Тема: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Тип урока: изучение нового
Цели:
- Дать представление о видах сложного союзного предложения, о знаках препинания в них.
- Формировать умение опознавать и классифицировать сложное предложение; производить синтаксический разбор сложного предложения; составлять структурно-семантические схемы ССП и СПП.
- Развитие умений:
- сравнение изучаемых явлений: простого и разных типов сложного предложений; формы связи в словосочетании и в предложении;
- находить, группировать и объяснять пунктограммы;
- формулировать вопросы от главной части к придаточной (в СПП).
Материалы:
- наглядные пособия: обобщающие таблица «Сложное предложение», алгоритм «Порядок синтаксического разбора простого и сложного предложения»; структурно-семантические схемы ССП и СПП;
- раздаточный материал для индивидуально-групповой самостоятельной работы;
- компьютер.
Ход урока.
- Организация начала урока:
- Приветствие.
- Учитель отмечает отсутствующих в классном журнале.
2.Проверка выполнения домашнего задания, актуализация опорных знаний и умений. Проанализировать предыдущую домашнюю работу, отметить положительные и отрицательные моменты. (cм.Приложение. 1).
Итак, мы определили границы частей в сложном предложении и средства связи (союзные и БСП (интонация)).
Метафора. См. Приложение 2.
3.Всесторонняя проверка знаний.
А теперь воспользуемся своими домашними заготовками и попытаемся охарактеризовать природу связи между частями в сложном союзном предложении.
- Работа у доски по карточкам. (см.Приложение 3)
-Фронтальный опрос.
- Какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Что такое синтаксис?
- Что такое словосочетание?
- Что такое предложение?
- Какие предложения по цели высказывания вы знаете?
- Какие предложения по эмоциональной окраске вы знаете?
- Что такое грамматическая основа?
- Если в предложении одна грамматическая основа, то предложение___________?
- Что такое однородные члены предложения?
- Если в предложении две и более грамматических основ, то предложение___________?
- Итак, какое предложение называется простым, а какое – сложным?
- Предложение, части которого соединены при помощи союзов, называется__________?
- Предложение, части которого соединены только при помощи интонации, называется ____________?
Проверка работы у доски.
Дополнительные вопросы: 1. Произведем синтаксический разбор предложений (устно).
2. Какая форма связи существует между однородными членами предложения? (Однородные члены предложения между собой равноправны, друг от друга не зависят, Связь – сочинительная.).
3. Что общего между двумя предложениями? Какие средства связи используются? (Союз «И»).
4. Какой можно сделать вывод? Части данного сложного союзного предложения не зависят друг от друга, являются равноправными, между ними_________________________(СОЧИНИТЕЛЬНАЯСВЯЗЬ).
Предложение, части которого соединены сочинительной связью, называется_______(СЛОЖНОСОЧИНЕННЫМ,ССП).
5. Обратите внимание на словосочетания. По структуре словосочетание состоит из ________________________(ГЛАВНОГО (Х) и ЗАВИСИМОГО).
6. Как мы определяем главное и зависимое слово в словосочетании? (Задаем вопрос).
7. Какое место занимает в структуре словосочетания зависимое слово? Зависимое слово может стоять перед главным и после него).
8. Между главным и зависимым словами в словосочетании
___________________________(подчинительная ) связь.
9. Предложение, части которого соединены подчинительной связью, называется _________________(СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫМ, СПП).
- Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.
Все в мире взаимосвязано. Язык описывает мир, язык адекватен миру.
Ученикам предлагаются (индивидуально) две карточки с иллюстрациями (взаимоотношения в обществе) и две карточки, отражающие в данных предложениях подобную природу связи.
См. Приложение 4
Задание. Найти ССП СПП и соотнести с картинкой, указать грамматические основы, произвести (устно) синтаксический разбор, используя план разбора. Обратить внимание на схемы (символическое изображение ССП и СПП).
Пишем на доске и в тетради тему урока, фиксируем схемы и опознавательные признаки СПП и ССП в обобщающей таблице
( см. Приложение 4)
ССП СПП
РАВНОПРАВНЫЕ ЧАСТИ ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ
ПРИДАТОЧНАЯ ЧАСТЬ
5. Усвоение новых знаний.
См. Приложение 5
Карточки с индивидуально-групповыми заданиями.
Задание. Установить границы каждого простого предложения в составе сложного, Указать союзы. Назвать вид предложения. Потренируйтесь в постановке ? от главного предложения к придаточному предложению.
- Первичная проверка понимания изученного.
Цифровой диктант.
Не записывая предложения, поставить номер по порядку в обобщающую таблицу, в зависимости от вида предложения, Составить схему предложения (можно в тексте).
См. Приложение 5
РЕЛАКСАЦИЯ. Упражнение в сопровождении музыки. «Поющий лес». Сейчас, когда вы закроете глаза, вы отправитесь в приятное путешествие. Устройтесь удобно. Это щебечут птицы, поет лес… Легко ощущать свободу и энергию. Направьте свои силы на закрепление материала
7. Закрепление новых знаний.
Работа с учебником.
П. Упражнение 333, с.109.
Графическая работа. Составить схемы предложений, сделать синтаксический разбор предложения.
8. Подведение итогов.
Контрольные вопросы. См. Приложение 6
- В чем сходство и различие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?
Сходство сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в том, что и те и другие предложения ______________(сложные), имеют две и больше ___________(грамматических основ).
Различие их в том, что в сложносочиненном предложении (ССП) части _________(равноправны) и ________________(не зависят друг от друга), а в сложноподчиненном предложении части _____________(зависят друг от друга; одно предложение главное, другое предложение придаточное)
9. Инструктаж о выполнении домашнего задания.
Т. 24,25,26.
П., с.110, Упражнение 335
Опорный материал П., с.109.
- Рефлексия. Заполнение таблицы учащимися, (См.Приложение. 7).
Оценить работу класса и отдельных учеников.