Урок русского языка в 6 классе по теме: «Фразеологизмы»
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Фразеологизмы»
Цели:
1. Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.
Усвоить структуру и семантику фразеологизмов.
2. Уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения
Задачи:
1. Научить распознавать фразеологические обороты.
2. Выявить их эмоционально- выразительные достоинства.
3. Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
Для достижения целей и задач на уроке используются стандартные и инновационные методики. Материал урока подобран таким образом, что активизирует внимание и память детей, развивает логическое мышление: учит сравнивать, анализировать.
Ожидаемые результаты: урок познакомит учащихся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь школьников станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, проникнутся в тайны истории и происхождения слов.
Форма учебной работы: классно – урочная.
Приобретаемые навыки детей: учащиеся научаться распознавать устойчивые выражения, будут стараться их запомнить, чтобы обогатить свою речь, чтобы их речь была эмоциональной, логичной, лаконичной.
Особенности роли педагога заключаются в том, что учитель должен быть ярким образцом и примером для своих учеников, речь которого должна быть богатой, насыщенной, разнообразной, эмоциональной, грамотной и интересной.
Формы организации работы детей: индивидуальная и коллективная.
Технологические особенности: на уроке использовать компьютер, так как для этого есть технические условия в школе.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-игра.
Технология: на диалоговой и игровой основе.
Оборудование:
проектор;
словари;
карточки с фразеологическими оборотами;
карточки с вопросами;
ребусы;
смайлики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме: «Фразеологизмы» »
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Фразеологизмы»
Данный урок составлен учителем русского языка и литературы МАОУ «Кондратовская СОШ» Пермского края Букиной Л.В. к учебнику русский язык для 6 класса (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.) Исходя из собственных наблюдений за речью учащихся, я пришла к выводу о том, что её можно охарактеризовать как не соответствующую нормам литературного языка.
Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.
Также, занимаясь подготовкой к ГИА в 9-х классах, мною было выявлено, что учащиеся с большим трудом находят фразеологизмы, и я ещё раз убедилась в том, что просто необходимо, чтобы урок на тему: «Фразеологизмы» был ярким, интересным, необычным и запоминающимся, что вероятнее всего улучшит знания учащихся на эту тему.
На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Материал к уроку подобран таким образом, что может быть использован как при коллективной, так и при индивидуальной форме обучения. Данный урок предполагает выполнение и достижение определённых целей и задач.
Цели:
1. Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.
Усвоить структуру и семантику фразеологизмов.
2. Уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения
Задачи:
1. Научить распознавать фразеологические обороты.
2. Выявить их эмоционально- выразительные достоинства.
3. Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
Для достижения целей и задач на уроке используются стандартные и инновационные методики. Материал урока подобран таким образом, что активизирует внимание и память детей, развивает логическое мышление: учит сравнивать, анализировать.
Ожидаемые результаты: урок познакомит учащихся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь школьников станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, проникнутся в тайны истории и происхождения слов.
Форма учебной работы: классно – урочная.
Приобретаемые навыки детей: учащиеся научаться распознавать устойчивые выражения, будут стараться их запомнить, чтобы обогатить свою речь, чтобы их речь была эмоциональной, логичной, лаконичной.
Особенности роли педагога заключаются в том, что учитель должен быть ярким образцом и примером для своих учеников, речь которого должна быть богатой, насыщенной, разнообразной, эмоциональной, грамотной и интересной.
Формы организации работы детей: индивидуальная и коллективная.
Технологические особенности: на уроке использовать компьютер, так как для этого есть технические условия в школе.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-игра.
Технология: на диалоговой и игровой основе.
Оборудование:
проектор;
словари;
карточки с фразеологическими оборотами;
карточки с вопросами;
ребусы;
смайлики.
Ход урока
1. Организационный момент. (проецируется на доске)
Рано утром
Мама-квочка
В класс отправила
Сыночка.
Говорила:
- Не дерись,
Не дразнись,
Не петушись.
Поспеши –
Уже пора.
Ну, ни пуха
Ни пера!
Через час
Еле живой
Петушок
Идет домой
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
В каком случае ни пуха ни пера – фразеологизм, в каком употребляется в прямом значении. Почему вы так думаете?
2. Слово учителя:
- Сегодня, ребята, мы продолжим работу с фразеологическими оборотами и побываем все вместе в одной необычной стране - Фразеологии. А пропуском в эту страну будут ваши правильные ответы на вопросы:
1) Давайте вспомним, как зовут жителей этой страны? (Фразеологизмы, устойчивые сочетания слов.)
2) Назовите отличительные признаки фразеологизмов. (Неизменная структура; собственное единое лексическое значение; единая синтаксическая роль в предложении; переносное, образное значение.)
3) Что общего имеют фразеологизмы со словами? (Как и слово, фразеологизмы бывают однозначными и многозначными; могут иметь синонимы, антонимы, омонимы; являются членами предложения). Дайте его определение. (Фразеологизмы – устойчивые по своему составу, структуре сочетания слов с образным, переносным смыслом; лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом; в предложении является одним членом.)
4) В каких стилях речи используются фразеологизмы. (Фразеологизмы используются во всех стилях речи).
5) Назовите «адрес» словаря, в котором собраны фразеологизмы. («Школьный фразеологический словарь русского языка»).
- С вопросами вы справились, ответили на них хорошо. Но нам предстоит еще выполнить ряд заданий, где нас ждут неожиданные радостные открытия.
1 станция – Орфоэпическая минутка.
Вам нужно, ребята, правильно расставить ударения:
1. Гроша ломаного не стоит.
2. Семи пядей во лбу.
3. Львиная доля.
4. Смотреть сквозь пальцы.
