2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | 1. Лингвистический эксперимент (исследование материала, формулировка темы). - Внимание на доску. Перед вами скрытая загадка (слайд). ………. зверёк грызёт _._. _ _ _ _ . - Давайте подберём подходящие по смыслу слова, которые помогут нам отгадать её: Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (Пила.) - Какими членами предложения являются слова «зверек грызет»? - Какие члены предложения помогли разгадать загадку? - О каких членах предложения пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «Какую практическую значимость имеет данная тема в курсе русского языка?» 2. Запись темы урока(слайд) - Сформулируйте задачи урока. Ключевые слова: - повторить теоретический материал по теме… - закрепить умение находить и выделять второстепенные члены предложения, - использовать в письменной речи… | Исследуют лингвистический материал Устно отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания. Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению. | Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих. Регулятивные: целеполагание. |
3.Выстраивание проекта и его реализация Цель: построение проекта и фиксация имеющегося знания, проверка умения применять полученные знания в типовых условиях. «Мозговой штурм» Рефлексия на данном этапе. Динамическая пауза (этап физической зарядки) Цель: сменить вид деятельности, здоровьесбережение школьников. Закрепление Цель: закрепить полученные сведения о второстепенных членах предложения. Самостоятельная практическая работа «Экспертиза» Рефлексия данного этапа работы. Творческая работа Цель: развитие устной и письменной речи Коллективное задание. Цель: познакомить учащихся с паронимами как средством усиления выразительности. Тестовое задание. Цель: выяснить степень усвоения учащимися темы урока. | Задает вопрос. - Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно определять второстепенные члены предложения? - Предложите план нашей работы на уроке. - Чтобы повторить теоретический материал, я предлагаю вам поработать в парах и выполнить задание «Цепочка теории» (слайд) Условие: Делимся на три варианта по рядам. Первый ряд заполняет таблицу «определение», второй «дополнение», третий «обстоятельство». Каждой парте, то есть каждой паре достается по одному вопросу. Заполнив соответствующую строчку, передаете второй парте, третьей и т.д. Как только все заполнено, один представитель выходит защищать коллективную работу. Работа с таблицей. Задает вопросы: - С какой целью мы выполняли это задание? Что дал вам данный вид работы? Что в результате повторили? К какой практической деятельности подготовились? - Ребята, давайте немного отдохнем. По моей команде изобразим одно из состояний: «Воздух» «Земля» «Огонь» «Вода» Слово учителя: -Насколько хорошо вы повторили и отработали учебный материал, покажет следующий вид работы: обратимся к учебнику (упр. 259, стр. 80). Дифференцированное задание. Выполни упражнение учебника № 262, используя алгоритм действий в таблице. Составь и запиши небольшой текст (5 предложений) на тему «Мамин праздник», используя распространённые предложения, выдели второстепенные члены. - В развитии каких навыков потренировались, выполняя данное задание? - Представьте, что вы авторы учебника. Какие ещё задания можно предложить для этого упражнения? - Мне бы очень хотелось увидеть вас в роли редакторов. Замените прилагательные в словосочетаниях образными прилагательными, например, красный лист – багряный, багровый лист. Больной человек – немощный, болезненный, хворый. Большая статуя – исполинская, гигантская, громадная. Красивый сад – живописный, великолепный, нарядный. Маленький домишко – крохотный, миниатюрный, махонький, крошечный. - Какое изобразительно-выразительное средство вы использовали? Что такое эпитет? Где вам поможет такое задание? (при написании сочинения - описания) - Предлагаю устно поработать. В каком варианте ответа выделенные слова употреблены неверно? (слайд - готовимся к ЕГЭ) У Пети смех заразительный. Грипп – инфекция заразительная. Мы вышли к лесистому озеру. Поселок построен в лесистом краю. Ире купили новое коричневое пальто. У него были коричневые глаза. В моей жизни это было самое памятливое событие. Его считали памятливым человеком. - Ребята, мы сейчас с вами проводили лексическую работу, чтобы исправить предложения. А вы знаете, как называются такие слова, над которыми мы работали? Сытый - сытный, лесной - лесистый? (слайд) Паронимы (от греч.para «возле» + onyma «имя») – это однокоренные слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.(пишут в листы) Паронимия дает богатый материал для «украшения» речи. Паронимы используют в поэзии, в художественной прозе и публицистике как средство усиления выразительности наряду с синонимами, омонимами и антонимами. 1. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос КАКОЙ? и выражен прилагательным, то это а) определение; б) дополнение; в) обстоятельство 2. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос КАК? и выражен наречием, то это … а) определение; б) дополнение; в) обстоятельство; 3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно: а) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту. б) СЫТЫЙ голодного не разумеет. в)СЫТЫЙ и довольный кот дремал. 4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос КОГО? и выражен существительным, то это … а) определение; б) обстоятельство; в) дополнение 5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно: а) удачливый день б) удачливый человек в) удачливое путешествие Ответы 1 а 2 в 3 а 4 в 5 б СЛАЙД - 0 ошибок - «5» - 1 ошибка - «4» - 2 ошибки - «3» - 3 и более - «2» | Составляют план действий, озвучивают. Примерный план. 1.Повторение теоретических сведений по теме. 2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык определения главных и второстепенных членов предложения. Объединяются в группы, выбирают в каждой представителя – координатора. Знакомятся с таблицей, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задание учителя, читают составленные ответы, выбирают представителя для защиты работы. Учащиеся анализируют собственную деятельность, делают выводы, умеют защищать свою работу. Высказывают свое мнение, аргументируют его. Дышат глубоко, представляют себя губкой, которая каждой клеточкой впитывает кислород. «Заземляются» - топают, подпрыгивают, крутятся на месте. Активно двигают руками, ногами, туловищем, изображая языки пламени. Делают движения руками, как пловцы Выполняют упражнение коллективно, подчёркивают второстепенные члены предложения. Работают самостоятельно, 1 человек – на закрытой от других учащихся доске Самостоятельно анализируют высказывания, вносят условные обозначения в таблицу. Обобщают ответы, делают выводы. Отвечают на поставленные вопросы. Предлагают дополнительные задания к упражнению. Подбирают синонимы к предложенным словам. Отвечают на вопросы. Выступление ученика (индивидуальное домашнее задание) Работают с предложенным тестом. Взаимопроверка и взаимооценивание. | Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока. Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе. Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения, выявляемые в ходе исследования. Коммуникативные:формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. приобретать операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Личностные: убежденность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. |