Цели: 1. Обобщить изученный материал по теме «Орфография».
2. Развивать умение видеть орфограмму в слове и применять различные способы проверки написания; развивать умение готовить сообщение и выступать с ним; совершенствовать умение работать в группе.
3. Воспитывать любознательность, настойчивость, аккуратность, взаимопомощь.
Оборудование: компьютер, рисунки, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационно-психологический момент
Звучит песня «Улыбка»
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы проверьте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Улыбнитесь!
С усердием трудитесь.
2. Орфоэпическая минутка
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы открываем школу сыщиков. Чтобы поступить в нее, вам надо пройти проверку. Недавно пришло сообщение, что в некоторых словах русского языка потерялось ударение. Давайте проверим ваши способности - найдем его.
Алфавит, фарфор, щавель, арбуз, магазин, ремень, ворота, крапива, столяр.
Дополнительное задание:
- назовите слова, состоящие из двух слогов;
- назовите слова, в которых равное количество гласных и согласных букв;
- назовите слова, в которых звуков меньше чем букв;
- назовите слово, в котором происходит оглушение согласного; составьте с ним предложение по схеме: [ ], а [ ]
- Молодцы, я думаю, что вы все поступили в школу сыщиков, найдя пропавшее ударение. Итак, следствие ведут сыщики 5 класса!
3. Обобщение
- Нам сегодня предстоит путешествие в страну Орфографию. В результате проделок банды «Неучи» в этой стране нарушена жизнь правил и слов. Из министерства страны Языкознание переслали письмо от потерпевшего. К сожалению, мы сможем его прочитать после операции «Мозговой штурм».
1. Мозговой штурм
- Назовите способы проверки безударных гласных в корне слова.
- Как проверяются звонкие и глухие согласные?
- Как пишутся безударные гласные: в корнях, окончаниях, приставках?
- В каких приставках согласные не изменяются?
- Как пишутся приставки, оканчивающиеся на з- и с-?
- Когда на письме и переходит выв корне слова?
7. Какие гласные являются непроверяемыми?
8. Какие вы знаете корни с чередующимися гласными?
9. В каких случаях пишется ь после шипящих?
(Ученики отвечают и приводят примеры.)
2. Письмо потерпевшего
Дарагие сыщики!
Памагите! В нашем Цвиточном гораде случилась беда. Исчез ваздушный шар. Найдите варюгу. ?Занайка.
- Уважаемые сыщики, срочно требуется помощь. Может, вы знаете, кому мы будем помогать?
- Хорошо, тогда запишите письмо в тетради, исправляя ошибки. Может тогда произойдет чудо. ( Проверка тетрадей 2 учеников, самопроверка)
- Задание выполнено на «отлично». И от жителей города прислали благодарность и стихотворение:
Огромный шар, надутый паром.
Поднялся в воздух он недаром.
Наш коротышка хоть не птица.
Летать он все-таки годится.
И все доступно уж, эхма!
Теперь для нашего ума!
3. Спортивная разминка
- Настоящий сыщик должен не только знаниями владеть, но быть хорошим спортсменом. Проведем спортивную разминку. Я буду читать слова с приставками: если в приставке пишется буква о - хлопаете в ладоши, если а – топаете ногами.
Отпуск, допуск, накипь, подписаться, прадед, обжигать, начисто, заговор, окрепнуть, подшить.
4. Выборочная работа «Математический бум».
- Да, банда «Неучей» создала много проблем. Еще одно испытание ждет вас. Банда проникла в банк Орфографии и перепутала все данные. Нужно подобрать ключ к слову и положить в нужную ячейку. (Ученики выходят к доске, решают пример, записывают слово в нужную графу.)
7*8 – ч..рточка
5*7 – плеч..м
42:7 – ш..пот
8*8 – ж..нглер
54:6 – ж..кей
6*6 – ж..рдочка
81:9 – груш.й
4*8 – алыч.вый
15:3 – светляч..к
5*5 – ореш..к
5. Словарная работа
- Я рада, что вы справились с заданием, но в следственное дело нужно внести: среди этих слов затерялись слова-иностранцы. Назовите их, пожалуйста?
- Давайте раскроем тайну этих иностранцев. (Ребята работают с толковым и этимологическим словарями.)
Жокей
ЖОКЕЙ. Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где jockey < англ. jockey, восходящего к уменьшит. -ласкат. форме шотландского собственного имени Jock "Яков". (Большой Энциклопедический словарь. 2000)
ЖОКЕЙ (англ. jockey) - профессиональный наездник на скачках; специалист по тренингу и испытаниям верховых лошадей.
Синонимы: вершник, ездовой, наездник, профессия
Жонглер
ЖОНГЛЕР. Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где jongleur < лат. joculator "шутник, забавник", суф. производного от joculari "шутить, забавлять". (Большой Энциклопедический словарь. 2000)
ЖОНГЛЕР — (франц. jongleur, от лат. joculator шутник), 1) странствующий профессиональный комедиант и музыкант в средневековой Франции. Назывался и гистрионом. В Германии им родственны шпильманы, в России скоморохи. 2) Цирковой артист, подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов.
- гистрион, артист, манипулятор, скоморох
Гистрион — 1) актёр в Древнем Риме. 2) Странствующий комедиант эпохи раннего западноевропейского средневековья.
- Ребята, используя эти слова, составьте по вариантам предложения: 1вариант - O: и O, и O , 2 вариант – А: «П?»
Физкультминутка.
Мы с Вини Пухом в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так, (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Вини Пуху мед искали
Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали
А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали!
6. Самостоятельная работа
- Я расскажу вам «жутко правдивую» историю. Слушайте внимательно и выпишите из моего рассказа все слова с орфограммой «и, ы после ц».
( 2 ученика у доски)
Когда я шла к вам, то видела, как по дороге мимо больницы бежал цыпленок с циркулем, а за ним гналась милиция. Я удивилась и спросила цыганку, которая несла рукавицы. А она на меня как цыкнет: «Цыц! Он из цирка сбежал» Мне стало неловко, и я перешла на другую сторону улицы.
Вы верите мне? Ну и молодцы!
Пока идет проверка и взаимопроверка в паре.
7. Творческая работа «Портрет»
- Ну что ж, как сыщики, вы работаете все лучше и лучше. Осталось совсем немного – и вы получите удостоверение. Но вам еще нужно научиться составлять портретную характеристику человека. Вот вам фото сказочных героев страны Языкознание. Составьте портретную характеристику героя. (Работа в группах. Выступление ребят.)
- Вы узнали, кто эти герои?
- А ведь о них вы еще самостоятельно подготовили устные познавательные сообщения. Давайте послушаем и оценим вашу поисковую работу.
- Устное сообщение «А знаете ли вы?»
- История кукурузы
- История винограда
- История хлопка
- Яблоко - древнейший плод
- Спасибо, ребята, за интересные сообщения. Ваша самостоятельная работа не прошла даром.
9.Тестовый диктант «Мишень»
- Каждый сыщик – это умелый стрелок. Проверим вашу точность попадания ь в мишень.
Г;4 - Рожь
Б;1 - Помощь
Б;3 - Молодежь
Г;5 - Видишь
Б;5 - Слышишь
Б;7 - Испечь
В;4 - Ночь
Г;6 - Беречь
Б;2 - Туч
В;7 - Придешь
Б;4 - Врач
Б;6 - Камыш
Г;7 - Ешь
Идет круговая проверка.
4. Рефлексия
Выставление и комментирование оценок.
- Вот и подошла к концу учеба в школе сыщиков. Вспомните, пожалуйста, какие знания вам пригодились.
Позвольте вручить вам удостоверения сыщика. (Идет награждение.)
Оцените ваше настроение картинкой смайлика.
5. Домашнее задание
- сочинить сказку «Однажды в стране Орфографии…»