5. Обвести вокруг пальца.
2 станция - Фразеологический словарь.
Молодцы, ребята! Значение всех фразеологизмов вам понятно? На следующей станции нас в гости ждет «Школьный фразеологический словарь». Давайте обратимся к словарю. Каково же значение данных фразеологизмов?
3 станция - Фразеологический зверинец.
Героями многих фразеологизмов являются животные. Сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец. Чтобы продолжить свой путь дальше, угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма, составьте с одним (любым) из них предложение.
1) …на ухо наступил;
2) жить как кошка с …;
3) покупать … в мешке;
4) смотрит как … на новые ворота;
5) биться как … об лед.
4 станция - Крылатые выражения.
- Наше путешествие продолжается. Следующая станция - Крылатые выражения. Сейчас вы познакомитесь с историей возникновения некоторых крылатых выражений. С устойчивыми образными выражениями мы часто встречаемся в повседневной жизни. «Найти общий язык», «голова на плечах», «души не чает», «время истекло», «длинный язык», «водой не разольёшь»… Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда выражаем своё отношение - одобрительное, пренебрежительное или ироническое к данному факту. Для того чтобы знать, когда и где лучше употреблять фразеологизм, необходимо хорошо знать его значение и образ, который лежит в основе этого выражения.
Все фразеологизмы первоначально возникли для обозначения конкретных событий, явлений, фактов. Постепенно в силу различных причин начали употребляться переносно для обозначения других, но в чём-то сходных с первоначальным значением. Это придаёт фразеологизмам особую образность и выразительность. В зависимости от того, когда и где возникли те или иные фразеологические обороты, можно разделить их на четыре группы:
Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа.
Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел.
Крылатые слова.
Фразеологические обороты, входящие в каждую группу, имеют интересную, увлекательную историю происхождения. Я просила дома вас поработать и поделиться своей находкой.
Выступление учащихся.
1 группа. Кричать во всю Ивановскую.
Это выражение связано с московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки - оглашали указы, распоряжения и другие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
2 группа. Юрьев день. Вот тебе и Юрьев день.
Выражение «Юрьев день» обозначает короткий период полного освобождения от всяких обязательств.
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» говорят, когда хотят сказать о неожиданной неприятности. Выражение это восходит к XVI веку и связано с отменой прав крепостных крестьян переходить от одного помещика к другому в осенний праздник святого Юрия.
3группа. Казанская сирота.
В 1552 году войско Ивана Грозного взяло столицу татарского Казанского ханства - город Казань. Чтобы удержать в покорности её население, русские власти старались привлечь на свою сторону татарскую знать, князей и мирз. Многие князья охотно шли навстречу к новой власти, стремясь сохранить свое положение и богатство. Они принимали христианскую веру, получали от царя подарки и отправлялись в Москву, чтобы быть в числе царской свиты.
Таких людей народ стал насмешливо называть казанскими сиротами: при дворе они прибеднялись, стараясь получить как можно больше наград и жалований.
4 группа. Спустя рукава.
Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.
5группа. Баклуши бить.
Бить баклуши - первоначально разрезать полено вдоль на несколько частей- плах, закруглять их снаружи и выдалбливать изнутри. Из таких плах- баклуш - делали ложки и другую деревянную посуду. Заготовка баклуш, в отличие от изготовления изделий из них, считалось легким, простым делом, не требующим особого умения. Отсюда и значение- «делать несерьезное, ненастоящее дело» или «ничего не делать».
- Ребята, подобных выражений очень много. Если они вас заинтересовали, вы можете работу продолжить и собрать материал для исследовательской работы. А также поинтересуйтесь, понаблюдайте и запишите фразеологизмы, употребляемые жителями деревни Кондратово. Это и будет у вас сегодня домашним заданием.
И снова в путь. Впереди нас ждет
5 станция - На загадку дай отгадку.
1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)
6 станция - творчество.
- Наше путешествие продолжается. На станции Творчество нам предстоит еще одно испытание – творческий конкурс. Вы должны были сочинить сказку, рассказ или историю, используя фразеологизмы. Давайте посмотрим, у кого что получилось.
Ответы детей.
7 станция - Замени буквы цифрами.
а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
Составь слова из цифр: 22, 18, 1, 9, 6, 16, 13, 16, 4, 10, 33.
ф р а з е о л о г и я
8 станция- Путаница. (если будет время).
Иностранный журналист во время командировки в Россию услышал много непонятных для него выражений. Пытаясь вникнуть в их смысл, он даже изобразил их в виде рисунков. Какие русские фразеологизмы изображены на этих рисунках и каково их лексическое значение?
Ваша задача, ребята, – правильно назвать соответствующий фразеологизм и истолковать его современное значение.
.
2.
3 4.
5. 6.
7. 8.
Ответы
1 - на всех парусах – очень быстро, с максимальной скоростью.
2 - наломать дров - сделать плохо, поступить необдуманно.
3 - водить за нос - обманывать.
4 - дело в шляпе - работа выполнена, вопрос решён.
5 - (вместе) съесть пуд соли - быть очень дружными, хорошо знать кого-либо.
6 - (работать) спустя рукава - делать что-либо небрежно.
7 - (на нём) нет лица - плохо выглядит, болен, испуган (о человеке).
8 - (столкнуться) нос к носу - сойтись очень близко.
7. Рефлексия и подведение итогов урока.
Выставление оценок в группах.
Вопросы классу:
- Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы “Фразеологизмы”?
- Чему научились?
- Какие задания сегодня на уроке вызвали наибольший интерес или затруднения?
- Что особенно сегодня понравилось?
8. Д/з: понаблюдайте и запишите фразеологизмы, употребляемые жителями деревни Кондратово.