Урок русского языка в 5 классе " Предложения с обращениями"
Урок русского языка в 5 классе " Предложения с обращениями"
Цели: дать понятие об обращении; сформировать навыки определения обращения в предложении и правильной постановки знаков препинания при нем,развивать умение составлять схемы и предложения с обращениями; Воспитать у учащихся доброжелательность и вежливость.
Оборудование: учебник, текст
Тип: урок усвоение новых знаний
Метод: репродуктивный
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе " Предложения с обращениями" »
Тема: Предложения с обращениями
Цели: дать понятие об обращении; сформировать навыки определения обращения в предложении и правильной постановки знаков препинания при нем. Воспитать у учащихся доброжелательность и вежливость.
Оборудование: учебник, текст
Тип: урок усвоение новых знаний
Метод: репродуктивный
1. Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
2. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания проводится по усмотрению учителя.
Словарно-орфографическая работа.
Запись в словарь трудных слов: пожалуйста, до свидания, здравствуйте, извините, спасибо.
3. Объяснение новой темы.
Беседа.
- Ребята, вспомните, какие вы знаете предложения по цели высказывания? А по эмоциональной окраске?
- А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой «Разговор старой ивы с дождём». (Текст стихотворения записан на доске, знаки препинания не расставлены.)
- Расставьте в тексте знаки препинания.
- Какие предложения по цели высказывания вы видите в этом тексте?
- Какого предложения по цели высказывания нет в этом стихотворении? Приведите свой пример такого предложения.
- Найдите в стихотворении восклицательные и невосклицательные предложения.
Разговор старой ивы с дождём.
- Восемь у дороги, - Две - под старой елью,
Девять - на лугу... Возле стога - шесть(.)
Что ты(,) Дождь(,) считаешь(?) - Что ты(,) Дождь(,) считаешь,
Может, помогу(?) Да не можешь счесть(?)
- Тороплюсь ромашки Ну как просчитаюсь,
Все пересчитать, Долго ль до беды(!)
Десять на опушке, Вдруг на всех не хватит
Под осиной - пять... У меня воды(!)
- К кому обращается в данном стихотворении Ива? (К Дождю.)
- Давайте теперь поговорим о том, что такое обращение и как правильно обратиться к кому-либо устно или письменно. Для этого мы с вами прочитаем сказку В. Бурмако.(приложение)
- Ребята, обращаясь к другу, вы тоже называете его по имени? А когда поручаетесь к взрослому человеку, вы называете его по имени и отечеству?
- Но вокруг так много незнакомых людей! Давайте составим предложения, в которых вы обратитесь к продавцу, врачу, прохожему.
Не забудьте о вежливых словах, которые вы записали в словарь.
- Чтобы привлечь внимание человека, мы произносим его имя с особой интонацией: сначала тон повышается, затем понижается. Такая интонация называется звательная.
- Обращение может стоять в начале предложения. Тогда после обращения мы ставим запятую или восклицательный знак (если обращение произносится с сильным чувством). О,…(О!...)
- Обращение может стоять в середине предложения, тогда мы выделяем его запятыми с обеих сторон. …,О,…
- Обращение может стоять в конце предложения, тогда запятая ставится перед обращением. …,О.
- Местоимения ты, вы не выделяются на письме запятыми.
Внимание! Научись отличать обращение от подлежащего.
Физкультминутка.
(По усмотрению учителя.)
Тренировочные упражнения.
1. Учащиеся выполняют упр. 73 на стр. 27 Рабочей тетради.
Прочитай выразительно. Найди обращения, обозначь их. Расставь знаки препинания.
1. Здравствуй солнце золотое! Здравствуй утро веселое! 2. Не трещите морозы в заповедном бору. 3. Берегись Серая Шейка лиса опять придет. 4. Ну что ж ребята в добрый час! Дорога дальняя у нас. 5. Вставай Аргуна я приглашаю тебя к себе в гости, в мой дом, в мой мир. 6. Кран откройся! Нос умойся! Мойтесь уши, мойся шейка! Шейка мойся хорошенько!
2. Учащиеся выполняют упр. 291 на стр. 89 учебника.
Запомните! Обращение не является членом предложения, поэтому при разборе предложения по членам обращение не подчеркивается.
3. Учащиеся выполняют упр. 74 на стр. 27 Рабочей тетради.
Составь предложения так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями. Запиши предложения в тетради.
Родина, мама, друг, малыш.
Творческое задание.
Составьте предложения с обращениями по схемам.
О,…
О!...
…,О,…
…,О.
Итог урока.
Для того чтобы еще раз вспомнить все об обращении и знаках препинания при нем, давайте запомним это стихотворение.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
Домашнее задание
1. § 33.
2. Упр 293 на стр. 89
.
Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так и как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: «Э-э-э-й!» Но Крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке...
- К их же к нему обратиться? - размышлял Слоненок...
- Я придумала! придумала! придумала! - закричала Мартышка. - Я придумала Обращение! Давайте назовем его имя!
- Крокодил! - закричали гости хором. - Мы пришли к тебе!
- Кто это обращается ко мне так вежливо? - приоткрыл один глаз Крокодил. - Да это мои друзья!..
Нa другой день Мартышка всем сообщала:
- Я придумала Обращение! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит!
- А если хотите написать письмо, - добавлял Удав, - не забудьте отделить обращение запятой.
- Или восклицательным знаком, если хотите написать Обращение «громко», - заканчивал Слоненок.
Изобретение Мартышки очень понравилось всем зверям. Теперь со сторон только и слышалось: «Крокодил! Мартышка! Слоненок! Удав! Бегемот! Носорог! Попугай!»