельство По родам, числам, падежам сказуемое в предложении без подлежащего не изменяется не изменяется

Различение частей речи

Вопросы

Краткое

К какому слову относится?

На какой вопрос отвечает?

прилагательное

Наречие

существительное

каков? какова? каковы?

Что обозначает?

Слово категории состояния

глагол

не зависит от других слов

признак

Каким членом предложения является?

как? где?

как? каково?

предмета

признак действия,при-знак другого признака

сказуемое

Как изменяется?

состояние природы, человека, оценку действия

обстоятельство

По родам, числам, падежам

сказуемое в предложении без подлежащего

не изменяется

не изменяется

Выполним задание! Душевное и физическое состояние человека  Состояние природы и окружающей среды больно тепло  Оценка действий скучно сухо  холодно лень досадно темно можно спокойно нельзя трудно  стыдно

Выполним задание!

Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

больно

тепло

Оценка действий

скучно

сухо

холодно

лень

досадно

темно

можно

спокойно

нельзя трудно стыдно

Задание 2

Задание 2

  • Его лицо было грустно.
  • Он грустно улыбнулся.
  • Мне грустно .
  • На него смешно смотреть.
  • Такое поведение смешно.
  • Он смешно выглядит.
  • Сочинение интересно написано.
  • С ним интересно спорить.
  • Соревнование интересно составом участников.
проверим себя! Наречия Слова категории состояния Краткие прилагательные 1, 5, 9 2, 6, 7 3, 4, 8

проверим себя!

Наречия

Слова категории состояния

Краткие прилагательные

1, 5, 9

2, 6, 7

3, 4, 8

Домашнее задание! Параграф 45, упр. 275, распределить предложения по смысловым группам; Упр. 277; Мини-зарисовка на тему «Зима» с использованием слов категории состояния

Домашнее задание!

Параграф 45,

  • упр. 275, распределить предложения по смысловым группам;
  • Упр. 277;
  • Мини-зарисовка на тему «Зима» с использованием слов категории состояния

Просмотр содержимого презентации
«презентация СКС»

Категория состояния

Категория состояния

Мы должны научиться…  отличать слова категории состояния от других частей речи определять значения слов категории состояния

Мы должны научиться…

  • отличать слова категории состояния от других частей речи
  • определять значения слов категории состояния

Задание! Определите, каким членом предложения и какой частью речи является слово радостно . Утро солнечно и радостно. 2. Глаза светились радостно. 3. На душе у ребят было радостно.

Задание!

Определите, каким членом предложения и какой частью речи является слово радостно .

  • Утро солнечно и радостно.

2. Глаза светились радостно.

3. На душе у ребят было радостно.

Проверим! 1. Утро солнечно и радостно. Каково? Радостно – краткое прилагательное

Проверим!

1. Утро солнечно и радостно.

Каково?

Радостно – краткое прилагательное

2. Глаза светились радостно. Как? Радостно - наречие

2. Глаза светились радостно.

Как?

Радостно - наречие

3. На душе у ребят было радостно. Радостно – слово категории состояния

3. На душе у ребят было радостно.

Радостно –

слово категории состояния

Различение частей речи Вопросы Краткое К какому слову относится? прилагательное Наречие существительное На какой вопрос отвечает? Слово категории состояния Каким членом предложения является? глагол каков? какова? каковы? сказуемое не зависит от других слов как? где? Как изменяется? как? каково? обстоятельство по родам, числам, падежам не изменяется сказуемое в предложении без подлежащего не изменяется

Различение частей речи

Вопросы

Краткое

К какому слову относится?

прилагательное

Наречие

существительное

На какой вопрос отвечает?

Слово категории состояния

Каким членом предложения является?

глагол

каков? какова? каковы?

сказуемое

не зависит от других слов

как? где?

Как изменяется?

как? каково?

обстоятельство

по родам, числам, падежам

не изменяется

сказуемое

в предложении без подлежащего

не изменяется

Запомним! Категория состояния – самостоятельная часть речи.

Запомним!

Категория состояния – самостоятельная часть речи.

  • Слова категории состояния не изменяются.
  • Употребляются в предложении без подлежащего в роли сказуемого.
АЛГОРИТМ 1.Определить от какой части речи зависит данное слово в предложении?  2.Какой вопрос задается к слову?  3. Что обозначает данное слово?  4. Указать синтаксическую роль слова в предложении.   Наречия   Слово категории состояния

АЛГОРИТМ

1.Определить от какой части речи зависит данное слово в предложении? 2.Какой вопрос задается к слову? 3. Что обозначает данное слово? 4. Указать синтаксическую роль слова в предложении.

