Урок русского языка "Разделительный мягкий знак" - конспект
Урок русского языка "Разделительный мягкий знак" - конспект
Урок русского языка разработан по программе "Перспективная начальная школа". Чтобы достичь поставленной цели урока, использовался системно-деятельностный подход. Учащиеся самостоятельно определяли тему и задачи урока, справлялись с реальными трудностями и вносили свою лепту в преодолении общей проблемы. Использовались различные формы работы на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Разделительный мягкий знак" - конспект »
Урок русского языка во 2-м классе
по программе Перспективная начальная школа.
Урок помогает сформировать представление о правописании разделительного мягкого знака; сформировать понятие о разделительном мягком знаке; тренировать способность к правописанию слов с разделительным мягким знаком.
Тема урока: « Разделительный мягкий знак»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Развивать умение правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак.
Задачи урока:
- Образовательные: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком;
- Воспитательные: формировать потребности писать грамотно; формирование навыков сотрудничества; расширение знаний о родном языке; - воспитание учебной активности.
Демонстрационные материалы: таблицы с опорными схемами, образцы и эталоны для самопроверки, рисунки для этапа рефлексии.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 - 3 минуты) - В природе есть солнце. Сегодня оно заглянуло к нам на урок. Так пусть каждый лучик не только обогреет нас, но и придаст сил, активности и уверенности на уроке.
-Прочитайте запись на доске. ( слайд 1) -Что вы прочитали? (пословицу) -Как вы понимаете эту пословицу?
" Кто хочет много знать, тому надо мало спать» - не даром так прочно поселилась эта пословица в народе. Традиционно в России уроки начинаются в восемь утра. И зачем, спрашивается, так рано вставать и куда-то идти? Да всё просто. Чем раньше мы встаём, тем больше у нас есть времени для того, что бы учиться или работать. Поднимаясь рано, можно много всего успеть за день! Если обращаться к истокам этой пословицы, то там всё намного проще, чем сейчас. Занятия тогда проходили только в дневное время, так как при лучине быстро уставали глаза. И чем раньше вставали ученики, и приступала к занятиям, тем больше информации и знаний могли получить. Но даже и сейчас, в век прогрессивных технологий, если вставать поздно- времени точно не хватит ни на что, тем более на знания. Я думаю, что стоит все - таки прислушиваться к народной мудрости. -А вы хотите больше знать?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 - 7 минут)
Запись числа и классной работы. 1. Чистописание. я е ё ь ю
-С чего начинаем урок русского языка? ( с минутки чистописания)
-Для чего она нужна? ( Чтобы красиво и правильно писать буквы)
-Что общего в этой записи? (все буквы обозначают мягкость согласного) -На какие две группы можно их разделить? (на гласные и ь) - Почему? (ь - так как не обозначает звука) -Что общего у этих гласных? (они обозначают два звука) -Прочитайте вновь пословицу и найдите слова с мягким знаком.
- Сколько таких слов вы нашли?
-На какие группы можно разделить эти слова? Почему?(ь на конце слова и между согласными). (слайд 2)
-Где находится мягкий знак в словах в первом столбике? А во втором?
-Между какими буквами стоит мягкий знак в первом столбике?
-Какую роль он выполняет в данных словах? Запишите слова в тетрадь.
-Ребята, у вас на партах лежат карточки на которых записаны загадки. И листы с разлинованными линиями.
- Вы догадались, какое задание вы будете выполнять?
- Правильно. Вы должны отгадать загадки, а отгадки записать на разлинованном листе.
2. Работа с загадками. Запись отгадок на отдельных листах каждым ребёнком.
1) Застучал дождями звонко Марту месяцу вдогонку, Звук настроив под капель, Месяц следующий ...( апрель)
2) Ледяной, плаксивый Нос К крыше горестно прирос. Слёзно огорчается, Что Зима кончается. (Сосулька)
Поднимите, пожалуйста, ваши листы (учитель выбирает несколько вариантов с правильными и неправильными записями и вывешивает их на доску).
III. Постановка проблемы. (3-4 минуты)
- Что вы заметили? (слова: "апрель", "сосулька" записаны у всех ребят одинаково с ь, а слово "листья" у всех - по-разному)
-Почему у нас разная запись?
- А чем отличается роль ь в последнем слове? (в слове "листья" ь стоит не между согласными)
- Так почему же у нас возникло затруднение? (мы не знакомы с такой ролью ь)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство). (3 - 4 минуты) -Давайте попробуем назвать тему нашего урока? ( Разделительный мягкий знак) (слайд 3) -Что бы вы хотели узнать по этой теме? (правописание слов с разделительным ь)
- Предлагаю ещё составить схему- опору правописания слов с разделительным мягким знаком. (слайд 4)
- Давайте составим план работы на уроке, который называется лесенка знаний.
V. Реализация построенного проекта. (4 - 5 минут) -Ребята, давайте поработаем по учебнику. - Откройте учебник на стр. 105. Волшебница приглашает нас к исследованию. Посмотрите на первый плакат Летучей мыши и ответьте на вопросы, которые записаны под плакатом, работая в паре. (слайд 6)
- Вспомните правила работы в парах.
-Какой вывод вы сделали?
- Во втором слове каждой пары звуков больше, потому что появился звук (Й). Этот звук в обоих случаях разделяет звуки (Л) и (у), не даёт им слиться.
-Для того чтобы это обозначить на письме, и используют разделительный знак, в данном случае разделительный ь.
- Если вы согласны с ответами, «сигналим» +, а если нет -
-Теперь изучите содержание следующего плаката.
- Какой вывод вы сделали ответив на данные вопросы?
-После какой части слова не пишется мягкий знак?
Выполнение упражнения 116. Выводятся слова на ИД. (слайд 7)
- Такие слова существуют?
- Как нужно изменить произношение этих слов, чтобы получились настоящие слова?
-Что изменилось в произношении, какой звук вы слышите?
Как правильно показать на письме правильное произношение этих слов?
Запишите в тетрадь.
Теперь поработайте над следующим плакатом и ответьте на вопросы, продолжая работу в группах. (слайд 8)
Какой вывод вы сделали?
- Где вы можете подтвердить свои выводы?
-Правильно в учебнике, прочитав правило.
-Все ли выводы были верны? - Вы узнали что-то новое?
- Давайте вернёмся к задачам нашего урока. Какую проблему мы смогли решить?
- Что ещё мы должны сделать? (составить схему- опору) (слайд 9)
- Давайте составим схему-опору на основе ваших выводов и правила в учебнике.
- Перед какими буквами пишется мягкий знак?
-На что указывает мягкий знак?
-После какой части слова не пишется мягкий знак?
На какую ступеньку знаний мы поднялись? (применение полученных знаний)
Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5-6 минут)
1. Комментирование по правилу. Один у доски, остальные в тетради. Используя схему- опору. Определите, в каких из этих слов надо писать разделительный ь. (Учитель диктует слова: семя – семья, солю - солью)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 - 6 минут) Теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание и проверить его с помощью эталона? Желаю успеха! Вам даётся 2 минуты.
1 вариант: Я пол.ю грядки. Я пол.ю грядки.
2 вариант: Олен.и живут на севере. Олен.и рога красивые.
Кто уже выполнил задание, может придумать свои примеры на новое правило. -Проведите самопроверку по эталонам на доске. (слайд 10 ) -Кто допустил ошибки при выполнении задания? -Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (запомнить правило правописания разделительного ь, пользоваться алгоритмом) -Молодцы и те, кто нашёл и исправил свои ошибки. Поставьте на полях знак "+". -У кого ошибок нет? Молодцы! IX. Рефлексия учебной деятельности. (2 - 4 минуты) - Какие задачи вы ставили перед собой? (узнать правило правописания ь) - Достигли их? -Как пишутся слова, в которых перед гласной слышится звук [й']? (с разделительным ь) - С какой пословицы мы начинали урок? ("Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать") -Вы узнали что-нибудь новое? (узнали, потому что много работали)
- Что помогло нам в этом?
- Оцените каждый свою работу на уроке. Послушайте данные высказывания:
Я всё понял, могу работать по схеме-опоре и писать слова с разделительным мягким знаком .(+)
-Я испытывал затруднения и у меня остались вопросы. (?)
-Поднимите руки кому всё было понятно и не было никаких трудностей.-А теперь у кого остались вопросы? -Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? (высказывания детей) -Как работал на уроке наш класс? (высказывания детей) -На следующих уроках мы будем применять и использовать новое правило.- Ребята, спасибо за работу на уроке. Оценки. Домашнее задание. ( слайд 11) ТПО с.49 упр.66