kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе по теме "Антонимы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока и презентация. Поставлены задачи урока, урок начинается с просмотра мультфильма, даются характеристики героям, на основе этих характеристик вводится понятие "антоним". Презентация помогает ученикам подбирать антонимы, наглядно показывая противоположные по значению слова. В урок включены шуточные стихотворения с антонимами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока.»















Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Антонимы».









Разработала: Виноградова Л.Н.,

учитель русского языка и литературы МОУ «Неклюдовская СОШ им. В.А. Русакова».











Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;

  • научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;

  • расширить лексический запас учащихся;

  • познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах, сказках, загадках.

  1. Развивающие:

  • развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей

  • развивать умение работать с текстом;

  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

  1. Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.





  1. Начало урока.

- Сегодня урок начнем необычно. Мы посмотрим фрагмент мультфильма «Ох и Ах». Ваша задача – дать характеристику героям мультфильма.

- Итак, что вы можете сказать о героях?

(Они разные: один веселый – другой грустный, Ах работает быстро – Ох медленно, у одного чистота – у другого грязь и т.д.)

  1. Объявление темы и постановка задач урока.

- Вот с такими словами, которые обозначают разные стороны и явления нашей действительности мы сегодня познакомимся. Записываем тему урока «Антонимы».

( Слайды 1 и 2 презентации, название темы и задачи урока.)

  1. Работа с шуточными стихотворениями.

(Слайды 3, 4, 5)

- Какие признаки противопоставлены?

(Короткий – длинный, храбрый – трусливый, чистый – грязный.)

- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? Сравним.

( Противоположны по лексическому значению.)

  1. Подбор антонимов.

- Попробуем сами подобрать слова с противоположным лексическим значением.

( Слайд 6.)

- Эти слова – антонимы. Какие части речи имеют антонимы?

( По таблице – почти все.)

  1. Определение антонимов.

( Слайд 7.)

  1. Анализ высказывания Л. Толстого.

( Слайд 8.)

- Согласны с высказыванием? Нужно быть очень внимательным при выборе слова, чтобы не обидеть другого человека, не сделать ему больно.

- Назовите антонимы в данном высказывании.

( Объединить – разъединить, любовь – ненависть, мир – вражда.)

7. Определение границ антонимии.

- Все ли слова имеют антонимы? Подберите антонимы к данным словам.

(Слайд 9.)

- Выводы – слайд 10.

8. Употребление антонимов, их роль в речи.

- Где в нашей речи используются антонимы?

1) В сказках ( Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли, са- поги износил, кафтан истер; Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом; Вот лиса и дразнит зайца: «У меня избушка светлая, а у тебя – темная».

2) В загадках.

Белое поле, черное семя. Кто его сеет, тот разумеет.

(Книга)

Слайды 11-13. Отгадать загадки, указать антонимы.

3) В пословицах и поговорках.

Слайды 14, 15.

Запись пословиц, обозначение антонимов.

4) В названиях произведений художественной литературы.

Слайды 16, 17.

9. Подбор антонимов к многозначным словам.

- А может ли слово иметь несколько антонимов? Какие это слова?

Слайды 18, 19. Подбор антонимов к разным значениям многозначного слова. Знакомство со словарем антонимов.

10. Работа со стихотворением Г. Сапгира.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал,

Что низко,

А Мышонок –

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка – далеко.

А Теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыпленок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

Кислое – зачем оно?

- Что вы! –

Шепчет Червячок. -

Сладкий у него бочок.



- Как говорили о яблоке герои стихотворения? Почему каждый сказал о яблоке по-своему?

11. Подведение итогов урока.

Слайд 19.

- Что такое антонимы?

-Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

- Какова роль антонимов в речи?







Просмотр содержимого презентации
«Презентация Антонимы.»

Тема: «Антонимы»

Тема: «Антонимы»

Цели и задачи:  1. Образовательные :  познакомиться со словами, противоположными по значению, ввести понятие « антоним ». научиться подбирать антонимы к словам и находить их в тексте. познакомиться с использованием антонимов в пословицах, сказках и загадках. 2. Развивающие :

Цели и задачи:

1. Образовательные :

  • познакомиться со словами, противоположными по значению, ввести понятие « антоним ».
  • научиться подбирать антонимы к словам и находить их в тексте.
  • познакомиться с использованием антонимов в пословицах, сказках и загадках.

2. Развивающие :

  • развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова.
  • развивать речь, обогащать словарный запас.
  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
Длинный сарафан  для Маши, Чтоб была всех в мире  краше. А короткий – для Алёнки, Маленькой её сестрёнки.

Длинный сарафан

для Маши,

Чтоб была всех в мире

краше.

А короткий – для Алёнки,

Маленькой её сестрёнки.

Вышел в поле  храбрый рыцарь, А трусливого зайчонка Напугает и девчонка! Может он с любым сразиться!

Вышел в поле

храбрый рыцарь,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка!

Может он с любым сразиться!

Грязному автомобилю « Чистым здесь  зелёный свет! Путь машины  преградили: Остальным  дороги нет!»

Грязному автомобилю

« Чистым здесь

зелёный свет!

Путь машины

преградили:

Остальным

дороги нет!»

