Урок русского языка в 6 классе "Действительные и страдательные причастия"
Урок русского языка в 6 классе "Действительные и страдательные причастия"
Урок русского языка в 6 классе проводится по учебному плану в декабре.Это урок объяснения нового материала по теме "Действительные и страдательные причастия" по программе Разумовской с привлечением ресурсов Интернет.Урок составлен в соответствии с требованиями стандартов нового поколения ФГОС, используются технологии здоровьесбережения, используется УЛО,игровые технологии. Весь урок составлен на основе материалов подготовка к любимому празднику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Действительные и страдательные причастия" »
Урок русского языка "Действительные и страдательные причастия". 7-й класс
Урицкая Татьяна Валентиновна, учитель
Разделы: Преподавание русского языка
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели:
Обучающая: дать понятие о действительных и страдательных причастиях.
Развивающая: развивать умение правильно определять в предложении причастие и причастный оборот, правильно выделять их на письме с помощью знаков препинания, а также развивать воображение и речь учащихся.
Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к русской культуре, русскому языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Повторение изученного о причастии.
1).Слайд № 2.Фронтальный опрос:
Что такое причастие?
Как определить падеж у причастия?
Что называется причастным оборотом?
Как на письме выделяется причастный оборот?
2). Слайд № 3. Выполнение задания с самопроверкой по слайду. Учитель проецирует слайд с заданием, а когда учащиеся выполнят задание, нажав кнопку мыши, открывает правильный ответ и критерии оценки.
Задание. Укажите признаки прилагательного у данных причастий:
увидевшего, нарисованному, вылетевшими, протянувшуюся, о замёрзшем .
3). Слайд №4. По картинке составьте предложение с причастным оборотом и сделайте его синтаксический разбор. Учащиеся называют свои варианты предложений. Ученик, предложивший наиболее удачный вариант, идёт к доске, записывает предложение и делает синтаксический разбор.
Объяснение нового материала.
1). Слайд №5. Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие причастия называются действительными, а какие страдательными. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Как можно охарактеризовать солнце по его действию на море, на берег? А как мы охарактеризуем море, берег? Какой предмет сам производит действие, а какой испытывает на себе действие со стороны другого предмета? Вы уже знаете, что причастие обозначает признак предмета по действию, а теперь подумайте, признак активного или пассивного, действующего или испытывающего на себе действие предмета обозначает действительное причастие? А страдательное?
2). Слайд №6. Работа с таблицей. Формулирование правила, какие причастия называются действительными, а какие страдательными. Разбор примеров.
Закрепление нового материала.
Слайд №7. Перед ребятами три анимационных картинки. К каждой картинке надо составить по два словосочетания (с действительным и страдательным причастием) и записать их в тетрадь. Нажав кнопку мыши, учитель открывает ответы:
человек, разрезающий ленту (действ.); лента, разрезанная человеком (страд.).
Слайд № 8. Учащиеся должны придумать со словами, предложенными на слайде, предложения и записать их в тетрадь, определить действительные и страдательные причастия.
Слайд №9.Задание выполняется по вариантам: первый вариант выписывает предложения с действительными причастиями, второй вариант - со страдательными.
1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.
2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.
3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.
4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.
5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.
6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.
7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.
8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.
9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.
10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.
По слайду № 10 ученики проверяют, правильно ли они выполнили задание.
1 вариант:
1. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.
2. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.
3. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.
4. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.
5. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.
2 вариант:
1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.
2. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.
3. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.
4. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.
5. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.
Слайд №11. Задание для самопроверки. Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями:
1). Ребята, назовите, на какие группы делятся причастия?
2). Дайте определение действительных и страдательных причастий, в чём их отличие?
6. Домашнее задание.
Слайд №13. Правило параграф 14, упражнение № 85.
Конспект урока "Действительные и страдательные причастия"
Тип урока: Объяснение нового материала.
Форма: Урок-исследование.
Цели урока:
знакомство со значениями страдательных и действительных причастий;
формирование умения различать по смыслу действительные и страдательные причастия;
отработка навыков морфемного разбора причастий;
повторение ранее изученных орфограмм, пунктограмм.
Ход урока
I. Слово учителя. Организация класса на работу.
Сегодня мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, вспомним всё, что знаем о причастии.
II. Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся над языковым материалом.
I. Работа с текстом из книги Т.Рик «Привет, причастие» стр.69-71. Читаем вслух.
Какую информацию из этого текста вы получили?
Какая часть речи принимала активное участие во всех этих действиях?
Если одни причастия действуют, а другие страдают, то как могут называться такие причастия?
Сформулируйте тему нашего урока.
Итак, тема нашего урока звучит «Действительные и страдательные причастия». Оформление тетрадей.
Цель? Что мы можем узнать об этих причастиях? Как мы это можем узнать?
Д: значение, суффиксы
II Начнём со значения. Выскажите свои версии: что могут означать действительные причастия, а что страдательные?
Выпишите в 2 колонки действ и страдат причастия (на Д ученица)
Пожирающий пожираемые
Запивающий запиваемые
Отдавивший отдавленный
Зажаривший зажаренный
Накормивший накормленная
Отломавший отломанная
Нашлёпавший нашлёпанная
Докажите, что вы справились с заданием. Как отличить страдательные от действительных? От страдательных можно задать вопрос КЕМ?
Прикрепляю на Д. значение причастий.
Переходим к морфемному составу. Назовите все суффиксы причастий.
Выделите суффиксы в записанных словах. (на Д ученица) + прикрепить на Д суффиксы.
Придумайте и запишите причастия с оставшимися суффиксами, распределите их по колонкам. (Д: ученица)
– Попробуйте сделать вывод о связи причастий и суффиксов. На Д распределить суффиксы
Вывод: действительные и страдательные причастия имеют свои суффиксы, которые выражают значения этих причастий.
III. Лингвистический эксперимент
Ребята, как вы считаете, от любого глагола можно образовать дейстельные и страдательные причастия?
Вспомните глаголы переходные и непереходные. Алёна напомнит и сядет за компьютер
Образовать все возможные причастия от данных глаголов, (слепая таблица приготовлена на экране, у ребят раздаточный материал)
В результате этой работы заполняется следующая таблица
– Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных? (переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета).
Учащиеся делают вывод о том, что непереходные глаголы образуют только действительные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а действительные причастия и обозначают как раз признак предмета, который сам производит действие. Переходные глаголы образуют действительные и страдательные причастия.
– Проделана большая работа: значения действительных и страдательных причастий выяснены, морфемные признаки этих причастий известны. Можно переходить к закреплению материала.
IV. Закрепление. Изучить полученные карточки и сформулировать задания.
1 гр. Распределить причастия на 2 группы. Выделить суффиксы (стр.73, Т.Рик)
2 гр. Текст: расставить знаки препинания, обозначить дейст и страдат причастия. (стр76 Т.Рик)
3гр: Исправь речевые ошибки, связанные с неверным употреблением действительных и страдательных причастий в предложениях. Запиши верные варианты, расставьте знаки препинания.