Урок русского языка в 6 классе.
(учитель Майкова Т.П.)
Тема: «Повторим изученное по теме «Глагол».
(урок- следствие)
Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол»;
- продолжать работать над умением выполнять различные виды языкового анализа;
- работать над устной монологической речью учащихся;
- учить работать со справочной литературой; воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету.
Оборудование урока:
- бланки отчётов оперативно- следственных отделов;
- презентация к уроку;
Ход урока
Этапы урока. Действия учителя и учащихся. | Слайды. |
1.Орг.момент. -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего урока… Цель урока… | Слайд №1 |
2. Мотивация урока. - Сегодня мы должны встретиться с дядюшкой Глаголом. С минуты на минуту он должен прибыть из страны Речь, чтобы посмотреть, как много мы о нём знаем. (телефонный звонок). - Минуточку, это звонит дядюшка. Алло, здравствуйте. Да, это Андреевская школа, 6класс. Но я не понимаю, как это могло произойти, ведь мы его очень ждём. А вы обращались за помощью? Ну что ж, мы готовы вам помочь, мы друга в беде не оставим. Друзья, ведь, познаются в беде (кладёт трубку). Ну и дела! Представляете, дядюшку Глагола похитили террористы. Мне сейчас звонили из страны Речь. Они уже обращались ко всем детективам, но никто не может им помочь: Шерлок Холмс преследует профессора Мориарти, детективное агентство «Лунный свет» поменяло адрес, лейтенант Коломбо расследует кражу, а детективы с Улицы Разбитых Фонарей перекрывают все вокзалы и аэропорты, так что вся надежда на нас. Начинает работу детективное агентство 6 класса. Руководить следствием буду я. Для начала нам нужно составить фоторобот и разослать его всем постам. Итак, составляем фоторобот по признакам, которые есть у нас в картотеке (составление фоторобота) - Итак, мы с вами составили фоторобот. Теперь необходимо продумать оперативно- следственные мероприятия, которые помогут вернуть дядюшку Глагола. Чем больше мы о нём узнаем, тем скорее найдём. Дядюшка Глагол наверняка общался с соседями – другими частями речи. Выясните, с какими частями речи он связан. Узнайте, какую роль играет в предложении глагол, каким членом предложения чаще всего является. Эту работу мы поручаем оперативно следственному отделу №1. Командиром назначается… Нам известны постоянные признаки глагола: возвратность, вид, спряжение. Это должно облегчить наши поиски. Второй оперативно-след. отдел займётся поиском этих признаков в тексте. Старшим назначается… В наших руках оказались некоторые улики, вещественные доказательства, а также шифровки, перехваченные нашими разведчиками. Группа дешифровки займётся разгадкой шифра, определением времени и наклонения зашифрованных глаголов. Группа радистов будет расшифровывать звуковые сигналы, которые засекли наши радары. Решите кроссворды, изменяя лицо и число глаголов. Самая сложная работа предстоит медэкспертам: у нас в руках несколько глаголов. Докажите, что это глаголы, сделайте их морфемный и морфологический анализ. Отдел связи с общественностью проведёт следственный эксперимент, определит, узнает ли наш народ дядюшку Глагола. Отгадайте загадки, ответьте на занимательные вопросы. Архивариус должен просмотреть архив, словари и картотеки, узнать историю слова «глагол». Агент Глаголовед восстановит словарные слова- глаголы. Агент Зоркий вставит пропущенные буквы, восстановит истину в спорных случаях. | Слайд №»2 Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 |
3. Самостоятельная работа учащихся. (15 мин.) | |
4. Прослушать отчёты групп. | |
5. Заключительный этап урока. (раздаётся звонок) - Алло! Да-да, у нас всё готово! К вам выезжают особые агенты Зоркий и Глаголовед, ждите (кладёт трубку). - Звонили из страны Речь. Им, кажется, удалось напасть на след похитителей, срочно необходимо доставить туда «Досье». А мы пока подведём итоги. Входит дядюшка Глагол: « Здравствуйте, ребята! Я очень рад встрече с вами, спасибо за помощь, с удовольствием остался бы здесь, но у меня слишком много работы, ведь… Я страшное дело какой деловой; В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю. Укроп поливаю, кусты подстригаю, И чисто-пречисто весь двор подметаю. Дорожки в саду я песком посыпаю, А после работы в тени отдыхаю. Так что мне пора, а вы не скучайте, пишите мне письма. До свидания. | |
6. Домашнее задание. | Слайд №7 |
7. Рефлексия. - Итак, что мы сегодня повторили? Что вы теперь знаете о глаголе? Охарактеризуйте урок при помощи 5 прилагательных. Именно эту часть речи мы начинаем изучать на следующих уроках. | |
Приложение
Задание оперативно-следственному отделу № 1
Выяснить роль дядюшки глагола в предложении.
Подчеркнуть грамматические основы в стихотворении “Тетушка Фло”
Выяснить ближайших знакомых дядюшки, выписав словосочетания
гл. + сущ, гл. + нареч.
Тетушка Фло.
(в стихотворении выделены члены предложения, которые пока вам не известны)
Когда у старушки, у тетушки Фло,
Бывает порой на душе тяжело,
Когда поясница болит у нее,
Цветы засыхают, не сохнет белье,
Когда на дворе моросит без конца,
Когда расшатались ступеньки крыльца,
И лопнул на полке с мукою пакет,
И моль обглодала приличный жакет,
И клумбу попортил соседский петух,
И нету все лето спасенья от мух,
В духовке опять пригорает пирог,
И письма от внуков приходят не в срок,
Когда просто так нападает хандра –
На кухню уныло уходит она,
И в мисочке мыло разводит она,
И дует, собрав свой ослабленный дух.
И первый пузырь, невесомый, как пух,
И радужный, будто цветное стекло,
Растет на соломинке тетушки Фло…
Летят и летят пузырьки к потолку,
С собою уносят хандру и тоску,
Парят, и танцуют, и вьются вокруг;
И тетушка вскочит, закружится вдруг
И, вспомнив, что дел еще невпроворот,
Вприпрыжку помчится полоть огород.
Отчет о проделанной работе оперативно-следственного отдела № 1
1. Состав группы:
Командир_____________________________________________________________
Личный состав ________________________________________________________
2. Следствием установлено, что чаще всего глагол является главным словом в словосочетаниях гл. + сущ, гл. + нареч.
Примеры:____________________________________________________________
В предложении глагол чаще всего выступает в роли ______________________
В данном тексте были установлены следующие грамматические основы:______________________________________________________________
Дата проведения следственного эксперимента:
Время проведения следственного эксперимента:
Подписи работников отдела.
______________________________________________________________________________
- Нам известны постоянные признаки глагола: возвратность, вид и спряжение. Это должно облегчить наши поиски. Второй оперативно – следственный отдел займется поиском этих признаков у слов в тексте. Вот ваш “Ордер на обыск” (задание) Определите постоянные признаки глагола. Старшим назначается… (Ставится табличка на стол)
Задание оперативно-следственному отделу № 2
Перечислить постоянные морфологические признаки глагола.
Выяснить, что необходимо, чтобы определить вид глагола.
Выяснить, как определить спряжение глагола.
Перечислить глаголы – исключения
Выписать все глаголы из стихотворения “Когда я взрослым стану”, найти возвратные глаголы
(Через пять минут после начала урока из отдела № 2 похищается текст стихотворения., остаются только рисунки (см. книгу Е. Синицыной “Умные слова” стр. 79) Шпион.
Когда я взрослым стану,
Я все позволю сыну:
Руками есть сметану,
И прыгать мне на спину.
Валяться на диване,
На стенке рисовать,
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать,
Кричать,
По лужам бегать,
Спилить у стула ножки,
Не спать и не обедать,
Скакать верхом на кошке.
Крутить в часах пружину,
Пить воду из-под крана.
Я все позволю сыну,
Когда я взрослым стану!
В. Лунин
Отчет о проделанной работе оперативно-следственного отдела № 2
1. Состав группы:
Командир_____________________________________________________________
Личный состав ________________________________________________________
2. Следствием установлено, что глагол имеет следующие постоянные признаки:
____________________________________________________________
Чтобы определить вид глагола, необходимо______________________
Чтобы определить спряжение глагола, необходимо:_______________________
Рассказать наизусть стихотворное правило с глаголами-исключениями
Кроме глаголов I и II спряжения есть глаголы разноспрягаемые _______________ и особо спрягаемые ____________________________________
В данном тексте встретились следующие глаголы:_______________________
Возвратный глагол:_________________________показатель________________
Дата проведения следственного эксперимента:
Время проведения следственного эксперимента:
Подписи работников отдела.
______________________________________________________________________________
- В наших руках оказались некоторые улики, вещественные доказательства, а также шифровки, перехваченные нашими разведчиками.Группа дешифровки займется разгадкой шифра, определением времени и наклонения зашифрованных глаголов. Восстановите текст, определите время и наклонения глаголов.
Задание группе дешифровки
Жи… - бы… де.. о ба… И бы… у ни… Ку… Ря…
Сне… ку…яи… не про…, а зо… Де… би…, би... – не ра… Ба… би…, би… - не Ра… Мы… бе…, хво… мА…, я… упа… и Ра… Де… пла…, ба… пла…, а ку…. Куд…: “Не пла…, де.., не пла… ба… Я сне…. Ва… яи… не зо…., а про….”
Отчет о проделанной работе группы дешифровки
1. Состав группы:
Командир_____________________________________________________________
Личный состав ________________________________________________________
2. Следствием установлено, что глагол имеет три формы времени:_____________________________________________________________
__________время обозначает действие, которое происходит ____________
__________время обозначает действие, которое происходило____________
_________ время обозначает действие, которое будет происходить_______
Глагол имеет три наклонения:____________________________________
1. _______________наклонение обозначает действие______________________
2._______________наклонение обозначает действие______________________
3._______________наклонение обозначает действие______________________
В ходе следствия удалось восстановить текст сказки “Курочка Ряба”. В данном тексте встретились следующие глаголы:________________________
Дата проведения следственного эксперимента:
Время проведения следственного эксперимента:
Подписи работников отдела.
______________________________________________________________________________
- Группа радистов будет расшифровывать звуковые сигналы, которые засекли наши радары. Решите кроссворды, изменяя лицо и число глаголов.
Задание группе радистов
Впишите в клетки глаголы в неопределенной форме, соответствующие глаголам в 1 л. ед.ч. (В.Волина “Веселая грамматика” стр. 240)
1. Прошу; 2. Терплю; 3. Соберу; 4. Пойму; 5. Бегу; 6. Тру; 7. Подниму; 8. Ловлю; 9 Берегу.
Если вы правильно выполните это задание, то в выделенном столбике можно прочесть название изменения глагола по лицам и числам.
В результате вы прочтете в выделенном столбике название фонетического явления, происходящего при образовании этих глаголов.
1. Хотеть; 2. Стлать;3. Брать; 4. Плести; 5. Вести; 6. Бродить; 7. Давить; 8. Тащить; 9. Жать; 10. Свистеть; 11. Влечь.
Отчет о проделанной работе группы радистов
1. Состав группы:
Командир_____________________________________________________________
Личный состав ________________________________________________________
2. Следствием установлено, что изменение глагола по лицам и числам называется_____________________________________________________________
При образовании некоторых глаголов в корне происходит___________________
Чередоваться могут и __________________, и _____________________ звуки
Например:_____________________________________________________________
Дата проведения следственного эксперимента:
Время проведения следственного эксперимента:
Подписи работников отдела.
______________________________________________________________________________
- Самая сложная работа предстоит мед. экспертам: у нас в руках несколько глаголов. Докажите, что это глаголы, сделайте их морфемный и морфологический анализ.
Задание группе медэкспертов
Солнечный зайчик
Скачет3, как мячик,
Солнечный зайчик,
Вверх – вниз,
Со стола на карниз.
Зеркальцем взмахну3 –
Побежит2 по окну
И вприпрыжку по стене
Возвращается2 ко мне.
Запетлял3 по половице,
Словно гонится2 лисица.
Раз – и прыгнул2 мне на парту.
Видно, рад теплу и марту.
(Строкевич, Тростенцова “Дидактические материалы к учебнику русского языка 5 кл.”стр. 157)
Отчет о проделанной работе группы мед. экспертов
1. Состав группы:
Командир_____________________________________________________________
Личный состав ________________________________________________________
2. Следствием установлено, что глаголы гонится, возвращается, прыгнул имеют следующую морфемную структуру:______________________________________
В ходе следствия был произведен полный морфологический разбор глаголов скачет, взмахну, запетлял.
Дата проведения следственного эксперимента:
Время проведения следственного эксперимента:
Подписи работников отдела.
______________________________________________________________________________
- Отдел связи с общественностью проведет следственный эксперимент: определит, узнает ли наш народ дядюшку Глагола. Отгадайте загадки, восстановите пословицы, назовите в них глаголы.(Отдел работает с теми, кто не вошел в группы, с гостями, жюри)
Задание отделу по работе с общественностью
Отгадайте загадки, назовите глаголы, употребленные в них, определите их время, лицо (род), число, спряжение
1. Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит……………..
2. Горячий Федос –
У него длинный нос.
Как он поклонится –
Стакан водой наполнится.
3. Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
4. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Называюсь я ……………….
5. То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море.
6. Круглый, гладкий, как арбуз
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
- Есть работа и для наших специальных агентов.
Архивариус должен просмотреть архив, словари и картотеки, узнать историю слова “ глагол”. Его значение. (В. Волина стр. 234)
Агент Глаголовед по памяти восстановит словарные слова – глаголы.
Пр…вр…тить, пр…готовить, пр…сутствовать, р…гулировать, тр…нслировать, чу…ствовать, уча…ствовать, изв…ниться, ис…ледовать, бл…годарить, вообр…зить, эк…номить, пр…дставить, охр…нять.
Агент Зоркий вставит пропущенные буквы, восстановит истину в спорных случаях. (Раздать карточки с заданием)
Соб…раться в дорогу, ум…рать от страха, оп…еться на руку, ст…реть написанное, соприк…снуться рукавами, заг…релись дрова, изл…гать содержание, спряч… в карман, пр…едеш… завтра, береч… от мороза, воспит…вать сына, подрис…вал мелом, пр…везите и …делайте, ничего (не) боится, (не) хочет, (не) доумевать, сидел (бы) тихо, успел (бы) приготовиться, подготов…тесь к диктанту.
- Можете приступить к следствию. Через 15 минут доложите о проделанной работе на планерке. Вам нужно приготовить отчет о ходе следствия