Урок русского языка в 11 классе по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Урок русского языка в 11 классе по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
урок русского языка в 11 классе по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» проводился с целью систематизации знаний и умений, поэтому в его структуре присутствуют компоненты дифференциации в ходе самостоятельной работы. Структура урока отвечает следующей схеме: определение уровня знаний учащихся по изучаемой теме, формулировка задач занятия, определение вопросов для работы; систематизация материала в ходе групповой работы и самостоятельная работа с дидактическим материалом; формулировка выводов; контроль усвоенных знаний с помощью тестов; подведение итогов. При подготовке и проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся: групповая; работа в малых группах; индивидуальная работа; самостоятельная работа. Тестовые задания были сформулированы по типу заданий ЕГ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» »
Прилепина Ирина Александровна.
Урок русского языка в 11 классе по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Цель: Систематизировать изученное по теме.
Развивать практические умения и навыки работы с тестами
Воспитывать культуру учебного труда.
Задачи урока :
1) актуализировать знания учащихся по теме «Знаки препинания в БСП»;
2) повторить правила постановки знаков препинания в БСП;
3) организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы);
4) обобщить и систематизировать материал по теме «Постановка тире и двоеточия в предложениях»;
5) организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах;
6) организовать самоконтроль учащихся на уроке.
Тип урока : систематизация и обобщение материала с использованием
информационных технологий.
Форма проведения : практикум.
Оборудование:
1.Мультимедиа
2.Тесты «Постановка тире и двоеточия в предложениях»
Структура урока:
Вводная часть.
Систематизация материала по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».
Практическая работа.
Контроль знаний с помощью тестирования.
Обобщение по теме.
Сообщение домашнего задания.
Ход урока.
I. Повторение.
Начнем урок с повторения темы «Постановка тире и двоеточия в предложениях».
Задание: выписать номера тех предложений, в которых знаки поставлены
I вариант : правильно
II вариант : неправильно.
Учиться наша задача.
Волга – полноводная река.
Бедность – не порок.
Для прорастания семян необходимы два условия : тепло и влага.
Люди, птицы, травы – все слушает песню соловья.
Все: смех, шум, свист – слилось в один гул.
Всюду вверху и внизу пели жаворонки.
На столе лежали разные вещи щетка, молоток, ножницы.
Небо как колокол.
Язык – есть жизнь.
Самопроверка (по ключу)
I вариант : 2, 4, 5, 6, 9
II вариант : 1, 3, 7, 8, 10.
- Напишите на полях тетради количество ошибок.
- Вспомним условия постановки тире между подлежащим и сказуемым,
постановки двоеточия и тире в ПП с обобщающим словом при однородных членах.
1. Учиться - наша задача.
2. Волга – полноводная река.
3. Бедность не порок.
4. Для прорастания семян необходимы два условия : тепло и влага.
5. Люди, птицы, травы – все слушает песню соловья.
6. Все: смех, шум, свист – слилось в один гул.
7. Всюду : вверху и внизу пели жаворонки.
8. На столе лежали разные вещи : щетка, молоток, ножницы.
9. Небо как колокол.
10.Язык есть жизнь.
II. Вступительное слово учителя
Справились с данным заданием, но наибольшую трудность вызывают знаки препинания в БСП.
Прочитаем тему урока:
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.(слайд 1)
- Дайте определение БСП. (-это такое СП, в котором простые предложения связаны на письме бессоюзной связью, а в устной речи – интонацией и по смыслу).
- Какие знаки разделяют ПП в составе БСП? (знаки препинания: запятая, ;, - или :).
- Сформулируйте цели и задачи урока.
- Итак, наша задача –систематизировать изученное, выявить степень усвоения
полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу.
К сегодняшнему уроку вам было предложено повторить вопросы, связанные с пунктуацией в БСП.
Чем отличается БСП от других сложных предложений ?
III. Актуализация изученного о БСП .
- Проведем работу на распознавание БСП.
Запишем «Цифровой диктант».
Предлагаются пронумерованные предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные), необходимо выписать в строку без запятых номера только бессоюзных предложений.
1.Родина картофеля - Южная Америка, а потом, в XVI веке, картофель появился и в Европе. (Сложносочиненное.)
2.В России картошка известна с XVII века: Петр 1 прислал из Голландии мешок клубней и велел посадить в разных областях. (Бессоюзное, [ ] : [пояснение].)
3.Крестьяне встретили пришельца – картофель - в штыки, так как никто толком не знал достоинств новой культуры. (Сложноподчиненное, причина.)
4.Придворным же дамам сразу понравились необычные, бело-голубые цветы картошки, и они с удовольствием прикрепили их к своим платьям. (Сложносочиненное.)
5. Сейчас всему миру известно: наша страна – крупнейший производитель картофеля. (Бессоюзное, [ ] : [дополнение].)
6. Химический состав картофеля позволяет назвать его «вторым хлебом»: в нем содержатся крахмал, жиры, белок, клетчатка. (Бессоюзное, [ ] : [причина].)
– Какое число вы получили? (256.)
– Поднимите руку те, кто не ошибся вообще или ошибся один раз.
IV. Актуализация изученного о знаках препинания в БСП.
Переходим к повторению знаков препинания в БСП.
- В каких случаях ставится
Вывод.
V. Повторение.
Упр. 422 (по Грекову) устно
1) : дополнение
2) - противопоставление
3) : причина
4) - вывод
5) - вывод
Физминутка
VI. Тренировка учащихся в дифференцированных группах.(слайд 12)
группа А – упр.423 (I) 1-5 –самостоятельно + самопроверка по ключу.(слайд 13)
группа В – упр.423 (IV) 1 -5 объясняют.
группа С – записать Упр.422 (индивидуальная работа). 1 парта
VII. Самостоятельная работа в дифференцированных группах.
Мы рассмотрели все случаи расстановки знаков препинания в БСП, а теперь выполним самостоятельную работу.
Итак, группа «А» работает на компьютерах с тестами : «Знаки препинания в БСП»
Группа «В», «С» решает тесты.(слайд 14)
VIII. Итог урока.
- Какие затруднения возникли во время работы на уроке?
Домашнее задание: повторить теоретический материал по опорному конспекту,
Упр. 238. По учебнику Власенкова + решение тестов А 23 (слайд 15)