Кроссворд « Спрятанное слово » А Н Т О Н Горький И темнота Начинать М Буря затишье Рыхлый ленивый Трудолюбивый длинный плотный Короткий Свет кончать сладкий

Кроссворд « Спрятанное слово »

А

Н

Т

О

Н

Горький

И

темнота

Начинать

М

Буря

затишье

Рыхлый

ленивый

Трудолюбивый

длинный

плотный

Короткий

Свет

кончать

сладкий

Антонимы -

Антонимы -

  • ( От греческого Анти – против , оним – имя).
  • Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
  • – оживляют речь, делают ее выразительнее.
  • Добрый – злой
  • Добрый- относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
  • Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.
Слово – дело великое.  Великое потому, что словом можно  соединить людей, можно и разъединить их , словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти.   Л.Н.Толстой

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их , словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти. Л.Н.Толстой

Игра «Смотри, не ошибись» Большой (…), много (…), стакан (…), Большой (…), много (…), стакан (…), высокий (…), дерево(…), веселый (…), дом (…), хорошо (…), часы (…), начинать (…), мир (…), кофе (…), конец (…), синий (…), я (…), серебряный (…), радоваться (…).

Игра «Смотри, не ошибись»

  • Большой (…), много (…), стакан (…),
  • Большой (…), много (…), стакан (…),

высокий (…), дерево(…), веселый (…),

дом (…), хорошо (…), часы (…), начинать (…), мир (…),

кофе (…), конец (…), синий (…), я (…), серебряный (…), радоваться (…).

Вывод :   Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих  цвета(кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названий металлов.

Вывод :

Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих

цвета(кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названий металлов.

Отгадай загадки: Я антоним к слову «лето», В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама,  Потому что я…

Отгадай загадки:

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я…

Я антоним к слову смех. Не от радости, утех, Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это…

Я антоним к слову смех.

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это…

Загадка  Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна Называюсь …

Загадка

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна

Называюсь …

Антонимы используются для характеристики героев в пословицах,поговорках,крылатых выражениях.

Антонимы используются для характеристики героев в пословицах,поговорках,крылатых выражениях.

  • Правой рукой строит, а левой разрушает.
  • Ученье - свет, неученье – тьма.
  • Сытый голодного не разумеет.
Творческий диктант Легко сказать, да ( видит поперек ) Впереди беги , а ( жестко спать ) Мягко стелет , да ( трудно доказать ) Смотрит вдоль , а ( назад оглядывайся )

Творческий диктант

Легко сказать, да

( видит поперек )

Впереди беги , а

( жестко спать )

Мягко стелет , да

( трудно доказать )

Смотрит вдоль , а

( назад оглядывайся )

Произведения, в названиях которых  есть антонимы : « Война и мир » Л.Н.Толстого,  « Толстый и тонкий » А.П.Чехова, « Живые и мертвые » К.М.Симонова. « Война и мир » Л.Н.Толстого,  « Толстый и тонкий » А.П.Чехова, « Живые и мертвые » К.М.Симонова. « Война и мир » Л.Н.Толстого,  « Толстый и тонкий » А.П.Чехова, « Живые и мертвые » К.М.Симонова. « Война и мир » Л.Н.Толстого,  « Толстый и тонкий » А.П.Чехова, « Живые и мертвые » К.М.Симонова.

Произведения, в названиях которых есть антонимы :

  • « Война и мир » Л.Н.Толстого, « Толстый и тонкий » А.П.Чехова, « Живые и мертвые » К.М.Симонова.
  • « Война и мир » Л.Н.Толстого, « Толстый и тонкий » А.П.Чехова, « Живые и мертвые » К.М.Симонова.
  • « Война и мир » Л.Н.Толстого, « Толстый и тонкий » А.П.Чехова, « Живые и мертвые » К.М.Симонова.
  • « Война и мир » Л.Н.Толстого,
  • « Толстый и тонкий » А.П.Чехова,
  • « Живые и мертвые » К.М.Симонова.

Произведения : Толстый и тонкий ВОЙНА И МИР

Произведения :

Толстый и тонкий

ВОЙНА И МИР

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов 1. Свежий (хлеб, журнал,   ветер). (Чёрствый, старый, тёплый). 2. Лёгкий (труд, путь,    ветер). (Тяжёлый, трудный, сильный). 17

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов

1. Свежий (хлеб, журнал, ветер).

(Чёрствый, старый, тёплый).

2. Лёгкий (труд, путь, ветер).

(Тяжёлый, трудный, сильный).

17

Что такое антонимы? Какие части речи могут выступать в роли антонимов? Что нужно учитывать при подборе антонимов? Какова роль антонимов в речи? Подведём итоги 17

Что такое антонимы?

Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

Что нужно учитывать при подборе антонимов?

Какова роль

антонимов в речи?

Подведём итоги

17


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка в 5 классе по теме "Антонимы".

Автор: Виноградова Лариса Николаевна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153845

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Презентация урока русского языка по теме: "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(52) "prezentatsiia_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "636988"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1695310090"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "презентация по русскому языку по теме "антонимы" "
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "242324"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445439443"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект урока русского языка по теме " Антонимы". "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-2"
    ["file_id"] => string(6) "246451"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446383644"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-1"
    ["file_id"] => string(6) "156471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421426510"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemuantonimy"
    ["file_id"] => string(6) "269732"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450893586"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства