kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе "Действительные и страдательные причастия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе проводится по учебному плану в декабре.Это урок объяснения нового материала по теме "Действительные и страдательные причастия" по программе Разумовской с привлечением ресурсов Интернет.Урок составлен в соответствии с требованиями стандартов нового поколения ФГОС, используются технологии здоровьесбережения, используется УЛО,игровые технологии. Весь урок составлен на основе материалов подготовка к любимому празднику.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Действительные и страдательные причастия" »

Урок русского языка "Действительные и страдательные причастия". 7-й класс

  • Урицкая Татьяна Валентиновна, учитель

Разделы: Преподавание русского языка

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели:

  • Обучающая: дать понятие о действительных и страдательных причастиях.

  • Развивающая: развивать умение правильно определять в предложении причастие и причастный оборот, правильно выделять их на письме с помощью знаков препинания, а также развивать воображение и речь учащихся.

  • Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к русской культуре, русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Повторение изученного о причастии.

1). Слайд № 2. Фронтальный опрос:

  • Что такое причастие?

  • Как определить падеж у причастия?

  • Что называется причастным оборотом?

  • Как на письме выделяется причастный оборот?

2). Слайд № 3. Выполнение задания с самопроверкой по слайду. Учитель проецирует слайд с заданием, а когда учащиеся выполнят задание, нажав кнопку мыши, открывает правильный ответ и критерии оценки.

Задание. Укажите признаки прилагательного у данных причастий:

увидевшего, нарисованному, вылетевшими, протянувшуюся, о замёрзшем .

3). Слайд №4. По картинке составьте предложение с причастным оборотом и сделайте его синтаксический разбор. Учащиеся называют свои варианты предложений. Ученик, предложивший наиболее удачный вариант, идёт к доске, записывает предложение и делает синтаксический разбор.

Объяснение нового материала.

1). Слайд №5. Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие причастия называются действительными, а какие страдательными. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Как можно охарактеризовать солнце по его действию на море, на берег? А как мы охарактеризуем море, берег? Какой предмет сам производит действие, а какой испытывает на себе действие со стороны другого предмета? Вы уже знаете, что причастие обозначает признак предмета по действию, а теперь подумайте, признак активного или пассивного, действующего или испытывающего на себе действие предмета обозначает действительное причастие? А страдательное?

2). Слайд №6. Работа с таблицей. Формулирование правила, какие причастия называются действительными, а какие страдательными. Разбор примеров.

Закрепление нового материала.

Слайд №7. Перед ребятами три анимационных картинки. К каждой картинке надо составить по два словосочетания (с действительным и страдательным причастием) и записать их в тетрадь. Нажав кнопку мыши, учитель открывает ответы:

  • тучка, закрывающая солнце (действ.); солнце, закрываемое тучкой (страд.);

  • мальчик, поймавший рыбу (действ.); рыба, пойманная мальчиком (страд.);

  • человек, разрезающий ленту (действ.); лента, разрезанная человеком (страд.).

Слайд № 8. Учащиеся должны придумать со словами, предложенными на слайде, предложения и записать их в тетрадь, определить действительные и страдательные причастия.

Слайд №9. Задание выполняется по вариантам: первый вариант выписывает предложения с действительными причастиями, второй вариант - со страдательными.

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

По слайду № 10 ученики проверяют, правильно ли они выполнили задание.

1 вариант:

1. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

2. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

3. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

4. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

5. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

2 вариант:

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

3. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

4. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

5. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

Слайд №11. Задание для самопроверки. Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями:

съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.

После того как работа будет выполнена, открыть следующий слайд № 9 и продемонстрировать правильный ответ и критерии оценки для самопроверки.

Действительные причастия

Страдательные причастия

Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт.

Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.

5. Подведение итогов урока.

Слайд № 12. Учащиеся отвечают на вопросы.

1). Ребята, назовите, на какие группы делятся причастия?

2). Дайте определение действительных и страдательных причастий, в чём их отличие?

6. Домашнее задание.

Слайд №13. Правило параграф 14, упражнение № 85.

Конспект урока "Действительные и страдательные причастия"

 Тип урока: Объяснение нового материала.

Форма: Урок-исследование.

Цели урока: 

  1. знакомство со значениями страдательных и действительных причастий;

  2. формирование умения различать по смыслу действительные и страдательные причастия;

  3. отработка навыков морфемного разбора причастий;

  4. повторение ранее изученных орфограмм, пунктограмм.

Ход урока

I. Слово учителя. Организация класса на работу.

Сегодня мы продолжаем исследование  очень интересной части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы,   вспомним всё, что знаем о причастии.

II. Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся над языковым материалом.

I. Работа с текстом из книги Т.Рик «Привет, причастие» стр.69-71. Читаем вслух.

Какую информацию из этого текста вы получили?

Какая часть речи принимала активное участие во всех этих действиях?

Если одни причастия действуют, а другие страдают, то как могут называться такие причастия?

Сформулируйте тему нашего урока.

