Тема урока: Род имен существительных. 
 Цель:   
    развивающая:  развивать умения классифицировать факты, делать обобщенные выводы; работать по эталону;  
  воспитательная:  воспитание навыков культурного общения в паре, воспитывать положительное отношение к знаниям; содействовать сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
     
 Тип урока:  ОНЗ  
   
 Ипользуемые технологии:  ИКТ, проблемное обучение, игровая, групповая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
   
 Форма урока:  урок – исследование  
   
 Средства обучения : учебник, рабочая тетрадь, карточки, проектор, экран, компьютер, презентация.
   
  План урока 
  1) Организационный этап.
  2) Актуализация знаний.
  3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4) Открытие нового знания.
  5) Первичное усвоение новых знаний.
  6) Первичная проверка понимания
  7) Первичное закрепление.
  8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  9) Рефлексия (подведение итогов урока)
    
  Ход урока 
   
 I . Организация начала урока. Эмоциональный настрой. 
   
  - Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом.
  - Сегодня к нам на урок пришли гости (представление гостей ). Давайте их поприветствуем.
  - Теперь тихо сели девочки, и ещё тише – мальчики.
 - Мы продолжаем изучать родной язык.
   
 - Но сначала попробуем вывести формулу успеха.  (Слайд 1) 
   
 - Прочитайте слова, записанные на доске:
   
 Старание, разговоры, внимание, лень, сообразительность 
   
 - Как вы думаете, что здесь лишнее? (Слайд 2) 
   
 - На уроке мы постараемся проявить старание, сообразительность и быть внимательными, и тогда успех нам обеспечен.
   
 - Предлагаю вам проверить свою посадку за партой. (Слайд 3) 
   
  ВЫКЛЮЧИТЬ ЭКРАН   
   
 II . Актуализация знаний. 
  1. Каллиграфическая минутка. 
  - Начнём урок с проявления аккуратности и трудолюбия.  
  - разогреем ладошки (растираем);
 - моем руки (имитируем движение мытья рук.)
 - Мы готовы к работе!
   
    
  он но она на оно о 
   
 - Что объединяет данную запись? (Здесь записаны самостоятельные и служебные части речи) 
   
 - Назовите служебные части речи. (но – союз; на, о – предлоги) 
   
  - Как работают служебные части речи? (Помогают словам в предложении применять нужную форму; связывают слова в предложении и части предложений) 
   
 -  Мы сегодня их исключим из данного ряда. О них мы будем говорить на наших уроках чуть позже. Что осталось? (Местоимения) 
    
  - Что мы знаем о местоимении? (Это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.) 
    
  - На какие вопросы отвечает местоимение? (кто? что?чей? какой? сколько?) 
   
 -Молодцы! Давайте запишем их в тетрадь.
   
   - Для чего мы записали эти слова? (Они нам пригодятся для дальнейшей работы) 
    
  - А хочется узнать, для чего же они нам понадобятся?
    
  - Тогда продолжаем наши исследования.
    
  III . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 
    
  - Сегодня мы дополним наши знания про эту часть речи, о которой сейчас вы мне сами расскажите.
    
  - Посмотрите на данные слова. ВКЛЮЧИТЬ ЭКРАН 
  
  Слайд 4    режим, чистота, здоровье 
    
  - Что их объединяет? (Это имена существительные, неодушевленные, они объединены темой о здоровье) 
    
  -  А что мы знаем об имени существительном? (Ответы учеников). 
    
  -  Я утверждаю, что эти существительные можно разделить на три группы. У кого возникли идеи как это сделать?
    
  - В чём затруднение? (Мы не знаем как это сделать, нам не хватает знаний) 
    
  - Какой возникает вопрос? (По какому признаку можно разделить слова) 
   
 Слайд 5  -  А теперь я предлагаю вам вновь посмотреть на эти слова. Что вы заметили?  
  1,,,, ,,,,4,, 2,,,,,,  режим чистота здоровье
  Слайд 6   Р ежим чист о та з д оровье 
   
 - Значит о чем пойдет наш разговор на уроке? ( О роде имен существительных) 
   
 Слайд 7    - Назовите тему нашего урока. (Род имен существительных)   
   
 -  Какова цель нашего урока? ( Научиться определять род имен существительных) 
   
 IV . Физкультминутка : хорошенько потянулись, встали все и улыбнулись.
  Левой рукой дотронуться до правого уха,
  А правой рукой до левого уха. (талии, колена)
   
  (Выполнить упражнение вниз и вверх)
   
 V . Первичное усвоение новых знаний. 
   
 - А сейчас я проведу для вас «Мозговой штурм».
   
 - Приготовились делать открытие!
   «Мозговой штурм». Картинки.
    -Что это? – ПЕНАЛ (чей?) – он мой.        Пенал      Он мой – м. р.
  -Кто это? – ЛИСА    (чья?) – она моя        Лиса        Она моя – ж. р.
  -Что это? – ДЕРЕВО (чьё?) – оно моё    Молоко    Оно моё – ср. р.
    
  - Значит, какого рода бывают имена существительные?
    
  Слайд 8. 
  Какие слова можно подставить к словам мужского рода?
  - Какие слова можно подставить к словам женского рода?
  - Какие слова можно подставить к словам среднего рода?
  - Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? ( В учебнике) 
  2. Алгоритм определения рода имени существительного (Слайд 9) 
  VI . Первичная проверка понимания. 
   Работа по учебнику. 
      
  - Откройте учебник и найдите урок 67.
    
  - Давайте прочитаем, о чём нам расскажет рубрика «Тайны языка».
    
   Работа в тетради: запишите слова в три столбика (м.р., ж.р., ср.р.) 
      
  режим, чистота, здоровье, спорт, гигиена, мыло, сон, полотенце, победа 
    
   Игра «Перевертыши» 
   - Переставьте местами слоги и образуйте новые слова, определите род и запишите слово в нужный столбик:  
 КАБАН, МЫШКА, СОСНА, СКАЛА, ЛОЖА, КАТЕР,   
   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.   (Слайд 10,11 ) 
      
   Работа в парах. 
   (работа по карточкам) 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
    
   
   
   
   
   
   
    
    
  VI. Итог урока. Рефлексия 
   Методика незаконченных предложений.
    - Я узнал(а), что имена существительные бывают .....(м.р,ж.р.,ср.р.)
  - Имена существительные, которые можно заменить словом ОН ....
  ОНА, ОНО.....  
  VII . Домашнее задание : по выбору:
 с.160 , прочитать рубрику «Тайны языка»,
 упр.1, выполнить по образцу;  
   
   
 или   с. 160, рубрика «Тайны языка», подобрать и записать в три столбика имена существительные по теме «Новый год»