Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:
Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера! И. Романов
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Актуализация
знаний
Постановка учебной цели.
- Ребята, отгадайте, о чём идет речь: Член предложения, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делает, что делал, что будет делать, каков предмет?
- Правильно, это сказуемое.
-А этот член предложения отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет, о котором говорится в предложении.
- Прочитайте предложение. Объясните смысл высказывания. Запишите его, подчеркните подлежащее и сказуемое.
Нравственность человека видна в его отношении к слову. (Л.Н.Толстой)
- В предложении остались неподчеркнутыми слова. Почему? Для чего они нужны?
-Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Сформулируйте тему урока, запишите её в тетрадь.
Второстепенные члены предложения.
- Молодцы! Вы сами определили тему урока. Исходя из нее, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?
(будем формировать умение находить второстепенные члены предложения, выясним их выражения).
Отвечают на вопросы
Нравственность видна – это грамматическая основа предложения.
-Это второстепенные члены.
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.
- Эти слова дополняют, уточняют содержание предложения, заключенное в грамматической основе.
Запись учащимися числа, темы урока
Формулируют цель урока
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:
Придумано кем — то просто и мудро При встрече здороваться и говорить — Доброе утро! Солнце и птицы! — Доброе утро! — Улыбчивым лицам! И каждый становится, добрым, доверчивым пусть доброе утро длится до вечера! И. Романов
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Актуализация
знаний
Постановка учебной цели.
- Ребята, отгадайте, о чём идет речь: Член предложения, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делает, что делал, что будет делать, каков предмет?
- Правильно, это сказуемое.
-А этот член предложения отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет, о котором говорится в предложении.
- Прочитайте предложение. Объясните смысл высказывания. Запишите его, подчеркните подлежащее и сказуемое.
Нравственность человека видна в его отношении к слову. (Л.Н.Толстой)
- В предложении остались неподчеркнутыми слова. Почему? Для чего они нужны?
-Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Сформулируйте тему урока, запишите её в тетрадь.
Второстепенные члены предложения.
- Молодцы! Вы сами определили тему урока. Исходя из нее, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?
(будем формировать умение находить второстепенные члены предложения, выясним их выражения).
Отвечают на вопросы
Нравственность видна – это грамматическая основа предложения.
-Это второстепенные члены.
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.
- Эти слова дополняют, уточняют содержание предложения, заключенное в грамматической основе.
Запись учащимися числа, темы урока
Формулируют цель урока
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
1 этап.
Усвоение новых знаний.
Физ. минутка
Первичное закрепление знаний.
2 этап. Закрепление материала.
3 этап.
Итог урока.
Рефлексия.
4 этап.
Домашнее задание.
-Запишите в верхнюю часть опорной схемы тему «Второстепенные члены предложения». Давайте заполним ячейки под заголовком схемы.
- Найдите второстепеный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? который?
-Как называется этот член предложения?
- Как вы думаете, почему этот второстепенный член так называется?
- Запишите термин «определение» в схему. Заполните колонки, расположенные под этим термином, написав в первой вопросы определения, во второй – графическое обозначение, в третьей – чем чаще всего бывает выражено.
-Как называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и как он подчеркивается?
-Запишите термин «дополнение», запишите, на какие вопросы оно отвечает, как подчеркивается и чем выражается.
-Сможете ли вы самостоятельно заполнить оставшуюся ячейку? Какого члена предложения не хватает?
- Вы хорошо поработали, сами составили схему второстепенных членов предложения.
Упражнение 1.
В предложенном тексте обозначьте дополнения, определите и надпишите, чем они выражены.
Мороз отпускает. Все запушило инеем. Бревна сараев и амбара совсем седые. Вбитые гвозди, петли и скобы кажутся мне из снега. Бельевые веревки, снежная ветка на березе и даже паутинка в сарае запушились.
- Сверьте свою запись с правильным вариантом, записанным на доске.
(можно использовать интерактивную доску)
Упражнение 2. Дифференцированное задание.
1 вариант. Попробуйте воссоздать текст.
2 вариант. Добавьте в текст необходимые слова (воспользуйтесь словами для справок), сравните его с авторским текстом.
… солнце било в глаза. … кусты … малины дрожали над пропастью. … дорожка вела вниз. Ноги Пети бежали по ней сами собой. … воротник резвевался. Мальчик делал … прыжки по … ступеням лестницы и вдруг вылетел на … и … … берег.
Слова для справок: холодный, низкий, дикий, серебряные, песчаный, сухой, громадный, страшный, матросский, крутой.
- Какие члены предложения вы использовали для восстановления деформированного текста?
- Какова роль определений в тексте?
Упражнение 3. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова. Определите, каким членом предложения они являются. Прочитайте полученный текст.
(Когда?) последний снег тает (где?), звенят (где?) веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются (где?) у деревьев смолистые душистые почки. (Когда?) прилетели белоносые грачи. Греются (где?) скворцы. (Как?) с песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.
Обучающиеся записывают свое мнение о проделанной работе в дневники достижений, устно оценивают свою роль в выполнении заданий.
Найдите в рассказе И.А. Бунина «Косцы» предложения, в состав которых входят все второстепенные члены предложения. Выпишите 5 таких предложений, разберите их по членам предложения.
или (на выбор)
составьте 3 карточки с деформироваными текстами, в которых будут пропущены:
определения,
дополнение,
обстоят-ва.
Наблюдение и работа с опорными схемами.
Отвечают на вопросы.
-В его.
-Это определение, оно подчеркивается волнистой линией.
-Определение называется так, потому что оно определяет признак того, о чем идет речь.
Заполняют схему.
-Такой второстепенный член предложения называется дополнением, подчеркивается пунктирной линией: человека, к слову, в отношении.
Заполняют схему.
-Обстоятельства, они отвечают на вопросы где? когда? как? зачем? и другие, подчеркиваются штрих-пунктирной линией и выражаются наречиями и существительными.
Выполняют физкультминутку для глаз
- все (мест.), инеем (сущ.), сараев (сущ.), амбара (сущ.), мне (мест.), из снега (сущ.), на березе (сущ.).
Обучающиеся заполняют пробелы в карточках.
Низкое солнце било в глаза. Серебряные кусты дикой малины дрожали над пропастью. Крутая дорожка вела вниз. Ноги Пети бежали по ней сами собой. Матросский воротник резвевался. Мальчик делал страшные прыжки по громадным ступеням лестницы и вдруг вылетел на сухой и холодный песчаный берег.
- Для восстановления текста мы использовали определения.
- Они уточняют содержание и помогают нарисовать более яркую, образную картину.
- В апреле последний снег тает в полях, звенят в оврагах веселые ручьи, ломают зимний лед реки.Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки. Недавно прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. Стремительно с песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.
-Мы вставили обстоятельства, выраженные и. сущ. или наречиями.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).