kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Фразеологизмы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1.       Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в  обогащении речи.

 Усвоить структуру и семантику фразеологизмов.

2.       Уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения

Задачи:

1.       Научить распознавать фразеологические обороты.

2.       Выявить их эмоционально- выразительные достоинства.

3.       Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи. 

Для достижения целей и задач на уроке используются стандартные и инновационные методики. Материал урока подобран таким образом, что активизирует внимание и память детей, развивает логическое мышление: учит сравнивать, анализировать.

Ожидаемые результаты: урок познакомит учащихся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь школьников станет более   выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят  свой словарный запас, проникнутся  в тайны истории и происхождения слов.

Форма учебной работы: классно – урочная.

Приобретаемые навыки детей: учащиеся научаться  распознавать устойчивые выражения, будут стараться их запомнить, чтобы обогатить свою речь, чтобы их речь была эмоциональной, логичной, лаконичной.

Особенности роли педагога заключаются в том, что учитель должен быть ярким образцом и примером для своих учеников, речь которого должна быть богатой, насыщенной, разнообразной, эмоциональной, грамотной и интересной.

Формы организации работы детей: индивидуальная и коллективная.

Технологические особенности: на уроке использовать компьютер, так как для этого есть технические условия в школе.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование:

проектор;

словари;

карточки с фразеологическими оборотами;

карточки с вопросами;

ребусы;

смайлики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме: «Фразеологизмы» »

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Фразеологизмы»

Данный урок составлен учителем русского языка и литературы МАОУ «Кондратовская СОШ» Пермского края Букиной Л.В. к учебнику русский язык для 6 класса (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.) Исходя из собственных наблюдений за речью учащихся, я пришла к выводу о том, что её можно охарактеризовать как не соответствующую нормам литературного языка.

Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.

Также, занимаясь подготовкой к ГИА в 9-х классах, мною было выявлено, что учащиеся с большим трудом находят фразеологизмы, и я ещё раз убедилась в том, что просто необходимо, чтобы урок на тему: «Фразеологизмы» был ярким, интересным, необычным и запоминающимся, что вероятнее всего улучшит знания учащихся на эту тему.

На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Материал к уроку подобран таким образом, что может быть использован как при коллективной, так и при индивидуальной форме обучения. Данный урок предполагает выполнение и достижение определённых целей и задач.

Цели:

1. Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.

Усвоить структуру и семантику фразеологизмов.

2. Уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения

Задачи:

1. Научить распознавать фразеологические обороты.

2. Выявить их эмоционально- выразительные достоинства.

3. Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Для достижения целей и задач на уроке используются стандартные и инновационные методики. Материал урока подобран таким образом, что активизирует внимание и память детей, развивает логическое мышление: учит сравнивать, анализировать.

Ожидаемые результаты: урок познакомит учащихся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь школьников станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, проникнутся в тайны истории и происхождения слов.

Форма учебной работы: классно – урочная.

Приобретаемые навыки детей: учащиеся научаться распознавать устойчивые выражения, будут стараться их запомнить, чтобы обогатить свою речь, чтобы их речь была эмоциональной, логичной, лаконичной.

Особенности роли педагога заключаются в том, что учитель должен быть ярким образцом и примером для своих учеников, речь которого должна быть богатой, насыщенной, разнообразной, эмоциональной, грамотной и интересной.

Формы организации работы детей: индивидуальная и коллективная.

Технологические особенности: на уроке использовать компьютер, так как для этого есть технические условия в школе.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование:

проектор;

словари;

карточки с фразеологическими оборотами;

карточки с вопросами;

ребусы;

смайлики.



Ход урока


1. Организационный момент. (проецируется на доске)

Рано утром

Мама-квочка

В класс отправила

Сыночка.

Говорила:

- Не дерись,

Не дразнись,

Не петушись.

Поспеши –

Уже пора.

Ну, ни пуха

Ни пера!

Через час

Еле живой

Петушок

Идет домой

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.


В каком случае ни пуха ни пера – фразеологизм, в каком употребляется в прямом значении. Почему вы так думаете?


