kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка " Род имен существительных".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится первым по теме: "Род имен существительных". На уроке ставятся задачи: познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся; Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда, расширение словарного запаса и формирование речевой культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка " Род имен существительных".»



Технологическая урока русского языка

по теме: «Род имён существительных»


Тип урока

Открытие новых знаний..

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Учитель

Недбайлова Татьяна Алексеевна

Тема урока

Род имён существительных

Цель

Создать условия для развития умения определять род имени существительного.

Задачи

Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда, расширение словарного запаса и формирование речевой культуры.

Проблема

Как определить род имён существительных?

Формируемые УУД

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.


Оборудование

-Совушка-умная головушка.

- Круги для Снеговика (для работы в группе)

- Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка)

- Ключи к рубрике «Тайны языка»

- Снеговички для рефлексии

- Карта личных достижений.

-Ребус.

Формы работы

фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.


Методы

постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационный









Самоопределение к учебной деятельности.



Настрой на работу в стихотворной форме.

Прозвенел звонок для нас,

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок сейчас начнём.


Урок русского языка.

-С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

У вас на партах «Снеговички», дорисуйте лицо, которое соответствует вашему настроению.

Я вижу, что настроение у вас хорошее.


Откройте тетради, запишите дату.


Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" строчки в столбце «Я хотел бы достичь на уроке».




Сегодня я вам предлагаю провести не просто урок русского языка, а урок исследование.

Сегодня на уроке вы узнаете новые сведения о русском языке, откроете «тайны» русского языка, которые в дальнейшем пригодятся вам при изучении новых тем. Вам придется на уроке работать с одноклассниками в парах, группах, поэтому будьте взаимно вежливы, помогайте друг другу.  Трудно работать одному, но с вами рядом есть друг. И вы всегда должны помнить: тебе помогут, и ты помоги.

К нам сегодня на урок пришла гостья «Совушка-умная головушка» и что-то для вас принесла. Для вас конверт.


Определение темы исследования.

- Итак, за работу. Прочитайте слова:

Смекалка, терпение, эгоизм, любознательность , аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм, взаимовыручка.

Все ли из данных качеств вам понадобятся сегодня на уроке?

Какой частью речи являются данные слова?

Что же будет объектом нашего исследования?

Формирование цели исследования

- Зачем будем исследовать существительное?

- Результатом наших исследований станут правила, которые мы сами составим для всех, кто хочет хорошо знать русский язык.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок,

проверяют свою готовность к уроку.











Открывают тетради, записывают дату.


В карточке личных достижений

отмечают «+» строчки в столбце «Я хотел бы достичь на уроке».




















- Убрать слова эгоизм и лень, так как они на уроке не пригодятся.



- Это имена существительные


- Чтобы узнать что-то новое об имени существительном

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

ЛичностныеУУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать и слышать.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.


3.Фиксация затруднения в деятельности.

Выявление места и причины затруднения



Постановка учебной задачи










4.Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

-Посмотрим, какие знания у вас имеются по этой теме на данный момент. Составление кластера «Имя существительное»


Учащиеся выполняют работу по составлению кластера.




Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

-анализировать, проверять, фиксировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.


Все ли окна мы закрыли? Все ли грамматические признаки имени существительного мы уже знаем?


Итак, мы - исследователи, какой признак имени существительного мы будем исследовать? Чтобы ответить на вопрос, нужно разгадать ребус.

(На доске ребус)

шаР + зОнт + Душ = 3+2+1

Сформулируйте тему нашего урока.



Какие задачи поставим?



-Нет не все.






Разгадывают ребус. РОД

Тема урока: « Род имён существительных»


Задачи определяют дети:

узнать ... ( какого рода бывают имена существительные)

научиться… (определять род имён существительных)

применить… (новое знание при выполнении заданий)


В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача – раскрыть еще одну «тайну». Хотите узнать? Тайна Мудрой Совы

(у Совы свиток)

Ещё одно задание от «Совушки».

- Какая стоит перед нами 1 задача?

- Послушайте сказку. В сказке вы найдете ответ на наш вопрос.

Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился

- Что нового узнали из сказки?

Какого рода бывают имена существительные?

Есть языки, где вообще нет родов – английский, китайский. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.


-На какие три группы делятся существительные?

-Выполнили мы первую задачу урока? Узнали какого рода бывают имена существительные?

м.р. ж.р. ср.р.

- Какую 2 задачу мы поставили перед собой?. Это наша следующая задача.

А может кто-то догадался, как определить род имён существительных?

Работа с рубрикой «Тайны языка»


На доске три ключа. Как определить род имён существительных?

- Какие слова-помощники нам помогут определить род?




Памятка «Секрет запоминания родов»

Женский род запомню я

И скажу: «Она — моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он — мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило - моё!

Давайте сделаем вывод.

Учебник (знакомство с правилом)

Обратите внимание на те качества, которые вам понадобятся на уроке. Игра «Круговая почта»

Определите род имён существительных: слова на карточке.

Смекалка, терпение, любознательность , аккуратность, трудолюбие, оптимизм, взаимовыручка.

Учащиеся высказывают свои предположения.






узнать ... ( какого рода бывают имена существительные)


Учащиеся слушают сказку.


Ответы детей.






Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.


научиться… (определять род имён существительных)

Учащиеся высказывают свои предположения.



Учащиеся называют слова-помощники «Она, моя», «Он, мой», «Оно, моё»









Учащиеся работают по памятке

«Секрет запоминания родов»





Ученик определяет род и передаёт соседу, сосед проверяет, определяет род след. Слова и передает.


Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные УУД:

- анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств,

- постановка и решение проблемы;

- умения делать выводы в результате совместной работы класса,

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

РегулятивныеУУД:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные УУД:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

5.Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

-Дорогие мои исследователи, как вы думаете, изменяются ли имена существительные по родам?

Он мой мальчик, а она моя….мальчика?

Она моя девочка, а он мой … девочк?

Проверьте, исследуйте:

Выполнение упражнения 1по учебнику.

Прочитайте слова, записанные в 1 столбике. Что общего? (м.р.)

Запишите имена существительные ж.р.

Можно ли сказать, что все слова в строчках – однокоренные? Почему?

Он-она

Тигр - ?

Волк - ?

Петух – ?

Кролик – ?

Бык – ?

Кот -?

И новое открытие: по родам имена существительные не изменяются , т.е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р., ж.р. или с.р.

Предположения детей

Нет, не изменяются.


Дети работают в тетрадях, записывая слова женского рода и объясняя способ получения однокоренных слов.

Учащиеся подбирают слова женского рода. И делают вывод, что это разные слова, однокоренные. По родам существительные не изменяются, т.е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р., ж.р. или с.р.


Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи.

Личностные.УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Физминутка.













Самостоятельная работа .




















Работа в парах.







Физкминутка Снеговик

Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую) 
Лепим мы снеговика  (имитируют лепку снежков) 
Мы скатаем снежный ком -(ладонями делают круговые движения по бедрам) 
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой) 
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь) 
Вот такой (показывают величину кома меньше) 
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки) 
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком) 
Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!

Выполняют двигательные упражнения



-Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки .

- А мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

1 группа лепит к нашему снеговику первый ком из слов на тему «Зима» мужского рода.

2 группа лепит к нашему снеговику второй ком из слов на тему «Зима» женского рода.

3 группа лепит к нашему снеговику третий ком из слов на тему «Зима» среднего рода.

Проверка по эталону.

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!




Учащиеся работают в группах.

1 группа – существительные мужского рода: снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед Мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник

2 группа - женского рода: метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,

3 группа - среднего рода: солнце, небо, облако, веселье, волшебство



Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


- Какая 3-я задача стояла перед вами ?


Работа над словосочетаниями.

-Ребята, а как вы думаете, могут ли имена существительные согласовываться с другими частями речи, например с именами прилагательными?

Работа по карточке №1

1.Определите род имён существительных, заменяя одним из слов (он, она, оно).

2. Поставьте прилагательные в нужную форму.

3. Прочитайте получившиеся сочетания слов.

4. Обозначьте окончания имён прилагательных.

От чего зависит выбор формы имени прилагательного?


Знакомство с рубрикой «Обрати внимание»

Вывод: Имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с именем существительным в роде, то есть ставиться в той же форме, что и имя существительное.

Работа по карточке №2

Работа по тексту «Зима»

Прочитайте текст, что заметили?

Спишите текст в тетрадь без ошибок.

Зима

Наступила холодный зима. Ударил сильное мороз. Но весь день светило яркая солнце.



Поменяйтесь тетрадями - взаимопроверка.

применить… (новое знание при выполнении заданий)



Ответы детей.




Работают на индивидуальных

карточках.





Читают информацию по учебнику.





Выполняют задание.




Работают по тексту.






Проверяют работу.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше,

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, задавать вопросы.

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему,

оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

























6.Подведение итогов

























7.Рефлексия учебной деятельности.


Итог урока.

-Ребята, а как вы считаете, справились ли вы с 3 задачей, поставленной в начале урока? применить… (новое знание при выполнении заданий

-Посмотрите на кластер «Имя существительное» по составлению которого мы работали в начале урока. Давайте посмотрим, узнали ли мы ещё какой-то новый грамматический признак имени существительного?

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как определить род имён существительных?

- Что помогло хорошо запомнить новый материал? (Исследовательская работа и ответственное отношение к работе)

Выставление оценок.


Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" строчки в столбце «У меня получилось».


-Поставьте своих снеговиков на ту ступеньку на «лесенке успеха», на которую вы считаете нужным.

Нижняя- я не понял, что такое род имён существительных и не знаю, как определить род им.сущ.

Средняя – я понял, что такое род, но не уверен в своих силах

Верхняя – мне всё понятно, я научился определять род имени сущ.

- Спасибо за урок!


Домашнее задание: на выбор

- выписать из словаря 5 существительных мужского рода; 5 сущ. женского рода, 5 сущ. среднего рода;

-стр.162, упр.3-списать второй абзац

Выставление оценок.

- найти з


Ответы детей.




Учащиеся добавляют сведения в кластер.

Отвечают на вопрос учителя.

















В карточке личных достижений

отмечают «+» строчки в столбце «У меня получилось».


Выставляют снеговичков на «лесенку успеха».

Самооценка.






Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок русского языка " Род имен существительных".

Автор: Недбайлова Татьяна Алексеевна

Дата: 13.05.2018

Номер свидетельства: 469329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок русского языка "Род имен существительных""
    ["seo_title"] => string(55) "urok-russkogho-iazyka-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh-1"
    ["file_id"] => string(6) "259655"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448806397"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок русского языка "Род имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-russkogho-iazyka-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "148904"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873887"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Технологическая карта урока русского языка "Род имен существительных во множественном числе""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_rod_imen_sushchestvitelnykh_vo_mn"
    ["file_id"] => string(6) "475665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1533743828"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Краткосрочное планирование по русскому языку :Род имен существительных"
    ["seo_title"] => string(72) "kratkosrochnoieplanirovaniieporusskomuiazykurodimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "300084"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456664342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства