Просмотр содержимого документа
«Служебные части речи. Союзы.»
Служебные части речи. Союзы.
Цел урока: систематизирование знания о служебных частях речи, союзах.
Задачи урока:
Развивающие:
развивать навык грамотной устной и письменной связной речи;
развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;
формировать лингвистическую и языковую компетенцию;
развивать общую культуру, кругозор обучающихся.
Воспитательные: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Ход урока
Орг.момент.
Слово учителя: Здравствуйте. Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:
Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет!
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это ?
- Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?
Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.
Запишите тему урока: «Служебные части речи. Союзы».
1. Повторение ранее изученного материала. Фронтальный опрос.
1.Назовите служебные части речи, вами изученные.Почему они так называются?
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут.
-Какова их (служебные части речи) роль в предложении?
Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.
В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает.
Это? (предлог)
Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз.
Это? (союз)
Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовёт, Могу вообще подвергнуть отрицанью Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Это? (частицы)
– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
– Составим схему: «Служебные части речи».
Не имеют лексического и грамматического значения
Не изменяются
Не употребляются без самостоятельных частей речи
Не являются членами предложения
2.Какую часть речи мы называем союзом?Для ответа на этот вопрос давайте с вами решим одну лингвистическую задачу.
- Почему ответы на вопрос: «Что такое союз?» могут быть разными.
(Это слово имеет несколько значений) увидим две словарные статьи по слову СОЮЗ. Посмотрите, оба слова пишутся и произносятся одинаково. Но имеют разные лексические значения. Как называются такие слова? Это слова –омонимы. Первый союз имеет несколько лексических значений, это многозначное слово. А второе слово союз- это грамматический термин.
-Как вы думаете, какое определение союза может интересовать нас на уроке русского языка, если мы повторяем морфологию?
-Союз как служебная часть речи.
Из толкового словаря русского языка С. И.Ожегова:
Союз-
1.Тесное единение, связь отдельных лиц, групп.
2.Объединение, соглашение для каких-н. совместных целей
3. Государственное объединение.
4.Общественное объединение, организация.
Или
Союз -в грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и словоформы внутри предложения.
Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.
Учитель: Союз – древнее название части речи. Это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А.С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Обратите внимание, как часто использует А.С. Пушкин союз И. А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина.
Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его, И царский пир его прекрасен.
– Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина «Полтава»)
– Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)
– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте).
– Верно, ребята! Союз является не только средством связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, но и средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте.
2. Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.
Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.
(Сухомлинский)
Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.
(Л.Н.Толстой)
Образец: если, и, или, или; и, или, или, и, и, и; чтобы.
Учитель: - Давайте вспомним разряды союзов.
3. Правописание союзов.Учитель: давайте с Вами вспомним правописание союзов и расстановку знаков препинания. Просмотр видео. Зафиксируйте правило в тетрадь.
-А теперь потренируемся. Попробуем полученные знания закрепить на практике.
Выполним тест. Тест обучающиеся выполняют на компьютере (в разделе Орфография найдите Правописание предлогов, союзов, частиц, 11-16 Правописание союзов). Остальные обучающиеся выполняют задание по карточкам и у доски.
Индивидуальная работа. Несколько обучающихся работают у доски.
Карточка №1
– Раскройте скобки, укажите разряды союзов, их роль в предложении. Расставьте знаки препинания.
1. Поднимается солнце и разогревается воздух; капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).
Карточка №2
– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.
1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к рекено там тоже колыхались и дрожали звёзды.
Карточка №1 (образец)
1. Поднимается солнце, и разогревается воздух; капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега, поля и холмы, то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).
1. Поднимается солнце, и (сочинительный, соединительный) разогревается воздух; капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и (сочинительный, соединительный) редеть. Наверное, то же делается и на деревьях: там тоже (сочинительный, соединительный) сливаются капли. 2. Все те же берега, поля и (сочинительный, соединительный) холмы, то же прекрасное небо. 3. Учиться и (сочинительный, соединительный) жить есть одно и (сочинительный, соединительный) то же.
Карточка №2 (образец)
1. Марьяна улыбалась редко, но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы отдохнуть, собрать ягод и грибов, позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но там тоже колыхались и дрожали звёзды.
1. Марьяна улыбалась редко, но (сочинительный, противительный) её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы (подчинительный, целевой) отдохнуть, собрать ягод и(сочинительный, соединительный) грибов, позагорать и (сочинительный, соединительный) покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что (подчинительный, причинный) заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что (подчинительный, изъяснительный) могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но (сочинительный, противительный) там тоже (сочинительный, соединительный) колыхались и (сочинительный, соединительный) дрожали звёзды.
Взаимопроверка карточек №1и №2
Карточки
Задание: А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи
Проверка и оценка выполнения заданий
Физминутка
Учитель: А теперь прошу обратить внимание на комплекс для улучшения мозгового кровообращения и выполнить их:
1. Исходное положение – сидя на стуле. И раз, и два – голову отвести назад и плавно наклонить назад. И три, и четыре – голову наклонить вперед, плечи не поднимать.
Повторить 4–6 раз.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Раз – поворот головы направо. Два – исходное положение. Три – поворот головы налево. Четыре – исходное положение.
Повторить 6–8 раз в медленном темпе.
Спасибо. Продолжим урок.
4.Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады?
Шарады
Шара́да (фр. charade, от окс. charrado — букв. «беседа, болтовня») — разновидность загадки. Иногда словом «шарада» называют тайну, загадку вообще.
Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура). Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах.
Пример:
Начало - голос птицы.
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(Ответ: «Кар-тина».)
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы…
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы.
(Пирог)
Предлоги эти – просто чудо!
Один – туда, другой – оттуда,
А целое – у наших ног,
Пушистый, ласковый зверек.
(Кот)
Первое на карте
Водой окружено,
Второе в азбуке читаем
И третьим шар в игре толкаем,
А в целом драматурга знаем. (Остров-с-кий)
Союз и два предлога - первый слог,
Вторая часть — нечетное число.
Местоимение — конец шарады.
Ответ в Европе поискать вам надо. (А-в-с-три-я)
Первые два слога - ноты, Третий - противительный союз, А вместе - настольная игра.(До-ми-но)
Раз – союз и два союз.
Заключили мы союз.
К нам пришел еще предлог,
Получился порошок
Если этот порошок молочком разбавим
Удовольствие большое всем друзьям доставим. (Какао)
Начало слова — лес,
Конец — стихотворение,
А целое — растет, хотя и не растение.(Бор-ода)
Мой первый слог —
Союз известный и предлог.
Ищи другие в огороде,
А целое — в стрелковом взводе.(А-в-томат)
Мой первый слог - на дереве,
Второй мой слог — союз,
А в целом я – материя,
И на костюм гожусь.(Сук-но)
Начало – противительный союз. За ним – одна лишь буква алфавита, И будет, предсказать я вам берусь, Машинами вся улица забита. (Затор)
5. Закрепительные упражнения.
1) Графический диктант с взаимопроверкой
Учащиеся составляют только схемы предложений (схемы для проверки на доске, взаимоконтроль).
Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
2) Учитель: следующее задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.
1. [ ], а [ ]
2. [ ], (потому что)
3. [ = и = ]
Задание выполняется в рабочих в тетрадях.
Подведение итогов
1) Учитель: Какую часть речи мы называем союзом?
(Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения.)
– Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных?
(В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.)
– На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы?
(По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные делятся на соединительные, разделительные, противительные; подчинительные делятся на изъяснительные и обстоятельственные).
– Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные?
(Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого)
Рефлексия
Продолжите высказывания по уроку
я выполнял задания…
у меня получилось …
я понял, что теперь могу…
я научился…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Учитель:Научились ли мы отличать предлоги от союзов, запомнили ли мы правописание союзов?
Домашняя работа: сочинить сказку о роли служебных частей речи в русском языке.
Для слабых обучающихся. Подобрать текст со служебными частями речи. Текст переписать в тетрадь. Выделить в тексте союзы.
Приложение
Тест
1. В каждом столбике укажи союз:
а) то же; г) и так;
б) так что; д) также;
в) что же; е) так же;
2. В каждом ряду выдели сочинительный союз:
а) тоже, так как, что;
б) если, то…то, будто;
в) едва, потому что, но;
3. Определипричинный союз: как будто, словно, потому что
временной: чтобы, пока, точно
изъяснительный: как скоро, что, оттого что
4. Части какого предложения связаны сочинительным союзом?
а) Что легко достается, то дёшево ценится.
б) В комнате было тихо, во всем доме тоже не было звуков.
в) Необходимо выйти рано, чтобы вовремя достичь перевала.
г) Учитель похвалил ученика за то, что он хорошо подготовился к зачёту.
5. Выпиши номера, где необходимо поставить запятые.
а) Мы очень поздно вышли из дома(1) вследствие чего(2)не успели к открытию спартакиады.
б) Слышится(1)то шёпот(2)то осторожный шелест.
в) Отряд остановился(1)так(2)как впереди была отвесная скала.
г) Для того(1)чтобы добраться до озера(2) потребовалось немало времени.
Ключ к тесту:
1) б, д
2) тоже, то..то, но
3) потому что, пока, что
4) б
5) а)-1; б)-2; в)-1; г)-1; д)-2;
Оцените по шкале:
«5» – нет ошибок
«4» – одна ошибка
«3» – две ошибки
«2» – более двух ошибок
Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Из толкового словаря русского языкаС. И.Ожегова:
Союз-
1.Тесное единение, связь отдельных лиц, групп.
2.Объединение, соглашение для каких-н. совместных целей
3. Государственное объединение.
4.Общественное объединение, организация.
Или
Союз -в грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и словоформы внутри предложения.
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут.
-Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?
-Какова рольслужебных частей речи в предложении?
Стихотворения-загадки
В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает.
Это?
Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз.
Это?
Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовёт, Могу вообще подвергнуть отрицанью Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Это?
– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
Служебные части речи
Не имеют лексического и грамматического значения
Не изменяются
Не употребляются без самостоятельных частей речи
Не являются членами предложения
Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его, И царский пир его прекрасен.
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?
– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.
Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.
(Сухомлинский)
Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.
(Л.Н.Толстой)
Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его, И царский пир его прекрасен.
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?
– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.
Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.
(Сухомлинский)
Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.
(Л.Н.Толстой)
Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его, И царский пир его прекрасен.
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?
– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.
Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.
(Сухомлинский)
Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.(Л.Н.Толстой)
Карточка №1
– Раскройте скобки, укажите разряды союзов, их роль в предложении. Расставьте знаки препинания.
1. Поднимается солнце и разогревается воздух; капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).
Карточка №2
– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.
1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке но там тоже колыхались и дрожали звёзды.
Карточка №3
Задание: А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи
Карточка №1
– Раскройте скобки, укажите разряды союзов, их роль в предложении. Расставьте знаки препинания.
1. Поднимается солнце и разогревается воздух; капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).
Карточка №2
– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.
1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке но там тоже колыхались и дрожали звёзды.
Карточка №3
Задание: А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи.
Карточка №2 (образец)
1. Марьяна улыбалась редко, но (сочинительный, противительный) её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы (подчинительный, целевой) отдохнуть, собрать ягод и(сочинительный, соединительный) грибов, позагорать и (сочинительный, соединительный) покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что (подчинительный, причинный) заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что (подчинительный, изъяснительный) могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но (сочинительный, противительный) там тоже (сочинительный, соединительный) колыхались и (сочинительный, соединительный) дрожали звёзды.
Карточка №2 (образец)
1. Марьяна улыбалась редко, но (сочинительный, противительный) её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы (подчинительный, целевой) отдохнуть, собрать ягод и(сочинительный, соединительный) грибов, позагорать и (сочинительный, соединительный) покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что (подчинительный, причинный) заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что (подчинительный, изъяснительный) могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но (сочинительный, противительный) там тоже (сочинительный, соединительный) колыхались и (сочинительный, соединительный) дрожали звёзды.
Карточка №2 (образец)
1. Марьяна улыбалась редко, но (сочинительный, противительный) её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы (подчинительный, целевой) отдохнуть, собрать ягод и(сочинительный, соединительный) грибов, позагорать и (сочинительный, соединительный) покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что (подчинительный, причинный) заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что (подчинительный, изъяснительный) могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но (сочинительный, противительный) там тоже (сочинительный, соединительный) колыхались и (сочинительный, соединительный) дрожали звёзды.
Карточка №2 (образец)
1. Марьяна улыбалась редко, но (сочинительный, противительный) её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы (подчинительный, целевой) отдохнуть, собрать ягод и(сочинительный, соединительный) грибов, позагорать и (сочинительный, соединительный) покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что (подчинительный, причинный) заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что (подчинительный, изъяснительный) могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но (сочинительный, противительный) там тоже (сочинительный, соединительный) колыхались и (сочинительный, соединительный) дрожали звёзды.
Карточка №2 (образец)
1. Марьяна улыбалась редко, но (сочинительный, противительный) её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы (подчинительный, целевой) отдохнуть, собрать ягод и(сочинительный, соединительный) грибов, позагорать и (сочинительный, соединительный) покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что (подчинительный, причинный) заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что (подчинительный, изъяснительный) могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но (сочинительный, противительный) там тоже (сочинительный, соединительный) колыхались и (сочинительный, соединительный) дрожали звёзды.
Карточка №2 (образец)
1. Марьяна улыбалась редко, но (сочинительный, противительный) её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы (подчинительный, целевой) отдохнуть, собрать ягод и(сочинительный, соединительный) грибов, позагорать и (сочинительный, соединительный) покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что (подчинительный, причинный) заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что (подчинительный, изъяснительный) могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но (сочинительный, противительный) там тоже (сочинительный, соединительный) колыхались и (сочинительный, соединительный) дрожали звёзды.