Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Следствие по делу №..." ("Буквы и,ы после ц") »
Урок русского языка 6 класс
«Следствие по делу №…»
(урок по теме «Буквы и-ы после ц»)
Цель:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся усвоить правило "Гласные буквы и - ы после ц”; указать, что наличие звука ц также является "сигналом” орфограммы
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Формы организации познавательной деятельности:
а) фронтальная
б) групповая (парная)
Методы:
а) репродуктивный
б) проблемный
в) объяснительно-иллюстративный
Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
форма урока: игра-детектив
оформление: презентация, карточки.
Ход урока.
Организационно-психологический момент.
Упражнение «Раз, словечко – два словечко» (приветствие)
Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу.
Учитель предлагает членам группы составить общее приветствие от всех и каждого всем и каждому. Участники тренинга в порядке очередности (начинает ведущий) говорят по одному слову. Каждый последующий член группы дополняет предыдущего. Тренер командует «СТОП», когда текст приветствия становится завершенным.
Сигнальные карточки.
Вызов.
II. 1. Введение в урок
- Сегодня, ребята, вы будете сыщиками.
Но для начала запишем число и посмотрим на рисунок.
Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответ)
Нам предстоит провести следствие по делу (определить номер) и вынести приговор буквам Ы и И за их хулиганское отношение к букве Ц. Эти гласные совершенно запутали бедную Ц, и она не знает, с какой из соседок ей нужно стоять: с И или Ы.
- Итак, следствие начинается... Я предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с этим делом.
2 Работа с информационным листом.
Прием «Пометки на полях»
“V” - знаю
“+” - новое
“?” - есть вопросы
Корень – центральная часть слова, заключающая в себе основной элемент лексического значения, например: за-сух-а, лес-ной. Сложное слово имеет более одного корня: торфоразработки,слепоглухонемой.
Приставка – часть слова, находящаяся перед корнем, например: вз-дрогнуть, при-соединить, по-при-от-крывать.
Суффикс – часть слова, находящаяся между корнем и окончанием, напр.: актив-ист-к-а, рез-к-а, устар-е-л-ость.
Окончание – часть слова, которой слово чаще всего оканчивается и которая выражает значение рода, числа, падежа и лица, например: весн-а, красив-ый, греб-у. После окончания могут стоять возвратная частица -ся (-cь) и частица -те, например: пиш-ет-ся, катал-а-сь, ид-ём-те.
Буква и после ц пишется:
в корне слова:
цифра, циркуль, цирк, панцирь.
Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкать и слова, от них образованные ( цыганский, цып-цып, цыплячий и др. );
- Я расскажу вам «жутко правдивую» историю. Слушайте внимательно и выпишите из моего рассказа слова, связанные с нашим делом (с нашей орфограммой).
- Когда я шла к вам, то видела, как по дороге мимо больницы бежал цыпленок с циркулем, а за ним гналась полиция. Я удивилась и спросила цыганку, которая несла рукавицы. А она на меня как цыкнет: «Цыц! Он из цирка сбежал» Мне стало неловко, и я перешла на другую сторону улицы.
Вы верите мне? Ну и молодцы!
(проверка работ – на доске, самопроверка)
4.Словарно-этимологическая работа
- Чтобы стать настоящим сыщиком нужна строгая дисциплина. Это словарное слово. Запишите его. Слово пришло в русский язык из латинского, где «дисцэрэ» обозначает «учиться», «ципулюс» - «ученик».
Сначала это слово обозначало - «наука», «обучение», позже – «строгий порядок».