Тема урока: Род имен существительных.
Цель:
развивающая: развивать умения классифицировать факты, делать обобщенные выводы; работать по эталону;
воспитательная: воспитание навыков культурного общения в паре, воспитывать положительное отношение к знаниям; содействовать сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Тип урока: ОНЗ
Ипользуемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, игровая, групповая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
Форма урока: урок – исследование
Средства обучения : учебник, рабочая тетрадь, карточки, проектор, экран, компьютер, презентация.
План урока
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Открытие нового знания.
5) Первичное усвоение новых знаний.
6) Первичная проверка понимания
7) Первичное закрепление.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов урока)
Ход урока
I . Организация начала урока. Эмоциональный настрой.
- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом.
- Сегодня к нам на урок пришли гости (представление гостей ). Давайте их поприветствуем.
- Теперь тихо сели девочки, и ещё тише – мальчики.
- Мы продолжаем изучать родной язык.
- Но сначала попробуем вывести формулу успеха. (Слайд 1)
- Прочитайте слова, записанные на доске:
Старание, разговоры, внимание, лень, сообразительность
- Как вы думаете, что здесь лишнее? (Слайд 2)
- На уроке мы постараемся проявить старание, сообразительность и быть внимательными, и тогда успех нам обеспечен.
- Предлагаю вам проверить свою посадку за партой. (Слайд 3)
ВЫКЛЮЧИТЬ ЭКРАН
II . Актуализация знаний.
1. Каллиграфическая минутка.
- Начнём урок с проявления аккуратности и трудолюбия.
- разогреем ладошки (растираем);
- моем руки (имитируем движение мытья рук.)
- Мы готовы к работе!
он но она на оно о
- Что объединяет данную запись? (Здесь записаны самостоятельные и служебные части речи)
- Назовите служебные части речи. (но – союз; на, о – предлоги)
- Как работают служебные части речи? (Помогают словам в предложении применять нужную форму; связывают слова в предложении и части предложений)
- Мы сегодня их исключим из данного ряда. О них мы будем говорить на наших уроках чуть позже. Что осталось? (Местоимения)
- Что мы знаем о местоимении? (Это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.)
- На какие вопросы отвечает местоимение? (кто? что?чей? какой? сколько?)
-Молодцы! Давайте запишем их в тетрадь.
- Для чего мы записали эти слова? (Они нам пригодятся для дальнейшей работы)
- А хочется узнать, для чего же они нам понадобятся?
- Тогда продолжаем наши исследования.
III . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Сегодня мы дополним наши знания про эту часть речи, о которой сейчас вы мне сами расскажите.
- Посмотрите на данные слова. ВКЛЮЧИТЬ ЭКРАН
Слайд 4 режим, чистота, здоровье
- Что их объединяет? (Это имена существительные, неодушевленные, они объединены темой о здоровье)
- А что мы знаем об имени существительном? (Ответы учеников).
- Я утверждаю, что эти существительные можно разделить на три группы. У кого возникли идеи как это сделать?
- В чём затруднение? (Мы не знаем как это сделать, нам не хватает знаний)
- Какой возникает вопрос? (По какому признаку можно разделить слова)
Слайд 5 - А теперь я предлагаю вам вновь посмотреть на эти слова. Что вы заметили?
1,,,, ,,,,4,, 2,,,,,, режим чистота здоровье
Слайд 6 Р ежим чист о та з д оровье
- Значит о чем пойдет наш разговор на уроке? ( О роде имен существительных)
Слайд 7 - Назовите тему нашего урока. (Род имен существительных)
- Какова цель нашего урока? ( Научиться определять род имен существительных)
IV . Физкультминутка : хорошенько потянулись, встали все и улыбнулись.
Левой рукой дотронуться до правого уха,
А правой рукой до левого уха. (талии, колена)
(Выполнить упражнение вниз и вверх)
V . Первичное усвоение новых знаний.
- А сейчас я проведу для вас «Мозговой штурм».
- Приготовились делать открытие!
«Мозговой штурм». Картинки.
-Что это? – ПЕНАЛ (чей?) – он мой. Пенал Он мой – м. р.
-Кто это? – ЛИСА (чья?) – она моя Лиса Она моя – ж. р.
-Что это? – ДЕРЕВО (чьё?) – оно моё Молоко Оно моё – ср. р.
- Значит, какого рода бывают имена существительные?
Слайд 8.
Какие слова можно подставить к словам мужского рода?
- Какие слова можно подставить к словам женского рода?
- Какие слова можно подставить к словам среднего рода?
- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? ( В учебнике)
2. Алгоритм определения рода имени существительного (Слайд 9)
VI . Первичная проверка понимания.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник и найдите урок 67.
- Давайте прочитаем, о чём нам расскажет рубрика «Тайны языка».
Работа в тетради: запишите слова в три столбика (м.р., ж.р., ср.р.)
режим, чистота, здоровье, спорт, гигиена, мыло, сон, полотенце, победа
Игра «Перевертыши»
- Переставьте местами слоги и образуйте новые слова, определите род и запишите слово в нужный столбик:
КАБАН, МЫШКА, СОСНА, СКАЛА, ЛОЖА, КАТЕР,
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. (Слайд 10,11 )
Работа в парах.
(работа по карточкам)
VI. Итог урока. Рефлексия
Методика незаконченных предложений.
- Я узнал(а), что имена существительные бывают .....(м.р,ж.р.,ср.р.)
- Имена существительные, которые можно заменить словом ОН ....
ОНА, ОНО.....
VII . Домашнее задание : по выбору:
с.160 , прочитать рубрику «Тайны языка»,
упр.1, выполнить по образцу;
или с. 160, рубрика «Тайны языка», подобрать и записать в три столбика имена существительные по теме «Новый год»