2. Слово учителя:


- Сегодня, ребята, мы продолжим работу с фразеологическими оборотами и побываем все вместе в одной необычной стране - Фразеологии. А пропуском в эту страну будут ваши правильные ответы на вопросы:


1) Давайте вспомним, как зовут жителей этой страны? (Фразеологизмы, устойчивые сочетания слов.)


2) Назовите отличительные признаки фразеологизмов. (Неизменная структура; собственное единое лексическое значение; единая синтаксическая роль в предложении; переносное, образное значение.)


3) Что общего имеют фразеологизмы со словами? (Как и слово, фразеологизмы бывают однозначными и многозначными; могут иметь синонимы, антонимы, омонимы; являются членами предложения). Дайте его определение. (Фразеологизмы – устойчивые по своему составу, структуре сочетания слов с образным, переносным смыслом; лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом; в предложении является одним членом.)


4) В каких стилях речи используются фразеологизмы. (Фразеологизмы используются во всех стилях речи).


5) Назовите «адрес» словаря, в котором собраны фразеологизмы. («Школьный фразеологический словарь русского языка»).


- С вопросами вы справились, ответили на них хорошо. Но нам предстоит еще выполнить ряд заданий, где нас ждут неожиданные радостные открытия.

1 станция – Орфоэпическая минутка.


Вам нужно, ребята, правильно расставить ударения:


1. Гроша ломаного не стоит.

2. Семи пядей во лбу.

3. Львиная доля.

4. Смотреть сквозь пальцы.

5. Обвести вокруг пальца.



2 станция - Фразеологический словарь.

Молодцы, ребята! Значение всех фразеологизмов вам понятно? На следующей станции нас в гости ждет «Школьный фразеологический словарь». Давайте обратимся к словарю. Каково же значение данных фразеологизмов?



3 станция - Фразеологический зверинец.

Героями многих фразеологизмов являются животные. Сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец. Чтобы продолжить свой путь дальше, угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма, составьте с одним (любым) из них предложение.


1) …на ухо наступил;

2) жить как кошка с …;

3) покупать … в мешке;

4) смотрит как … на новые ворота;

5) биться как … об лед.



4 станция - Крылатые выражения.

- Наше путешествие продолжается. Следующая станция - Крылатые выражения. Сейчас вы познакомитесь с историей возникновения некоторых крылатых выражений. С устойчивыми образными выражениями мы часто встречаемся в повседневной жизни. «Найти общий язык», «голова на плечах», «души не чает», «время истекло», «длинный язык», «водой не разольёшь»… Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда выражаем своё отношение - одобрительное, пренебрежительное или ироническое к данному факту. Для того чтобы знать, когда и где лучше употреблять фразеологизм, необходимо хорошо знать его значение и образ, который лежит в основе этого выражения.

Все фразеологизмы первоначально возникли для обозначения конкретных событий, явлений, фактов. Постепенно в силу различных причин начали употребляться переносно для обозначения других, но в чём-то сходных с первоначальным значением. Это придаёт фразеологизмам особую образность и выразительность. В зависимости от того, когда и где возникли те или иные фразеологические обороты, можно разделить их на четыре группы:


Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа.


Образные выражения, отражающие народные обычаи, поверья.


Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел.


Крылатые слова.


Фразеологические обороты, входящие в каждую группу, имеют интересную, увлекательную историю происхождения. Я просила дома вас поработать и поделиться своей находкой.

Выступление учащихся.


1 группа. Кричать во всю Ивановскую.


Это выражение связано с московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки - оглашали указы, распоряжения и другие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.


2 группа. Юрьев день. Вот тебе и Юрьев день.


Выражение «Юрьев день» обозначает короткий период полного освобождения от всяких обязательств.

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» говорят, когда хотят сказать о неожиданной неприятности. Выражение это восходит к XVI веку и связано с отменой прав крепостных крестьян переходить от одного помещика к другому в осенний праздник святого Юрия.


3группа. Казанская сирота.


