kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме «Орфография»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели: 1. Обобщить изученный материал по теме «Орфография».

2. Развивать умение видеть орфограмму в слове и применять различные способы проверки написания; развивать умение готовить сообщение и выступать с ним; совершенствовать умение работать в группе.

3. Воспитывать любознательность, настойчивость, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование: компьютер, рисунки, раздаточный материал.

Ход урока

1.  Организационно-психологический момент

Звучит песня «Улыбка»

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Вы проверьте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Улыбнитесь!

С усердием трудитесь.

2. Орфоэпическая минутка

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы открываем школу сыщиков. Чтобы поступить в нее, вам надо пройти проверку. Недавно пришло сообщение, что в некоторых словах русского языка потерялось ударение. Давайте проверим ваши способности - найдем его.

Алфавит, фарфор, щавель, арбуз, магазин, ремень, ворота, крапива, столяр.

Дополнительное задание:

- назовите слова, состоящие из двух слогов;

  • назовите слова, в которых равное количество гласных и согласных букв;
  • назовите слова, в которых звуков меньше чем букв;
  • назовите слово, в котором происходит оглушение согласного; составьте с ним предложение  по схеме:  [     ], а [       ]

- Молодцы, я думаю, что вы все поступили в школу сыщиков, найдя пропавшее ударение. Итак, следствие ведут сыщики 5 класса!

3. Обобщение

- Нам сегодня предстоит путешествие в страну Орфографию. В результате проделок банды «Неучи» в этой стране нарушена жизнь правил и слов. Из министерства страны Языкознание переслали письмо от потерпевшего. К сожалению, мы сможем его прочитать после операции «Мозговой штурм».

1. Мозговой штурм

  1. Назовите способы проверки безударных глас­ных в корне слова.
  2. Как проверяются звонкие и глухие соглас­ные?
  3. Как пишутся безударные гласные: в корнях, окончаниях, приставках?
  4. В каких приставках согласные не изменя­ются?
  5. Как пишутся приставки, оканчивающиеся на з- и с-?
  6. Когда на письме и переходит выв корне слова?

7. Какие гласные являются непроверяемыми?

8. Какие вы знаете корни с чередующимися гласными?

9. В каких случаях пишется ь после шипящих?

(Ученики отвечают и приводят примеры.)

2. Письмо потерпевшего

Дарагие сыщики!

Памагите! В нашем Цвиточном гораде случилась беда. Исчез ваздушный шар. Найдите варюгу. ?Занайка.

- Уважаемые сыщики, срочно требуется помощь. Может, вы знаете, кому мы будем помогать?

- Хорошо, тогда запишите письмо в тетради, исправляя ошибки. Может тогда произойдет чудо. ( Проверка тетрадей 2 учеников, самопроверка)

-  Задание выполнено на «отлично». И от жителей города прислали благодарность и стихотворение:

Огромный шар, надутый паром.

Поднялся в воздух он недаром.

Наш коротышка хоть не птица.

Летать он все-таки годится.

И все доступно уж, эхма!

Теперь для нашего ума!

3. Спортивная разминка

- Настоящий сыщик должен не только знаниями владеть, но быть хорошим спортсменом. Проведем спортивную разминку. Я буду читать слова с приставками: если в приставке пишется буква о - хлопаете в ладоши, если а – топаете ногами.

Отпуск, допуск, накипь, подписаться, прадед, обжигать, начисто, заговор, окрепнуть, подшить.

4. Выборочная работа «Математический бум».

- Да, банда «Неучей» создала много проблем. Еще одно испытание ждет вас. Банда проникла в банк Орфографии и  перепутала все данные. Нужно подобрать ключ к слову и положить в нужную ячейку. (Ученики выходят к доске, решают пример, записывают слово в нужную графу.)

7*8 – ч..рточка             

5*7 – плеч..м

42:7 – ш..пот

8*8 – ж..нглер

54:6 – ж..кей

6*6 – ж..рдочка

81:9 – груш.й

4*8 – алыч.вый

15:3 – светляч..к

5*5 – ореш..к

5. Словарная работа

- Я рада, что вы справились с заданием, но в следственное дело нужно внести: среди этих слов затерялись слова-иностранцы. Назовите их, пожалуйста?

- Давайте раскроем тайну этих иностранцев. (Ребята работают с толковым и этимологическим словарями.)

Жокей

ЖОКЕЙ. Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где jockey < англ. jockey, восходящего к уменьшит. -ласкат. форме шотландского собственного имени Jock "Яков". (Большой Энциклопедический словарь. 2000)

ЖОКЕЙ (англ. jockey) - профессиональный наездник на скачках; специалист по тренингу и испытаниям верховых лошадей.

Синонимы: вершник, ездовой, наездник, профессия

Жонглер

ЖОНГЛЕР. Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где jongleur < лат. joculator "шутник, забавник", суф. производного от joculari "шутить, забавлять". (Большой Энциклопедический словарь. 2000)

ЖОНГЛЕР — (франц. jongleur, от лат. joculator  шутник), 1) странствующий профессиональный комедиант и музыкант в средневековой Франции. Назывался и гистрионом. В Германии им родственны шпильманы, в России  скоморохи. 2) Цирковой артист, подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов.

  • гистрион, артист, манипулятор, скоморох

Гистрион — 1) актёр в Древнем Риме. 2) Странствующий комедиант эпохи раннего западноевропейского средневековья.

- Ребята, используя эти слова, составьте по вариантам предложения: 1вариант - O: и O, и O  , 2 вариант – А: «П?»

Физкультминутка.

Мы с Вини Пухом в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так, (круговые движения головой)

Головой своей крутили

Вини Пуху  мед искали

Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали

А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали!

6. Самостоятельная работа

- Я расскажу вам «жутко правдивую» историю. Слушайте внимательно и выпишите из моего рассказа все слова с орфограммой «и, ы после ц».

( 2 ученика у доски)

Когда я шла к вам, то видела, как по дороге мимо больницы бежал цыпленок с циркулем, а за ним гналась милиция. Я удивилась и спросила цыганку, которая несла рукавицы. А она на меня как цыкнет: «Цыц! Он из цирка сбежал» Мне стало неловко, и я перешла на другую сторону улицы.

   Вы верите мне? Ну и молодцы!

Пока идет проверка и взаимопроверка в паре.

7. Творческая работа «Портрет»

- Ну что ж, как сыщики, вы работаете все лучше и лучше. Осталось совсем немного – и вы получите удостоверение. Но вам еще нужно научиться составлять портретную характеристику человека. Вот вам фото сказочных героев страны Языкознание. Составьте  портретную характеристику героя. (Работа в группах. Выступление ребят.)

- Вы узнали, кто эти герои?

- А ведь о них вы еще самостоятельно подготовили устные познавательные сообщения. Давайте послушаем и оценим вашу поисковую работу.

 

  1. Устное сообщение «А знаете ли вы?»
  • История кукурузы
  • История винограда
  • История хлопка
  • Яблоко - древнейший плод

- Спасибо, ребята, за интересные сообщения. Ваша самостоятельная работа не прошла даром.

9.Тестовый диктант «Мишень»

- Каждый сыщик – это умелый стрелок. Проверим вашу точность попадания ь в мишень.

Г;4 - Рожь

Б;1 - Помощь

Б;3 - Молодежь

Г;5 - Видишь

Б;5 - Слышишь

Б;7 - Испечь

В;4 - Ночь

Г;6 - Беречь

Б;2 - Туч

В;7 - Придешь

Б;4 - Врач

Б;6 - Камыш

Г;7 - Ешь

 Идет круговая проверка.

4. Рефлексия

Выставление и комментирование оценок.

- Вот и подошла к концу учеба в школе сыщиков. Вспомните, пожалуйста, какие знания вам пригодились.

Позвольте вручить вам удостоверения сыщика. (Идет награждение.)

Оцените ваше настроение картинкой смайлика.

5. Домашнее задание

- сочинить сказку «Однажды в стране Орфографии…»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Орфография» »

Обобщающий урок по теме «Орфография» Урок русского языка в 5 классе Презентация подготовлена Андрияшко Людмилой Васильевной, учителем русского языка и литературы ГУО «Гощевская средняя школа»

Обобщающий урок по теме «Орфография»

Урок русского языка

в 5 классе

Презентация подготовлена

Андрияшко Людмилой Васильевной,

учителем русского языка и литературы

ГУО «Гощевская средняя школа»

Цели урока: 1. Обобщить изученный материал по теме «Орфография». 2. Развивать умение видеть орфограмму в слове и применять различные способы проверки написания; развивать умение готовить сообщение и выступать с ним; совершенствовать умение работать в группе. 3. Воспитывать любознательность, настойчивость, аккуратность, взаимопомощь.

Цели урока:

1. Обобщить изученный материал по теме «Орфография».

2. Развивать умение видеть орфограмму в слове и применять различные способы проверки написания; развивать умение готовить сообщение и выступать с ним; совершенствовать умение работать в группе.

3. Воспитывать любознательность, настойчивость, аккуратность, взаимопомощь.

Алфавит, фарфор,  щавель,   магазин,  ремень, ворота,  крапива, столяр.  арбуз. [  ], а [  ]

Алфавит, фарфор,

щавель,

магазин,

ремень,

ворота,

крапива, столяр.

арбуз.

[ ], а [ ]

Банда «Неучи»

Банда «Неучи»

Дарагие сыщики! Памагите! В нашем Цвиточном гораде случилась беда. Исчез ваздушный шар. Найдите варюгу.   Занайка

Дарагие сыщики!

Памагите! В нашем Цвиточном гораде случилась беда. Исчез ваздушный шар. Найдите варюгу.

Занайка

Д о р о гие сыщики! П о м о гите! В нашем Цв е точном гор о де случилась беда. Исчез в о здушный шар. Найдите в о рюгу. Знайка

Д о р о гие сыщики!

П о м о гите! В нашем Цв е точном гор о де случилась беда. Исчез в о здушный шар. Найдите в о рюгу.

Знайка

Огромный шар, надутый паром.  Поднялся в воздух он недаром.  Наш коротышка хоть не птица.  Летать он все-таки годится.  И все доступно уж, эхма!  Теперь для нашего ума!

Огромный шар, надутый паром. Поднялся в воздух он недаром. Наш коротышка хоть не птица. Летать он все-таки годится. И все доступно уж, эхма! Теперь для нашего ума!

ЖОКЕЙ .  Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где jockey  ЖОКЕЙ (англ. jockey) - профессиональный наездник на скачках; специалист по тренингу и испытаниям верховых лошадей. Синонимы: вершник, ездовой, наездник .

ЖОКЕЙ .

Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где jockey

ЖОКЕЙ (англ. jockey) - профессиональный наездник на скачках; специалист по тренингу и испытаниям верховых лошадей.

Синонимы: вершник, ездовой, наездник .

ЖОНГЛЁР  Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где jongleur  ЖОНГЛЕР — (франц. jongleur, от лат. joculator шутник), 1) странствующий профессиональный комедиант и музыкант в средневековой Франции. Назывался и гистрионом. В Германии им родственны шпильманы, в России скоморохи. 2) Цирковой артист, подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов. Синонимы: гистрион, артист, манипулятор, скоморох  

ЖОНГЛЁР

Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где jongleur

ЖОНГЛЕР — (франц. jongleur, от лат. joculator шутник), 1) странствующий профессиональный комедиант и музыкант в средневековой Франции. Назывался и гистрионом. В Германии им родственны шпильманы, в России скоморохи. 2) Цирковой артист, подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов.

Синонимы: гистрион, артист, манипулятор, скоморох

 

Составить предложения по схемам:   1 вариант - סּ : и O, и O  2 вариант – А: «П?»

Составить предложения по схемам:

1 вариант - סּ : и O, и O

2 вариант – А: «П?»

Физкультминутка

Физкультминутка

Больницы,  цыпленок,  циркулем, милиция, цыганку,  рукавицы,  цыкнет, цыц, цирка, улицы, молодцы.

Больницы,

цыпленок,

циркулем,

милиция,

цыганку,

рукавицы,

цыкнет,

цыц, цирка, улицы, молодцы.

А знаете ли вы?

А знаете ли вы?

Мишень а 1 2 б в Ь 3 г - 4 д Ь 5 6 е - Ь 7 Ь - Ь Ь Ь Ь Ь Ь

Мишень

а

1

2

б

в

Ь

3

г

-

4

д

Ь

5

6

е

-

Ь

7

Ь

-

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

Молодцы!

Молодцы!

Домашнее задание Написать сказку  «Однажды в стране Орфографии…»

Домашнее задание

Написать сказку  «Однажды в стране Орфографии…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Обобщающий урок по теме «Орфография»

Автор: Андрияшко Людмила Васильевна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
    ["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "113459"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410262669"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Обобщающий урок в 5 классе по теме «Личная информация о моей семье»  по учебнику М.З. Биболетовой (5-6 класс) "
    ["seo_title"] => string(123) "obobshchaiushchii-urok-v-5-klassie-po-tiemie-lichnaia-informatsiia-o-moiei-siem-ie-po-uchiebniku-m-z-bibolietovoi-5-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "200479"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428843823"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Морфемика. Орфография"."
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-morfiemika-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "264294"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449679714"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Обобщающий урок русского языка в 6 классе на тему «Орфография. Словообразавание. Культура речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchaiushchii_urok_russkogho_iazyka_v_6_klassie_na_tiemu_orfoghrafiia_slovoo"
    ["file_id"] => string(6) "432236"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507902496"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Повторительно – обобщающий урок по русскому языку в 6 – ом классе.  Тема  Удивительная часть речи – глагол. "
    ["seo_title"] => string(114) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-po-russkomu-iazyku-v-6-om-klassie-tiema-udivitiel-naia-chast-riechi-ghlaghol"
    ["file_id"] => string(6) "180309"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425150261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства