Урок русского языка в 4-м классе.
Тема: "Понятие о неопределенной форме глагола".
Учитель Емелина В.П.
Тип урока: « Открытие нового знания».
Цели урока:
познакомить с новым понятием «начальная форма глагола»;
развивать умение ставить вопрос к глаголам в неопределенной форме;
закреплять умение распознавать форму слова и однокоренные слова;
развивать мыслительные операции сравнения, классификации;
воспитывать самостоятельность у учащихся.
Формирование УУД.
Личностные:
признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия;
Регулятивные:
участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.
Познавательные:
Коммуникативные:
подтверждать аргументы фактами;
слушать ,сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование:
1.
2. Карточки с заданиями для работы в парах.
3. Карточки с заданием для индивидуальной работы.
4. Презентация.
5. Листики для рефлексии.
Ход урока
Организационный момент.
-Сядут ребята 1 ряда, если услышат глагол настоящего времени,
2 ряда - глагол прошедшего времени,
3 ряда - глагол будущего времени.
(учили, выучат, учат)
В школьных коридорах прозвенел звонок.
И пора настала начинать урок.
Мы отбросим прочь веселье, примем все серьёзный вид,
И отправимся учиться, это нам не повредит.
Вновь достанем мы тетрадки, лег на край стола дневник,
Наши знанья и уменья всем покажем в тот же миг.
Чистописание
Назовите букву, которая в слове ГЛАГОЛ обозначает согласный звук, твердый парный, звонкий непарный
- Напишите в воздухе эту букву с соединительными элементами:
ЛлЛлЛл
Лучше - орфограммы?
-1) значение, как понимаете лексическое значение этого слова
2) значение по словарю – читает ученик
3) антоним- хуже
4) синоним- точнее, правильнее, скорее, вернее
5) однокоренные слова-лучший, улучшить
6) Составьте предложение со словом ЛУЧШЕ:
Серёжа переписал текст лучше меня.(Ученик записывает на доске с комментированием) Оценка:
Орфограммы
Полный разбор предложения (Ученик на доске выполняет разбор предложения) Оценка:
Актуализация знаний.
Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, кто он.
Кор.: Что вы больше всего любите делать?
Часть речи: Люблю действовать!
Кор.: Что вы больше всего не любите?
Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!
Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?
Часть речи: Могу путешествовать во времени!
Кто же этот господин?
Верно - это глагол, наш знакомый незнакомец.
Почему я его так назвала?
(Ученики: Мы не всё знаем о глаголах)
А что знаем о глаголах? Дополним : СЛАЙД
Постановка учебной задачи.
Создание проблемной ситуации – работа в парах
На доске слова: СЛАЙД
Отъехала, прочитают, гореть, чувствуешь, засмеется, празднует, съел,
- Внимательно прочитайте слова, что их объединяет? (Это глаголы).
Как определили?
Спишите, разделяя их на несколько групп по двум признакам одновременно. Обсудите в парах.
выделите орфограммы,
Проверка: СЛАЙД
– Какие группы у вас получились?
1-я гр. Отъехала, съел – в форме прошедшего времени, орфограмма «разделительный ъ».
2-я гр. Прочитают, засмеется – в форме будущего времени, орфограмма «безударная гласная в корне слова».
3-я гр. Празднует, чувствуешь – в форме настоящего времени, орфограмма «непроизносимые согласные»
– Есть другие мнения или замечания?
-
4. Постановка темы и целей.
– Почему глагол «гореть» вы не отнесли ни в одну группу? Это «лишний» глагол или его нужно поставить в четвертую группу?
- Задайте вопрос к глаголу. Определите его время, число.
– Как назвать такую форму глагола, когда ничего не определяется?
–Какова тема нашего урока?
«Неопределенная форма глагола
Какие цели и задачи поставим перед собой?
- Сегодня мы, будем учиться находить эти глаголы НФ в тексте, ставить к ним вопросы, определять вид, а также учиться правильно употреблять их в речи.
*Наша задача – выяснить, что это за форма, на какие вопросы отвечает, как ее можно отличить от других глаголов. слайд
5. Работа над новым материалом.
1) На карточках пословицы-дети вписывают нужные глаголы
Не торопись…. – торопись...
Жизнь … не поле …
Нужно много …, чтобы много ….
Лучше хорошо …, чем хорошо ….
(Слова для справок: отвечать, слушать, прожить, перейти, читать, знать, поступать, говорить)
– Прочитайте, какие предложения у вас получились.
-Всем понятен смысл этих пословиц?
-Какую из них вы бы взяли для себя? Почему?
– В какой форме стоят вписанные вами глаголы? (в неопределенной форме).
– Почему она неопределенная?
– На какие вопросы отвечают эти глаголы? (На доску вывешиваются карточки с вопросами).
– Как можно еще назвать неопределенную форму глагола? (начальная форма, инфинитив)
СЛОВАРЬ- инфинитив-«неопределенный»
Чтение вывода по учебнику (с.72).
- Какую новую информацию вы получили из вывода учебника?
– Выделите суффиксы глаголов в неопределенной форме. Слайд № 5
Глаголы НФ могут оканчиваться на чь-но это не суффикс, а часть корня
Вспомните такие глаголы: жечь печь течь
– Попробуйте сделать вывод, какая же форма глагола называется неопределенной. (Неопределенная форма глагола – это начальная форма; глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?; у глаголов в неопределенной форме нельзя определить время, лицо, число, род.). СЛАЙД: вывод
2) Физминутка.
Встать, потянуться, распрямиться,
Присесть, подняться, наклониться,
Распрямиться, повернуться, улыбнуться.
3) –Запись под диктовку учителя: у доски ученики записывают глаголы НФ –что делать,. –что сделать, остальные записывают в тетради в 2 столбика соответственно. Выделите суффиксы:
Поставьте глаголы в НФ, запишите их в 2 столбика, выделите суффиксы
Живешь, ползешь, бережешь, глядишь, спишь, растешь, печешь
- Какое действие обозначают глаголы, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?– завершенное или нет?
Эти глаголы обозначают незавершенное действие, отвечают на вопрос “что делать?”, поэтому они несовершенного вида.
Глаголы, отвечающие на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? обозначают завершенное действие, поэтому они совершенного вида.
Вывод:
5) Самостоятельная работа- творческая работа
Какое время года наступило в природе?
Вы любите весну?
За что вы её полюбили?
_ Сейчас попробуем составить и записать небольшой текст -повествования на тему: «Весна»
-У вас на партах лежат карточки с опорными словами (они же на доске)
-Давайте обратимся к опорным словам и выясним, о ком или о чем будет идти речь?
Самостоятельная работа уч-ся Звучит музыка П.И.Чайковского «Апрель»
Проверка:
-Проверим, какие тексты у вас получились? МОЛОДЦЫ
Назовите глаголы Н.ф.
Какого они вида?
6. Итог урока.
– Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
– Что вы узнали о неопределенной форме глагола?
7. Домашнее задание (с.73 – Пр., упр. 150).
8.Оценки
9. Рефлексия: У вас на партах лежат разного цвета листочки. Прикрепите зеленый листочек_ если
у вас все получилось, все понял
Желтый- не все получилось ,были затруднения
Синие- ничего не получилось, не понял тему
Урок окончен.