kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Следствие по делу №..." ("Буквы и,ы после ц")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка 6 класс

Тема: "Следствие по делу №..." (Буквы и,ы после ц")

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы: репродуктивный, проблемный, объяснительно - иллюстративный.

Используемые технологии: развитие критического мышления, ИКТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Следствие по делу №..." ("Буквы и,ы после ц") »

Урок русского языка 6 класс

«Следствие по делу №…»

(урок по теме «Буквы и-ы после ц»)



Цель:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся усвоить правило "Гласные буквы и - ы после ц”; указать, что наличие звука ц также является "сигналом” орфограммы

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Формы организации познавательной деятельности:

а) фронтальная

б) групповая (парная)

Методы:

а) репродуктивный

б) проблемный

в) объяснительно-иллюстративный

Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

форма урока: игра-детектив

оформление: презентация, карточки.


Ход урока.

  1. Организационно-психологический момент.

Упражнение  «Раз, словечко – два словечко» (приветствие)

Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу.

Учитель предлагает членам группы составить общее приветствие от всех и каждого всем и каждому. Участники тренинга в порядке очередности (начинает ведущий) говорят по одному слову. Каждый последующий член группы дополняет предыдущего. Тренер командует «СТОП», когда текст приветствия становится завершенным.

Сигнальные карточки.


Вызов.


II. 1. Введение в урок

- Сегодня, ребята, вы будете сыщиками.

Но для начала запишем число и посмотрим на рисунок.

Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответ)

Нам предстоит провести следствие по делу (определить номер) и вынести приговор буквам Ы и И за их хулиганское отношение к букве Ц. Эти гласные совершенно запутали бедную Ц, и она не знает, с какой из соседок ей нужно стоять: с И или Ы.

- Итак, следствие начинается... Я предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с этим делом.

2 Работа с информационным листом.

Прием «Пометки на полях»

“V” - знаю

“+” - новое

“?” - есть вопросы


Корень – центральная часть слова, заключающая в себе основной элемент лексического значения, например: за-сухлес-нойСложное слово имеет более одного корня: торфоразработки,слепоглухонемой.

Приставка  – часть слова, находящаяся перед корнем, например: вз-дрогнутьпри-соединитьпо-при-от-крывать.

Суффикс – часть слова, находящаяся между корнем и окончанием, напр.: актив-ист-крез-кустар-е-л-ость.

Окончание – часть слова, которой слово чаще всего оканчивается и которая выражает значение рода, числа, падежа и лица, например: весн-акрасив-ыйгреб-у. После окончания могут стоять возвратная частица -ся (-cь) и частица -те, например: пиш-ет-сякатал-а-сьид-ём-те.





 Буква и   после   ц   пишется:  

  в корне слова:  

                  цифра,   циркуль,   цирк,   панцирь.    

      Исключения:   цыган,   на цыпочках,   цыплёнок,   цыц,   цыкать  
      и слова, от них образованные   ( цыганский, цып-цып, цыплячий и др. );    


  в словах на 
-ция :  

                  композиция,   плантация,   интеллигенция,   акация,   милиция.    



         Буква 
  ы   после ц   пишется:  

    в окончаниях существительных и прилагательных:  

                круглолицый,   страницы,   улицы;    


    в суффиксе имён прилагательных 
  -ын- :  

                  сестрицын,   лисицын.    


Вывод:

Что вы знали?

Что нового?

Есть ли вопросы?

Почему вы повторяли части слова?


3. Индивидуальная работа.

- Я расскажу вам «жутко правдивую» историю. Слушайте внимательно и выпишите из моего рассказа слова, связанные с нашим делом (с нашей орфограммой).

- Когда я шла к вам, то видела, как по дороге мимо больницы бежал цыпленок с циркулем, а за ним гналась полиция. Я удивилась и спросила цыганку, которая несла рукавицы. А она на меня как цыкнет: «Цыц! Он из цирка сбежал» Мне стало неловко, и я перешла на другую сторону улицы.

Вы верите мне? Ну и молодцы!

(проверка работ – на доске, самопроверка)


4.Словарно-этимологическая работа

- Чтобы стать настоящим сыщиком нужна строгая дисциплина. Это словарное слово. Запишите его. Слово пришло в русский язык из латинского, где «дисцэрэ» обозначает «учиться», «ципулюс» - «ученик».

Сначала это слово обозначало - «наука», «обучение», позже – «строгий порядок».

- Составьте предложение с этим словом.

(лучшее записать на доске)

Под запись на казахском и русском языке.


Активити


5. Прием «Четвертый лишний»


 А1) ц..рк; делегац..я; ц..ганочка; ц..фра.

 А2) ц..кнуть; ц..новка;   ц..плёночек; уц..питься.

 А3) секц..я, репетиц..я, ц..нга, нац…я.
 А4) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. . 

Взаимопроверка и взаимооценивание.


6. Прием «Фишбоун» - работа в паре (взаимопомощь) самооценивание


Станц-я, ц-почки, ц-трус, ц-ркач, сестриц-н, глупц-, дисц-плина, ц-ган, ц-тадель, гусениц-, круглолиц-й, ц-нга, у пшениц-, Грец-я.

7. Как дополнительное.

Прием « Верные и неверные утверждения»

  1. Буква ы после ц пишется всегда

  2. В слове дисциплина после ц пишется ы

  3. В корне слова после ц пишется и, кроме иск.

  4. Сестрицын, лисицын пишется ы после ц

  5. В словах на - ция пишется и

IV. Рефлексия.

Работа в группе.

1 Прием «Корзина» со стихами

2 Презентация по теме со стихами


Рифмованный алгоритм:

В существительных на – ц…я
Мы всегда напишем - …я.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву ….
А в концовке – ц…н, -ц…й, -ц…
Пишем только букву ….


- Дело рассмотрено, материалы изучены.


Прием «Письмо по кругу»


V. Домашнее задание

1. Кому не хочется перетруждаться – упр.153.

2. Кто любит необычное, хочет быть человеком творческим – написать сказку о приключениях букв И, Ы и Ц.








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Следствие по делу №..." ("Буквы и,ы после ц")

Автор: Алиновская Марина Николаевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 125975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «произношение сочетаний букв ЧК, ЧН» "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-proiznoshieniie-sochietanii-bukv-chk-chn"
    ["file_id"] => string(6) "232094"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442751546"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока  и презентация по теме "Повторение изученного по теме "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "130769"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415986462"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок-суд "Безударный гласный в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-sud-biezudarnyi-ghlasnyi-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "143530"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418556225"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства