Правописание безударных гласных в корне слова. 2-й класс
Разработала Лапкевич Н.А.
Цель урока:
- Учить проверять написание безударных гласных в корне слова способами:
а) изменением формы слова;
б) подбором однокоренных слов. - Развивать память, приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
- Воспитывать гуманное отношение к птицам.
Оборудование: интерактивная доска, прибор ДОКУМЕНТ-КАМЕРА, диск с музыкой П.И. Чайковского «Времена года», картинки с изображением вороны, сороки, воробья, скворца; карточки для самостоятельной и индивидуальной работ.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока:
– Сегодня продолжим учиться писать слова с безударной гласной в корне слова. Урок посвятим птицам и весне. Начинаем работу со словарно-орфографической пятиминутки.
III. Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.
– Запишите отгадки к загадкам, поставьте ударение, выделите орфограмму. (Текст загадок и картинок-отгадок на интерактивной доске)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловата,
Известная персона –
Зовут её … (Ворона)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплые края я не летаю
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей
Я бывалый …. (Воробей)
На шесте – дворец.
Во дворце – певец.
Кто это? (Скворец)
– Проверяем. На какую орфограмму все эти слова? ( На безударные гласные в корне слова)
– Какой безударный гласный во всех словах? (о)
– Какое слово лишнее? Почему? (Скворец, безударную гласную можно проверить)
– Подберите проверочное слово. (Скворушка)
– Скворец и скворушка – это, какие слова? (Однокоренные, родственные)
– Какие слова называем однокоренными?
– А сейчас, проверим, как вы научились определять однокоренные слова.
Игра «Будь внимателен». У вас у каждого есть карточки со словами. Найдите лишнее слово и подчеркните его.
- Белка, беленький, белить.
- Водяной, вода, водить.
- Лист, лиса, лисенок.
- Лось, лоскут, лосенок.
- Горный, горка, городок.
- Пёс, песочный, песок.
- Моряки, морской, моржи.
- Корень, корневой, коржи.
– Проверка (у учителя карточки с подчеркнутыми словами)
белка
беленький
белить
водяной
вода
водить
лист
лиса
лисёнок
лось
лоскут
лосенок
горный
горка
городок
пёс
песочный
песок
моряки
морской
моржи
корень
корневой
коржи
IV. Работа над безударными гласными в корне слова. Составление алгоритма проверки безударных гласных в корне слова.
– Продолжим разговор о птицах. Скажите, чем покрыто тело птиц? (Перьями)
– Как ещё называют птиц? (Пернатые)
– Прочитайте следующую группу слов:
Перо, пернатые, первый, оперение.
Можем ли утверждать, что все эти слова однокоренные? (Нет)
– Какое слово лишнее? Почему? (Слово первый другого значения) (слово стереть)
– Запишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение.
– Проверяем. Падает ли ударение на гласную в корне слова? (Нет)
– Значит, какие гласные в корне? (Безударные)
– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Правило)
– Подберите проверочное слово к записанным словам. (Перья)
– Для какого слова это слово будет формой слова? (Перо)
Сделаем вывод (по ходу работы на доске составляется схема-алгоритм)
– Какие бывают гласные? (ударные и безударные)
– В каком положении написание гласного звука вызывает сомнение? (в безударном)
– Какие гласные в безударных слогах нужно проверять? (а, о, и, е, я)
– Как проверить написание безударного гласного звука? (изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)
Физкультминутка.
V. Закрепление изученного материала.
– Пока отдыхали, к нам прилетела СОРОКА.
– Послушайте задание, которое приготовила для нас сорока (магнитофонная запись):
– Здравствуйте, ребята!
Я сорока-белобока
По белу свету полетала,
Слов немало нахватала,
А пока хвостом виляла,
Буквы где-то растеряла.
Вы слова скорей возьмите,
Да и правильно их напишите.
(Слова – карточки на хвосте сороки)
– Ну, что ж, берем слова, которые на хвосте сороки, смотрим, какие буквы растеряла сорока и доказываем правильность их написания. Записываем с проверочными словами.
Н_сут, гр_чи, к_рмушка, кр_чит.
– Сорока принесла карточки для каждого из вас. Они у вас на столах. Будем работать в парах.
Работа в парах.
Карточка 1 варианта
Карточка 2 варианта
передняя сторона карточки
задняя сторона карточки
передняя сторона карточки
задняя сторона карточки
д.ньки
с.сна
п.щит
н.чует
с.довый
пт.нец
л.тит
тр.ва
.е
.о
.и
.о
.а
.е
.е
.а
ч.рвяк
цв.тёт
п.ёт
з.лёный
з.рно
д.мишко
гн.здо
св.стеть
.е
.е
.о
.е
.е
.о
.е
.и
- Дети поворачиваются друг к другу.
- Дети 1варианта берут свою карточку со словами, показывают оборотную сторону карточки соседу, вставляют в отверстие, где пропущена буква, ручку и устно объясняют, какая пропущена безударная гласная.
- Дети 2 варианта проверяют правильность ответа по гласным на оборотной стороне карточки.
Самостоятельная работа.
– Встаньте те, кто допустил ошибки. Будем работать сейчас самостоятельно следующим образом:
I. У кого ошибки – индивидуальные карточки:
Индивидуальная карточка
Вставь пропущенные буквы, выдели корень.
- Бег – б…гуны, б…гущий.
- Варит – в…ренье, в…рёный.
- Море – м…ряк, м…рской.
- Волны – в…лнушки, в…лнистый
- Мир – м…рить, м…риться.
II. Остальные – стр. 77, №32. (2 часть учебника)
Проверка №32 (берется одна тетрадь на проверку по ДОКУМЕНТ-КАМЕРЕ)
VI. Повторение пройденного материала.
– Много сегодня говорили о птицах. Составим из слов предложение:
В, р…дные, птицы, сп…шат, кр…я.
– Запишите предложение.
– Объясните правописание пропущенных букв.
– Подчеркните главные члены предложения.
Проверка.
– Прочитайте словосочетания на доске:
- Ранняя в…сна
- Теплые д…ньки
- Быстро б…гут
- Звонко п…ют
- Следы зв…риные
- Песни сол…вьиные
– Постарайтесь запомнить слова с пропущенными буквами за 1 минуту. (вторые слова закрываются)
– Ориентируясь на первое слово, напишите второе слово каждого словосочетания.
– Проверяем, какие слова записали. Объясните правописание пропущенных букв.
VII. Творческая работа.
– Говоря о каком времени года, мы можем употребить данные словосочетания. (О весне) Придумайте и запишите свои предложения о весне. Можно использовать данные словосочетания.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке? (писать слова с безударными гласными)
– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Правило)
IX. Д/з:
стр. 79 №34