Итак, тема нашего урока звучит «Действительные и страдательные причастия». Оформление тетрадей.

Цель? Что мы можем узнать об этих причастиях? Как мы это можем узнать?

Д: значение, суффиксы

II Начнём со значения. Выскажите свои версии: что  могут означать действительные причастия, а что страдательные?

Выпишите в 2 колонки  действ и страдат причастия (на Д   ученица)

Пожирающий              пожираемые

Запивающий              запиваемые

Отдавивший               отдавленный

Зажаривший             зажаренный

Накормивший          накормленная

Отломавший              отломанная

Нашлёпавший           нашлёпанная

Докажите, что вы справились с заданием. Как отличить страдательные от действительных? От страдательных можно задать вопрос КЕМ?

Прикрепляю на Д. значение причастий.

Переходим к морфемному составу. Назовите все суффиксы причастий.

Выделите суффиксы в записанных словах. (на Д ученица) + прикрепить на Д суффиксы.

Придумайте и запишите причастия с оставшимися суффиксами, распределите их по колонкам. (Д:  ученица)

– Попробуйте сделать вывод о связи причастий и суффиксов.  На Д распределить суффиксы  

Вывод: действительные и страдательные причастия имеют свои суффиксы, которые выражают значения этих причастий.

III. Лингвистический эксперимент

Ребята, как вы считаете, от любого глагола можно образовать дейстельные и страдательные причастия?

Вспомните глаголы переходные и непереходные. Алёна напомнит и  сядет за компьютер

Образовать все возможные причастия от данных глаголов,  (слепая таблица приготовлена на  экране, у ребят раздаточный материал)

В результате этой работы заполняется следующая таблица

 

– Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных? (переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета).

Учащиеся делают вывод о том, что непереходные глаголы образуют только действительные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а действительные причастия и обозначают как раз признак предмета, который сам производит действие. Переходные глаголы образуют действительные и страдательные причастия.

– Проделана большая работа: значения действительных и страдательных причастий выяснены, морфемные признаки этих причастий известны. Можно  переходить к закреплению материала.

IV. Закрепление. Изучить полученные карточки и сформулировать задания.

1 гр. Распределить причастия на 2 группы. Выделить суффиксы (стр.73, Т.Рик)

2 гр. Текст: расставить знаки препинания, обозначить дейст и страдат причастия. (стр76 Т.Рик)

3гр: Исправь речевые ошибки, связанные с неверным употреблением действительных и страдательных причастий в предложениях. Запиши верные варианты, расставьте знаки препинания.

 

  1.   Берёзы  окружающие (окружавшие) площадку создавали густую тень.

  2. Солнечные лучи освещали опадающие (опадавшие) с деревьев листья.

  3.  В лицо брызнули капли росы упавшие с задевшего (задетого) колесом куста.

  4. Подгоняемые ветрами и озарявшие солнцем облака плавно движутся по небу.

  5. Я увидел острый гребень скалы  поднимаемый (поднимающийся) к самым облакам.

  6. Небо охватывается заревом.

  7. Вспоминаю первое выступление нашей фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов драматического театра (следует состоявшей);

  8. Грязь в город несут тракторы и грузовики, въезжающие на асфальт с проселочных дорог, и машины, остановившиеся на обочине (следует останавливающиеся)

  9. Свиньи, отправляющиеся на убой, нагуляли много жира.

 

Представители от 1 и 3 группы работают на Д, представитель 2 группы – на компьютере. 

Проверяем.

 V. Подведение итогов.

Ребята, наш урок подходит к концу.

 Какую новую информацию вы получили, работая на уроке?

  На какие группы делятся причастия?

Дайте определение действительных, страдательных причастий.

Чем отличаются эти причастия?

Почему страдательные причастия образуются только от переходных глаголов?

Какие трудности возникли при определении разряда причастия?

Какое задание было для вас самым сложным? Почему? А простым? Справились ли вы с ним?

 Оцените свою работу на уроке.

  VI Инструктаж по домашней работе.

«Теория» §134,    упр.110 или 112




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 6 классе "Действительные и страдательные причастия"

Автор: Зинкина Татьяна Михайловна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 236888

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Турнир  знатоков  русского  языка (обобщение  по  теме  «Причастие») "
    ["seo_title"] => string(69) "turnir-znatokov-russkogho-iazyka-obobshchieniie-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "185518"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426187769"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Образование страдательных причастий"
    ["seo_title"] => string(36) "obrazovaniiestradatielnykhprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "302833"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457328259"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Урок русского языка в 7 классе "Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времен" "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-obrazovaniie-stradatiel-nykh-prichastii-nastoiashchiegho-i-proshiedshiegho-vriemien"
    ["file_id"] => string(6) "138361"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417531990"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-linghvistichieskiie-zadaniia-v-komplieksnom-analizie-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "215408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432665121"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Урок  русского языка "
    ["seo_title"] => string(23) "urok-russkogho-iazyka-1"
    ["file_id"] => string(6) "130911"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416036161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства