Просмотр содержимого документа
«урок русского языка в 5 классе»
Тема: «Имя существительное».5 класс.
I.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
II.Сообщение цели и задач урока.
Ребята, сегодня мы совершим путешествие в город, которого нет ни на одной географической карте.Этот город описан в книге «Азбука вежливости».Вспомните ,как он называется.(Солнечный).
Правильно.В этот город мы отправимся на летающих зонтиках.Но для того ,чтобы фея этого города …кстати, как её зовут?(Фея Здрасте) захотела подарить каждому из вас по зонтику,вы должны выполнить следующие задания:
III.Повторение изученного.
1.Назовите слова ,от которых образовано название города «Солнечный».(Солнце, солнышко)
Как называются такие слова? (Однокоренные). Почему?
2.Доскажите :Корень-это …
3.Давайте разберём эти слова по составу.
IV.Подготовка к изучению нового.
-Какой частью речи являются эти слова?Почему?Вспомните всё,что вы знаете об имени существительном.
-Ребята,вспомните пословицы о солнышке.Какова роль солнца в нашей жизни?
В каком значении может употребляться это слово?
V.Новый материал.
-Ребята,вы ,может вы уже догадываетесь, как звучит тема сегодняшнего урока?(Имя существительное).
Раз мы заговорили о фее Здрасте,о чём ещё мы поговорим на сегодняшнем уроке?
Правильно,сегодня мы начнём изучение раздела «Культура поведения».Откройте учебники на странице 78 и запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока «Имя существительное».
Взгляните на карту Солнечного города.Мы начинаем наше путешествие с улицы Хороших манер.На этой улице нам надо разобраться в значении выражения «хорошие манеры».В этом нам поможет упражнение №1 на странице 78.
1.Чтение текста.
2.Работа над значением выражения «Воспитывать в себе бережное отношение к людям, к природе».
3.О каких хороших манерах говорится в тексте?
4.Согласны ли вы с автором?Озаглавьте текст.
5.Выделение основной мысли текста
6.Чтение текста без имён существительных.
-Как называется имя существительное в казахском языке?
-Давайте рассмотрим эту таблицу и сравним существительные в русском и казахском языках.
В русском языке. В казахском языке.
Кто? Что? Кім ? Не?
Отец урок Әке Қоян
Заяц лес
Что вы заметили?(
Что в русском языке на вопрос кто? отвечают существительные ,которые обозначают людей и животных , а в казахском языке на вопрос кім? отвечают лишь те слова,которые обозначают людей.
-на сколько групп можно разделить имена сущетвительные?
-Прочитайтеправилона странице 80.Какие существительные называются одушевленными?
-А какие неодушевленными?
-давайте заполним таблицу своими примерами из книги «Азбука вежливости». Одушевлённые существительные Неодушевлённые сущ-ые
Кто? Что?
Алёша сосна
Бабушка зонтик
Белка лес
Зайцы фонтан
Фея магазин
Вот мы и оказались на улице Добрых советов.На этой улице вы должны выполнить упражнение 3.
1.Чтение текста.
2.Почему неодушевленные сущ стали одушевлёнными?(Парты заговорили, а стол почувствовал, что журнал тяжёлый).
-А кто наделён способностью ощущать?
Этот литературный приём , при котором неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённых , называется «олицетворением».
3.Какова основная мысль рассказа?
О чём шёл разговор в классе?
Что вы узнали об учениках этого класса?
4.Составление вопросов к тексту.
-Почему вздохнул учительский стол?
На что жаловались парты?
-Почему журнал оказался тяжёлым?
-Что говорили парты?
5.Выписывание одуш. и неодуш. сущ. в 2 столбика
Стол учитель
Доска Вася Рисовалкин
Парты Ольга Математичка
Ученики
6.Составьте аналогичный рассказ об учебных принадлежностях.
7.Какие добрые советы вы дадите ученикам этого класса?(Мойте чаще доску.Журнал не бросайте, а ложите на стол. Не получайте двоек.Не пишите на партах.)
-Наша следующая остановка называется лощадь Добрых слов.На этой площади вы должны назвать как можно больше добрых слов.
-А теперь мы оказались на поляне Игр.Проведём игру на внимание:я стану читать рассказ, а вы вставляете нужные волшебные слова.
-Вова ехал в автобусе.Он сидел у окна и рассматривал улицу.В автобус вошла женщина с маленьким ребёнком.Вова встал и сказал женщине: «Садитесь, (пожалуйста)». Женщина вежливо поблагодарила Вову: «Спасибо». Вдруг автобус неожиданно затормозил, Вова чуть не упал и толкнул какого-то мужчину. Но сразу же сказал:(«Извините, пожалуйста»).
-Назовите одушевлённые существительные , которые встретились в этом тексте.
-А теперь –неодушевлённые.
Прочитайте слова «спасибо, извините, пожалуйста» и запишите их в тетради.