Тема: Основа слова и окончание.
Цель: систематизировать и обобщить знания об основе и окончании слов.
Задачи:
- сформировать умение выделять основу слова и окончание;
- развивать связную устную и письменную речь учащихся, логическое мышление, внимание; умения выделять главное, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, в группе, используя проблемные вопросы, творческие задания;
- воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки; интерес и уважение к национальным традициям и обычаям разных народов, патриотизм, толерантность.
Ход урока:
– Прочитайте девиз урока (на доске):
«Делу время, потехе час».
– Как понимаете слова?
– Вы готовы к работе на уроке?
– Тогда за работу!
Актуализация знаний (повторение о частях слова)
У каждой пары карточки с данным текстом. (Работа в парах с комментированием.)
Снегири.
(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.
– Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить слова, чтобы получился понятный текст).
– Назовите однокоренные слова, выделите корень.
– Что изменилось в словах?
– Менялся ли при этом смысл слов?
– Прочитайте полученные предложения.
– Как вы думаете, какая часть слова была пропущена? (Варианты детей).
– Какое задание надо было выполнить?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться.).
– Сформулируйте тему урока.
– Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир-).
– В какой части слова происходят изменения? (В окончании).
– Что вы знаете про окончание?
– Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
– Для чего служит окончание?
– Вернёмся к нашим словам и выделим окончание.
– Что такое основа? Как найти основу?
– Выделите в словах основу.
– Сделаем вывод: как найти в слове окончание и основу?
Физминутка
Первичное закрепление знаний
Работа с учебником.
Работа выполняется в тетради.
– Теперь вы сможете находить основу слова и окончание?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Задание на карточках.
Измени слово снегирь, используя предлоги про, к, со, о. Запиши слова, выдели в них окончание и основу.
– Проверьте свою работу.
про снегиря
к снегирю
со снегирём
о снегире
– Если нет ошибок, поставьте “+”, если возникли затруднения – “-”.
– У кого остались затруднения? Что осталось непонятным?
– Это одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать?
– Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний?
– Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
– Как найти в слове окончание? Что такое основа слова?
Рефлексия
– Какую цель мы ставили?
– Достигли цели?
– К какому выводу пришли?
– Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?
– Над чем еще надо поработать?
– У кого не было затруднений по новой теме?
– Как оцениваете свою работу на уроке?
– Ребята, у вас на парте лежат смайлики, оцените свою работу.
(Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.
Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.)
(Дети показывают смайлики-оценки).
Д.З.