Тема урока: Однокоренные слова
Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»
Организационный
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
Словарно-орфографическая работа.
На доске написаны слова
З…рно - _______________ к…льцо - ___________________
Д…ла - ________________ тр…ва - ____________________
Пл…та -________________ к…ты - ____________________
Зв…зда - _______________ в…да - ____________________ – Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?
– Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? (Написание нужно запомнить.)
Минутка чистописания.
Вы отлично поработали. Какое слово получилось? Запишите его. (Корень.)
– Назовите грамматические признаки слова корень.
– Что такое корень?
– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.)
Работа над темой
Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
– Что мы называем корнем слова?
-О чем будем говорить сегодня на уроке?
Запись на доске:
Гора, горит, горняк, пригорок.
Вода, водяной, водитель, водный.
Лето, летать, полёт, лётчик.
Смех, смешить, смешать, смешинка.
Какие из перечисленных слов являются однокоренными? Какое слово слишнее?
Коллективное выполнение упражнения.
– Назовите и выпишите однокоренные слова.
Папа ёж бодил по лесу
И набрал дровишек.
Мать Ежиха варит суп,
чтоб кормить детишек.
А ежатам в школу надо,
учат азбуку ребята.
– Почему вы так считаете?
– К какой части речи относится каждое слово?
– Выделите корень в словах.
(корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково)
Первичное закрепление нового материала
На листах Игра «Напиши корень».
Запиши только корни данной группы однокоренных слов.
Наварить, отвар, варенье: образец: – вар -,
Постарел, старик, старость: -.-
Приносить, поднос, носилки: -.-
Зародился, родина, порода, родной: -.-
Лётчик, улетел, полёт, перелётный: -.-
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и
стрижонком.
Разбежались кто куда,
Приведи-ка их сюда!
Психофизическая тренировка
Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.
Гимнастика для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг
Самопроверка
Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.
У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.
Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.
Подведение итогов
Игра «Суета».
Больной, больница, большой.
Путь, дорога, путник.
Вода, река, водяной.
Часовщик, час, часть.
Работа с использованием локальной сети.
Этап разъяснения домашнего задания
Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах.
Л…ска, л…сонька, л…са!
Ты в каких живешь лесах?
Л…сий хвост замел следы.
Где л…сичка? Видел ты?
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!