В 1552 году войско Ивана Грозного взяло столицу татарского Казанского ханства - город Казань. Чтобы удержать в покорности её население, русские власти старались привлечь на свою сторону татарскую знать, князей и мирз. Многие князья охотно шли навстречу к новой власти, стремясь сохранить свое положение и богатство. Они принимали христианскую веру, получали от царя подарки и отправлялись в Москву, чтобы быть в числе царской свиты.

Таких людей народ стал насмешливо называть казанскими сиротами: при дворе они прибеднялись, стараясь получить как можно больше наград и жалований.


4 группа. Спустя рукава.


Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.


5группа. Баклуши бить.

Бить баклуши - первоначально разрезать полено вдоль на несколько частей- плах, закруглять их снаружи и выдалбливать изнутри. Из таких плах- баклуш - делали ложки и другую деревянную посуду. Заготовка баклуш, в отличие от изготовления изделий из них, считалось легким, простым делом, не требующим особого умения. Отсюда и значение- «делать несерьезное, ненастоящее дело» или «ничего не делать».


- Ребята, подобных выражений очень много. Если они вас заинтересовали, вы можете работу продолжить и собрать материал для исследовательской работы. А также поинтересуйтесь, понаблюдайте и запишите фразеологизмы, употребляемые жителями деревни Кондратово. Это и будет у вас сегодня домашним заданием.

И снова в путь. Впереди нас ждет


5 станция - На загадку дай отгадку.


1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)

5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)


6 станция - творчество.


- Наше путешествие продолжается. На станции Творчество нам предстоит еще одно испытание – творческий конкурс. Вы должны были сочинить сказку, рассказ или историю, используя фразеологизмы. Давайте посмотрим, у кого что получилось.


Ответы детей.


7 станция - Замени буквы цифрами.


а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.


Составь слова из цифр: 22, 18, 1, 9, 6, 16, 13, 16, 4, 10, 33.

ф р а з е о л о г и я


8 станция- Путаница. (если будет время).


Иностранный журналист во время командировки в Россию услышал много непонятных для него выражений. Пытаясь вникнуть в их смысл, он даже изобразил их в виде рисунков. Какие русские фразеологизмы изображены на этих рисунках и каково их лексическое значение?

Ваша задача, ребята, – правильно назвать соответствующий фразеологизм и истолковать его современное значение.

.

  1. 2.

3 4.

5. 6.



7. 8.


Ответы

1 - на всех парусах – очень быстро, с максимальной скоростью.

2 - наломать дров - сделать плохо, поступить необдуманно.

3 - водить за нос - обманывать.

4 - дело в шляпе - работа выполнена, вопрос решён.

5 - (вместе) съесть пуд соли - быть очень дружными, хорошо знать кого-либо.

6 - (работать) спустя рукава - делать что-либо небрежно.

7 - (на нём) нет лица - плохо выглядит, болен, испуган (о человеке).

8 - (столкнуться) нос к носу - сойтись очень близко.





7. Рефлексия и подведение итогов урока.

Выставление оценок в группах.

Вопросы классу:

- Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы “Фразеологизмы”?

- Чему научились?

- Какие задания сегодня на уроке вызвали наибольший интерес или затруднения?

- Что особенно сегодня понравилось?


8. Д/з: понаблюдайте и запишите фразеологизмы, употребляемые жителями деревни Кондратово.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Фразеологизмы»

Автор: Букина Людмила Васильевна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Презентация к уроку русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "235121"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443611705"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка по теме  «Пунктуация в простом предложении, осложнённом  однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»."
    ["seo_title"] => string(140) "urokrusskoghoiazykapotiemiepunktuatsiiavprostompriedlozhieniioslozhnionnomodnorodnymichlienamipriedlozhieniiavvodnymislovamiobrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "323240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461781873"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок русского языка "Фразеологизмы" в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-frazieologhizmy-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "197901"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428329880"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок по русскому языку на тему "Фразеологизмы" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(56) "urok_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_frazieologhizmy_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "379392"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484421199"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства