Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Антонимы».
Разработала: Виноградова Л.Н.,
учитель русского языка и литературы МОУ «Неклюдовская СОШ им. В.А. Русакова».
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;
научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
расширить лексический запас учащихся;
познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах, сказках, загадках.
Развивающие:
развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей
развивать умение работать с текстом;
развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
Воспитательные:
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Начало урока.
- Сегодня урок начнем необычно. Мы посмотрим фрагмент мультфильма «Ох и Ах». Ваша задача – дать характеристику героям мультфильма.
- Итак, что вы можете сказать о героях?
(Они разные: один веселый – другой грустный, Ах работает быстро – Ох медленно, у одного чистота – у другого грязь и т.д.)
Объявление темы и постановка задач урока.
- Вот с такими словами, которые обозначают разные стороны и явления нашей действительности мы сегодня познакомимся. Записываем тему урока «Антонимы».
( Слайды 1 и 2 презентации, название темы и задачи урока.)
Работа с шуточными стихотворениями.
(Слайды 3, 4, 5)
- Какие признаки противопоставлены?
(Короткий – длинный, храбрый – трусливый, чистый – грязный.)
- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? Сравним.
( Противоположны по лексическому значению.)
Подбор антонимов.
- Попробуем сами подобрать слова с противоположным лексическим значением.
( Слайд 6.)
- Эти слова – антонимы. Какие части речи имеют антонимы?
( По таблице – почти все.)
Определение антонимов.
( Слайд 7.)
Анализ высказывания Л. Толстого.
( Слайд 8.)
- Согласны с высказыванием? Нужно быть очень внимательным при выборе слова, чтобы не обидеть другого человека, не сделать ему больно.
- Назовите антонимы в данном высказывании.
( Объединить – разъединить, любовь – ненависть, мир – вражда.)
7. Определение границ антонимии.
- Все ли слова имеют антонимы? Подберите антонимы к данным словам.
(Слайд 9.)
- Выводы – слайд 10.
8. Употребление антонимов, их роль в речи.
- Где в нашей речи используются антонимы?
1) В сказках ( Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли, са- поги износил, кафтан истер; Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом; Вот лиса и дразнит зайца: «У меня избушка светлая, а у тебя – темная».
2) В загадках.
Белое поле, черное семя. Кто его сеет, тот разумеет.
(Книга)
Слайды 11-13. Отгадать загадки, указать антонимы.
3) В пословицах и поговорках.
Слайды 14, 15.
Запись пословиц, обозначение антонимов.
4) В названиях произведений художественной литературы.
Слайды 16, 17.
9. Подбор антонимов к многозначным словам.
- А может ли слово иметь несколько антонимов? Какие это слова?
Слайды 18, 19. Подбор антонимов к разным значениям многозначного слова. Знакомство со словарем антонимов.
10. Работа со стихотворением Г. Сапгира.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А Мышонок –
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А Цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А Котенку все равно:
Кислое – зачем оно?
- Что вы! –
Шепчет Червячок. -
Сладкий у него бочок.
- Как говорили о яблоке герои стихотворения? Почему каждый сказал о яблоке по-своему?
11. Подведение итогов урока.
Слайд 19.
- Что такое антонимы?
-Какие части речи могут выступать в роли антонимов?
- Что нужно учитывать при подборе антонимов?
- Какова роль антонимов в речи?