  Наречия

  Слово категории состояния

  • Зависит от глагола.
  • Обозначает признак действия.
  • Задается вопрос обстоятельства.
  • В предложении – обстоятельство.
  • Независимое слово.
  • Обозначает состояние природы или живых существ.
  • Задается вопрос краткого прилагательного.
  • В предложении –сказуемое.
Закрепим!

Закрепим!

  • Он легко отвечает на любые вопросы.
  • Мне легко.
  • Облачко легко, невесомо.
Задание! Определите, что обозначает выделенное слово.

Задание!

Определите, что обозначает выделенное слово.

  • Мне душно в жаре смолистого воздуха.
  • Тихо уж очень, и собаки не лают .
  • Нельзя курить.
категория состояния группы по значению состояние человека состояние природы (весело, радостно, грустно и др.) Мне больно ( морозно, жарко, прохладно ) В джунглях было сыро , душно. ( можно, нельзя, невозможно) Надо выучить правила оценка состояния

категория состояния

группы по значению

состояние человека

состояние природы

(весело, радостно, грустно и др.)

Мне больно

( морозно, жарко, прохладно )

В джунглях было сыро , душно.

( можно, нельзя, невозможно)

Надо выучить правила

оценка состояния

Различение частей речи Вопросы Краткое К какому слову относится? На какой вопрос отвечает? прилагательное Наречие существительное каков? какова? каковы? Что обозначает? Слово категории состояния глагол не зависит от других слов признак Каким членом предложения является? как? где? как? каково? предмета признак действия,при-знак другого признака сказуемое Как изменяется? состояние природы, человека, оценку действия обстоятельство По родам, числам, падежам сказуемое в предложении без подлежащего не изменяется не изменяется

Различение частей речи

Вопросы

Краткое

К какому слову относится?

На какой вопрос отвечает?

прилагательное

Наречие

существительное

каков? какова? каковы?

Что обозначает?

Слово категории состояния

глагол

не зависит от других слов

признак

Каким членом предложения является?

как? где?

как? каково?

предмета

признак действия,при-знак другого признака

сказуемое

Как изменяется?

состояние природы, человека, оценку действия

обстоятельство

По родам, числам, падежам

сказуемое в предложении без подлежащего

не изменяется

не изменяется

Выполним задание! Душевное и физическое состояние человека  Состояние природы и окружающей среды больно тепло  Оценка действий скучно сухо  холодно лень досадно темно можно спокойно нельзя трудно  стыдно

Выполним задание!

Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

больно

тепло

Оценка действий

скучно

сухо

холодно

лень

досадно

темно

можно

спокойно

нельзя трудно стыдно

(каково?) (как?) (каково?) + Задание 1 кр. прил. Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка… И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь. «Эй! Пошёл, ямщик!..» - «Нет мочи: коням, барин, тяжело …» наречие . . скс

(каково?)

(как?)

(каково?)

+

Задание 1

кр. прил.

  • Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка…
  • И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь.
  • «Эй! Пошёл, ямщик!..» - «Нет мочи: коням, барин, тяжело …»

наречие

.

.

скс

Задание 2

Задание 2

  • Его лицо было грустно.
  • Он грустно улыбнулся.
  • Мне грустно .
  • На него смешно смотреть.
  • Такое поведение смешно.
  • Он смешно выглядит.
  • Сочинение интересно написано.
  • С ним интересно спорить.
  • Соревнование интересно составом участников.
проверим себя! Наречия Слова категории состояния Краткие прилагательные 1, 5, 9 2, 6, 7 3, 4, 8

проверим себя!

Наречия

Слова категории состояния

Краткие прилагательные

1, 5, 9

2, 6, 7

3, 4, 8

Домашнее задание! Параграф 45, упр. 275, распределить предложения по смысловым группам; Упр. 277; Мини-сочинение: чем отличаются слова категории состояния от наречий? Приведите примеры

Домашнее задание!

Параграф 45,

  • упр. 275, распределить предложения по смысловым группам;
  • Упр. 277;
  • Мини-сочинение: чем отличаются слова категории состояния от наречий? Приведите примеры


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 7 классе "Категория состояния"

Автор: Васильева Ирина Васильевна

Дата: 10.06.2015

Номер свидетельства: 218930

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(87) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "170797"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423586539"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-7-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "147175"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419339752"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка "Слова категории состояния" (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slova-katieghorii-sostoianiia-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "124475"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414697068"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства