kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Тип урока: изучение нового

Цели:

  1. Дать представление о видах сложного союзного предложения, о знаках препинания в них.
  2. Формировать умение опознавать и классифицировать сложное предложение; производить синтаксический разбор сложного предложения; составлять структурно-семантические схемы ССП и СПП.
  3. Развитие умений:

- сравнение изучаемых явлений: простого и разных типов сложного предложений; формы связи в словосочетании и в предложении;

- находить, группировать и объяснять пунктограммы;

- формулировать вопросы от главной части к придаточной (в СПП).

 

Материалы:

- наглядные пособия: обобщающие таблица  «Сложное предложение»,  алгоритм   «Порядок синтаксического разбора простого и сложного предложения»; структурно-семантические схемы ССП и СПП;

- раздаточный материал для индивидуально-групповой самостоятельной работы;

- компьютер.

Ход урока.

  1. Организация начала урока:

- Приветствие.

- Учитель отмечает  отсутствующих в классном журнале.

2.Проверка выполнения домашнего задания, актуализация опорных знаний и умений. Проанализировать  предыдущую домашнюю работу, отметить положительные и отрицательные моменты. (cм.Приложение. 1).

Итак, мы определили границы частей в сложном предложении и средства связи (союзные и БСП (интонация)).

 

Метафора.        См. Приложение 2.

 

3.Всесторонняя проверка знаний.

А теперь воспользуемся своими домашними заготовками и попытаемся охарактеризовать природу связи между частями в сложном союзном предложении.

- Работа у доски по карточкам.    (см.Приложение 3)

-Фронтальный опрос.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что такое синтаксис?

- Что такое словосочетание?

- Что такое предложение?

- Какие предложения по цели высказывания вы знаете?

- Какие предложения по эмоциональной окраске вы знаете?

- Что такое грамматическая основа?

- Если в предложении одна грамматическая основа, то предложение___________?

- Что такое однородные члены предложения?

- Если в предложении две и более грамматических основ, то предложение___________?

- Итак, какое предложение называется простым, а какое – сложным?

- Предложение, части которого соединены при помощи союзов, называется__________?

- Предложение, части которого соединены только при помощи интонации, называется  ____________?

Проверка работы у доски.

Дополнительные вопросы: 1. Произведем синтаксический разбор предложений (устно).

                                              2. Какая форма связи существует между однородными членами предложения? (Однородные члены предложения между собой равноправны, друг от друга не зависят, Связь – сочинительная.).

                                              3. Что общего между двумя предложениями? Какие средства связи используются? (Союз «И»).

                                               4. Какой можно сделать вывод? Части  данного сложного союзного предложения не зависят друг от друга, являются равноправными, между ними_________________________(СОЧИНИТЕЛЬНАЯСВЯЗЬ).

Предложение, части которого соединены сочинительной связью, называется_______(СЛОЖНОСОЧИНЕННЫМ,ССП).

                                               5. Обратите внимание на словосочетания.  По структуре словосочетание состоит из  ________________________(ГЛАВНОГО (Х) и ЗАВИСИМОГО).

                                                6. Как мы определяем главное и зависимое слово в словосочетании? (Задаем вопрос).

                                                 7. Какое место занимает в структуре словосочетания зависимое слово?  Зависимое слово может стоять перед главным и после него).

                                                 8. Между главным и зависимым словами в словосочетании

___________________________(подчинительная ) связь.

                                                 9. Предложение, части которого соединены подчинительной связью, называется _________________(СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫМ,  СПП).

  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Все в мире взаимосвязано. Язык описывает мир, язык адекватен миру.

Ученикам предлагаются (индивидуально) две карточки с иллюстрациями (взаимоотношения в обществе) и две карточки, отражающие в данных предложениях  подобную природу связи.

См. Приложение 4

Задание. Найти ССП СПП и соотнести с картинкой, указать грамматические основы, произвести (устно) синтаксический разбор, используя план разбора. Обратить внимание на схемы (символическое  изображение ССП и СПП).

Пишем на доске и в тетради тему урока, фиксируем схемы и опознавательные признаки СПП и ССП в обобщающей таблице

 ( см. Приложение 4)

     ССП                                                                                СПП








 

РАВНОПРАВНЫЕ ЧАСТИ                                 ГЛАВНАЯ  ЧАСТЬ   

                                                                       ПРИДАТОЧНАЯ   ЧАСТЬ

 5.     Усвоение новых знаний.

 

 

См. Приложение  5

 

Карточки с индивидуально-групповыми заданиями.

 

Задание. Установить границы каждого простого предложения в составе сложного, Указать союзы. Назвать вид предложения. Потренируйтесь в постановке ? от главного предложения к придаточному предложению.

  1. Первичная проверка понимания изученного.

Цифровой диктант.

Не записывая предложения, поставить номер по порядку в обобщающую таблицу, в зависимости от вида предложения, Составить схему предложения (можно в тексте).

См. Приложение 5

РЕЛАКСАЦИЯ.  Упражнение в сопровождении музыки. «Поющий лес». Сейчас, когда вы закроете глаза, вы отправитесь в приятное путешествие. Устройтесь удобно. Это щебечут птицы, поет лес… Легко ощущать свободу и энергию. Направьте свои силы на закрепление материала

7. Закрепление новых знаний.

Работа с учебником.

П. Упражнение 333, с.109.

Графическая работа. Составить схемы предложений, сделать синтаксический разбор предложения.

 

8. Подведение итогов.

Контрольные вопросы. См. Приложение 6

 

- В чем сходство и различие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?

 

Сходство сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в том, что и те и другие предложения ______________(сложные), имеют две и больше ___________(грамматических основ).

Различие их в том, что в сложносочиненном предложении (ССП) части _________(равноправны) и ________________(не зависят друг от друга), а в сложноподчиненном предложении части _____________(зависят друг от друга; одно предложение главное, другое предложение придаточное)

 

 

 

9. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Т. 24,25,26.

П., с.110, Упражнение 335

Опорный материал П., с.109.

  1.  Рефлексия. Заполнение таблицы учащимися,   (См.Приложение. 7).

Оценить работу класса и отдельных учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Урок ССП и СПП»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Установить границы каждого простого предложения в составе сложного. Указать союзы. Потренируйтесь в постановке вопросов от главной части к придаточной. Построить схемы предложений. Назвать вид предложений.


  1. Среди комнаты стоял золотой сундук а на сундуке сидело настоящее страшилище.


  1. Сердце ее сжималось от страха когда она пробиралась лунной ночью на кладбище по длинным аллеям сада.



  1. В тот же миг Снежная королева подхватила его и они взвились на черное облако.



  1. Они увидели как Элиза скрылась за кладбищенской оградой.



  1. Вот раздался колокольный звон и они узнали колокольни своего родного города.



  1. Я сама слышала как сапоги скрипели когда Кай приходил к бабушке.



  1. Понял теперь солдат что за чудесное было у него огниво.



  1. Элиза подошла к ручейку и он весело зажурчал в знак приветствия.



  1. И вот все отправились в лес где обыкновенно распевал соловей.



  1. Когда солнце близилось к закату Элиза увидела диких лебедей.



Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Урок СПП и ССП»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6



Контрольные вопросы:


  1. Итак, если в предложении две и более грамматических основ, то предложение …?

  2. .Какое предложение называется простым, а какое – сложным?

  3. Предложение, части которого соединены при помощи союзов, называется…?

  4. Если части сложного предложения не зависят друг от друга, являются равноправными, между ними_____________________связь.

  5. Предложение, части которого соединены сочинительной связью, называется….

  6. Если в сложном предложении одна часть главная , а другие зависят от нее (к ней можно поставить от главной части вопрос) , то между ними н___________________________________связь.

  7. Предложение, части которого соединены сочинительой связью, называется…

  8. Предложение, части которого соединены подчинительной связью, называется...


  1. В чем сходств и различие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений? Сходство сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в том, что и те и другие предложения__________, имеют две и больше ____________. Различие их в том, что в сложносочиненном предложении части____________и _____________, а в сложноподчиненном предложении части __________ и _____________.







Определите границы придаточного предложения, находящегося внутри главного. Постройте линейные схемы данных предложений.

1. Маленькие рыбки, которые плавали под водой, видели жабу и ее сына. («Дюймовочка») 2. И вот на том месте, где хотели сжечь Элизу, вырос высокий зеленый куст с розами. («Дикие лебеди») 3. Лесной ворон, который уже успел жениться, провожал девочку первые мили. («Снежная королева») 4. В той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. («Дикие лебеди») 5. Посреди огромной залы, где сидел император, возвышался золотой шест для соловья. («Соловей») 6. Ласточки, которых она часто кормила крошками, прощебетали ей свою песню. («Дюймовочка).



Из данных предложений образуйте сложное предложение, используя союзы и, а, но.

1. В скорлупке она спала ночью. Днем играла на столе. («Дюймовочка»)
2. Пальба стихла только к вечеру. Утенок долго еще боялся пошевельнуться. («Гадкий утенок»)
3. Она отерла слезы Герде. Потом спрятала обе руки в ее хорошенькую мягкую теплую муфточку. («Снежная королева»)
4. До заката солнца было еще далеко. Элиза уже сидела на скале перед глубокой пещерой. («Дикие лебеди»)
5. Собака бежала быстро. Крупа сыпалась из мешочка по всей дороге от медного замка до дома солдата. («Огниво»)


Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Рефлексия Таблица»

ПРИЛОЖЕНИЕ 8


ПРОВЕРКА РЕФЛЕКСИИ УЧАЩИХСЯ




Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9



















































































































































































































































































1.Доволен ли ты, как прошел урок?

2.Было ли тебе интересно?

3.Сумел ли ты получить новые знания?

4.Был ли ты активен на уроке?

5.Ты с удовольствием будешь выполнять домашние задания?

6.Учитель был внимателен к тебе?

7.Ты сумел показать знания?

8.Какую оценку ты бы поставил себе?

9.Какую оценку ты бы поставил учителю?





Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 1»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Домашнее задание. Определить границы предложений и средства связи. Составить схемы, по возможности определить вид предложений.


  1. Под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, пролетали с криком черные вороны.





  1. Олень опустил девочку на землю, поцеловал ее, и на глазах у него заблестели крупные прозрачные слезы.




  1. Потом он повернулся и стрелой пустился назад.




  1. Шел сильный снег, и вдруг мальчик увидел, что снежные хлопья все растут и обращаются в огромных белых кур.








Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Метафора»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Метафора




Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока он спал, кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. И когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись, на столе появились маленькие человечки – гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые туфли. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, когда же мастер успел сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее». Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника.






Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 3»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Списать предложение, графически обосновать постановку/ отсутствие запятой перед союзом «И», составить схему предложения. Выписать 2 словосочетания.







Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок.


(«Дюймовочка»)





Списать предложение, графически обосновать постановку/ отсутствие запятой перед союзом «И», составить схему предложения. Выписать 2 словосочетания.




Лебедь положил свою голову ей на колени и она


гладила и перебирала его перышки.


(«Дикие лебеди»)


























Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сложное предложение таблица»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


СЛОЖНОЕ ПРЕЖЛОЖЕНИЕ



СОЮЗНОЕ БЕССОЮЗНОЕ

(БСП)





СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ

( ССП ) (СПП)




х

[- =], a [- =]. ССП [- =], (что - =). СПП

но где

и когда

который


х - главная часть;

( ) - придаточная часть.

Просмотр содержимого документа
«УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 классе СПП и ССП»

Урок разработан учителем русского языка и литературы

НОУ ШКОЛА «Доверие» Рыбинской И.О.




УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-М КЛАССЕ



Тема: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Тип урока: изучение нового

Цели:

  1. Дать представление о видах сложного союзного предложения, о знаках препинания в них.

  2. Формировать умение опознавать и классифицировать сложное предложение; производить синтаксический разбор сложного предложения; составлять структурно-семантические схемы ССП и СПП.

  3. Развитие умений:

- сравнение изучаемых явлений: простого и разных типов сложного предложений; формы связи в словосочетании и в предложении;

- находить, группировать и объяснять пунктограммы;

- формулировать вопросы от главной части к придаточной (в СПП).


Материалы:

- наглядные пособия: обобщающие таблица «Сложное предложение», алгоритм «Порядок синтаксического разбора простого и сложного предложения»; структурно-семантические схемы ССП и СПП;

- раздаточный материал для индивидуально-групповой самостоятельной работы;

- компьютер.



Ход урока.



  1. Организация начала урока:


- Приветствие.

- Учитель отмечает отсутствующих в классном журнале.


  1. Проверка выполнения домашнего задания, актуализация опорных знаний и умений. Проанализировать предыдущую домашнюю работу, отметить положительные и отрицательные моменты. (cм.Приложение. 1).

Итак, мы определили границы частей в сложном предложении и средства связи (союзные и БСП (интонация)).


Метафора. См. Приложение 2.


  1. Всесторонняя проверка знаний.


А теперь воспользуемся своими домашними заготовками и попытаемся охарактеризовать природу связи между частями в сложном союзном предложении.


- Работа у доски по карточкам. (см.Приложение 3)



-Фронтальный опрос.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что такое синтаксис?

- Что такое словосочетание?

- Что такое предложение?

- Какие предложения по цели высказывания вы знаете?

- Какие предложения по эмоциональной окраске вы знаете?

- Что такое грамматическая основа?

- Если в предложении одна грамматическая основа, то предложение___________?

- Что такое однородные члены предложения?

- Если в предложении две и более грамматических основ, то предложение___________?

- Итак, какое предложение называется простым, а какое – сложным?

- Предложение, части которого соединены при помощи союзов, называется__________?

- Предложение, части которого соединены только при помощи интонации, называется ____________?



Проверка работы у доски.


Дополнительные вопросы: 1. Произведем синтаксический разбор предложений (устно).

2. Какая форма связи существует между однородными членами предложения? (Однородные члены предложения между собой равноправны, друг от друга не зависят, Связь – сочинительная.).

3. Что общего между двумя предложениями? Какие средства связи используются? (Союз «И»).

4. Какой можно сделать вывод? Части данного сложного союзного предложения не зависят друг от друга, являются равноправными, между ними_________________________(СОЧИНИТЕЛЬНАЯСВЯЗЬ)..

Предложение, части которого соединены сочинительной связью, называется_______(СЛОЖНОСОЧИНЕННЫМ,ССП).

5. Обратите внимание на словосочетания. По структуре словосочетание состоит из ________________________(ГЛАВНОГО (Х) и ЗАВИСИМОГО).


6. Как мы определяем главное и зависимое слово в словосочетании? (Задаем вопрос).

7. Какое место занимает в структуре словосочетания зависимое слово? Зависимое слово может стоять перед главным и после него).


8. Между главным и зависимым словами в словосочетании

___________________________(подчинительная ) связь.

9. Предложение, части которого соединены подчинительной связью, называется _________________(СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫМ, СПП).




  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.



Все в мире взаимосвязано. Язык описывает мир, язык адекватен миру.


Ученикам предлагаются (индивидуально) две карточки с иллюстрациями (взаимоотношения в обществе) и две карточки, отражающие в данных предложениях подобную природу связи.

См. Приложение 4


Задание. Найти ССП СПП и соотнести с картинкой, указать грамматические основы, произвести (устно) синтаксический разбор, используя план разбора. Обратить внимание на схемы (символическое изображение ССП и СПП).


Пишем на доске и в тетради тему урока, фиксируем схемы и опознавательные признаки СПП и ССП в обобщающей таблице

( см. Приложение 4)


ССП СПП






РАВНОПРАВНЫЕ ЧАСТИ ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ

ПРИДАТОЧНАЯ ЧАСТЬ


  1. Усвоение новых знаний.



См. Приложение 5


Карточки с индивидуально-групповыми заданиями.


Задание. Установить границы каждого простого предложения в составе сложного, Указать союзы. Назвать вид предложения. Потренируйтесь в постановке ? от главного предложения к придаточному предложению.



  1. Первичная проверка понимания изученного.


Цифровой диктант.


Не записывая предложения, поставить номер по порядку в обобщающую таблицу, в зависимости от вида предложения, Составить схему предложения (можно в тексте).

См. Приложение 5






РЕЛАКСАЦИЯ. Упражнение в сопровождении музыки. «Поющий лес». Сейчас, когда вы закроете глаза, вы отправитесь в приятное путешествие. Устройтесь удобно. Это щебечут птицы, поет лес… Легко ощущать свободу и энергию. Направьте свои силы на закрепление материала


7. Закрепление новых знаний.


Работа с учебником.

П. Упражнение 333, с.109.

Графическая работа. Составить схемы предложений, сделать синтаксический разбор предложения.

8. Подведение итогов.

Контрольные вопросы. См. Приложение 6


- В чем сходство и различие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?


Сходство сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в том, что и те и другие предложения ______________(сложные), имеют две и больше ___________(грамматических основ).

Различие их в том, что в сложносочиненном предложении (ССП) части _________(равноправны) и ________________(не зависят друг от друга), а в сложноподчиненном предложении части _____________(зависят друг от друга; одно предложение главное, другое предложение придаточное)




9. Инструктаж о выполнении домашнего задания.



Т. 24,25,26.

П., с.110, Упражнение 335

Опорный материал П., с.109.




  1. Рефлексия. Заполнение таблицы учащимися, (См.Приложение. 7).




Оценить работу класса и отдельных учеников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Рыбинская Ирина Олеговна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195578

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме Сложное предложение. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589488"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Среднесрочное планирование уроков русского языка в 9 классе по разделу "
    ["seo_title"] => string(79) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-urokov-russkogho-iazyka-v-9-klassie-po-razdielu"
    ["file_id"] => string(6) "122054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414146364"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. "
    ["seo_title"] => string(61) "slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428307047"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197759"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308956"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства