Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка с использованием 7 модулей»
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №3 Щербактинского района»
Урок русского языка в 5 классе по теме:
«НЕ с глаголами».
Учитель: Личенко В.И.
2015-2016 учебный год.
Русский язык 5 класс.
Тема: НЕ с глаголами.
Цель: Расширить и углубить знания о правописании частицы НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами,
обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас гости и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем, Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко!
- Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Желаю Вам творческих удач!
Урок русского языка я бы хотела начать с пословицы: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться".
-Как вы понимаете ее смысл?
(Не стыдно и не вредно знать. Всего знать никто не может, а стыдно не учиться, не открывать для себя новые знания.
Недостаточно только получать знания, надо находить им применение. Если вы чего-то не знаете, не стесняйтесь, спросите, вам объяснят, вы будете знать. Стыдно не учиться, т.е. вы не будете знать ничего никогда. Учиться очень полезно.)
- Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по морю Знаний на удивительный остров Морфологию, в страну Глагол. (1 слайд мультимедийной презентации).
2. Актуализация знаний о глаголе.
- Мы продолжим добывать новые знания, изучая "самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий".
Вспомним все, что мы знаем о глаголе. Составление кластера.
Глагол - это самостоятельная часть речи.
Глагол обозначает действие предмета.
Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Изменяется по временам.
Прошедшее настоящее будущее
В прошедшем времени по родам, суффикс - л.
Изменяется по числам.
В предложении является главным членом - сказуемым.
Глаголы украшают, обогащают нашу речь.
3. Постановка учебной задачи.
-Знаете ли вы, что в русском языке есть части речи "слуги"?
- Как их называют? (служебные части речи)
С некоторыми из них вы уже знакомы.
- Это какие части речи? (предлоги, союзы).
-Какую роль они выполняют? (Предлоги служат для связи слов в предложении. Союзы служат для соединения однородных членов предложения и связи простых предложений в составе сложного.)
-Сегодня мы поговорим еще об одной служебной части речи.
Выясним, какой смысловой оттенок она придает.
4. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей НЕ. Рассмотрим, как она связана с глаголом.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока: НЕ с глаголами.(Слайд 2)
Запись в тетради.
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
- Расширить и углубить знания о правописании частицы НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.
А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.
-Предлагаю вам реализовать цели через выполнение различных заданий. Согласны?
5. Работа по теме урока.Объяснение нового материала
а)- Ребята, посмотрите на данные слова:(Слайд 3)
Что между ними общего?
Чем они отличаются друг от друга? Почему?(Слайд 4 Словарная работа)
Сформулируйте правило написаниянес глаголами.
Негодовать
Не болеть
Недоумевать
Не читать
Ненавидеть
Не помогать
Неистовствовать
Не слышать
Недомогать
Не найти
Ненавидеть
Не любить
Нездоровится
Не отвечать
Сформулируйте правило написания не с глаголами.
(Слайд 5-7 Грамматическая сказка)
Слайд8
Обобщим всё сказанное о правописании Не с глаголами в виде алгоритма.
Существует ли такое слово в русском языке? Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.
Существует ли такое слово в русском языке? Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.
6. Закрепление изученного материала.
Работа в парах
(На распечатанных листочках даны глаголы и их значения. Работая в паре, учащиеся должны стрелочками правильно указать значения глагола).
Недоумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого. Негодовать – это значит сомневаться, удивляться. Неистовствовать – это значит находиться в болезненном состоянии. Неволить – это значит находиться в состоянии нездоровья. Недомогать – это значит злиться, беситься. Нездоровится – это значит выражать неудовольствие.
в) Проверка выполнения задания
ФИЗМИНУТКА.
Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот.
Не качайтесь, не кружитесь, Не тянитесь, не шагайте, Не приседайте, не моргайте, Не шепчите, и не спите. А теперь все просыпайтесь И за дело принимайтесь.
Упражнение 2.
- А сейчас поиграем в игру «Будь внимательней». Я буду читать предложения и словосочетания, в которых есть глаголы с НЕ, а вы должны поднять нужную карточку вверх. (Слитно зелёная карточка, раздельно - красная). Работаем по алгоритму.
Не суди о человеке по наружности, (кр.) не бросили товарища в беде, (кр.) не стану мешать, (кр.)недоумевать по поводу ответа,(зел) не хочу ссориться,(кр.) негодовать из-за опоздания, (зел.)не могу говорить, (кр.)не были на экскурсии,(кр.) недомогать всю неделю (зел.), в решете воды не удержать (кр.), невзлюбил я эту собаку за ее злость (зел.), не знать правило,(кр.) не сочувствовать другу (кр.), новых друзей наживай, а старых не забывай (кр.).
Какое значение придает частица не глаголам? (отрицательное) Молодцы.
Упражнение 3.
- Перед вами на партах лежат листочки с предложениями. Они «рассыпались». Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Подсчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице.
- А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,2).
- Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).
(Учитель диктует учащимся список слов, правописание которых он хочет проверить (их 15). Во время диктовки ученики заполняют слева направо перфокарту – табличку, представляющую собой 15 одинаковых квадратиков (то есть, сколько слов, столько и квадратиков). В каждую клеточку квадрата вписывается одна из двух букв (или другие условные знаки) в зависимости от принятого решения (предположим, а или б). По окончании работы ученик соединяет линией одинаковые буквы (выбирая а или б по договоренности с учителем), в результате чего получается определенный рисунок. Если получившийся рисунок совпадает с проверочным рисунком – ответом, который имеется у учителя, то задание выполнено правильно)
1.( не) брать
2.(не) бросить
3.(не) расти
4.(не) собирать
5. (не) домогать
6.(не) ходить
7.(не) обижать
8. (не) умыться
9. (не) сварить
10.(не) волить
11.( не) хвалить
12. (не) годовать
13.не) указывать
14. (не) забегать
15. (не) раскрыть
Такой рисунок должен получиться у учащихся
Итог урока. «Письмо другу». Дорогой друг! Сегодня на уроке русского языка…
Оценивание «Дерево успеха».
Домашнее задание.
Подобрать и записать загадки, пословицы и поговорки, в содержании которых встречаются НЕ с глаголами.