Урок русского языка по теме "Размышляем о словах. Что в слове главное?"
Урок русского языка по теме "Размышляем о словах. Что в слове главное?"
Урок русского языка во 2 классе по программе "Гармония". Цель урока показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова).
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Технология: личностно-ориентированная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Размышляем о словах. Что в слове главное?" »
Русский язык
2 класс ("Гармония") Тема: Размышляем о словах. Что в слове главное?
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Технология: личностно-ориентированная.
Цель: показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова).
Задачи:
развивать орфографическую зоркость, умение употреблять слова в правильном значении, монологическую речь учащихся;
воспитывать умение внимательно относиться к лексическому значению слова, работать в парах, коллективе.
Оборудование: мультимедиа установка, толковый словарь русского языка С. Ожегова.
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: к уроку готов наш класс,
Мы начнем урок сейчас!
- Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость от общения.
- Сегодня на уроке вы будете исследователями, а кто такой исследователь? (Исследователи — лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний)
.- А девиз нашего урока вы можете прочитать на доске. Ой, ребята, он рассыпался, давайте соберём предложение и узнаем девиз нашего урока.
Ужасно интересно все то, что неизвестно!
- К чему призывает девиз? (открывать новые знания)
-Что пригодится нам для открытия новых знаний? (внимательность, активность, умение слушать)
- Мы закончили изучение темы «Хочу сказать больше». Теперь мы знаем, какой бывает речь: Составление кластера
Дети дополняют, сопровождая свой ответ показом схемы, вывешенной на доске.
У. Как мы используем в речи слова, предложения? Для чего создаем текст? Ответьте на эти вопросы, поработав в парах.
Если в речи нужно назвать что-то, мы используем _____________. Если хотим выразить мысль, нам нужно построить _____________. Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаем _______________.
2. Введение в тему. Актуализация знаний.
- Как вы думаете, что важнее в речи, предложение, слово или текст?
Дети обсуждают варианты ответов.
- На перемене я услышала спор. Хочу попросить вас разобраться и помочь нашим спорщикам понять, кто из них главнее для человека.
(Выходят дети, на голове у них шапочки со словами: текст, предложение, слово)
Текст: “Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль”.
Предложение: “Но ты состоишь из предложений –значит, я главнее”
Учитель: “А слово не стало спорить. Оно решило, что каждый школьник сумеет постоять за него.
– Так кто же главнее для человека? (Главное для человека слово, т. к. без слов не будет ни текста, ни предложений. Для человека нужны и слова, и предложения, и текст, чтобы выражать свои мысли.)
Слово: “Выяснять кто же из нас главнее и нужнее человеку – только время тратить. Есть другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять
Постановка темы и целей урока
- Что предлагает сделать слово? (поразмышлять)
У. И мы спорить не будем, тем более, что есть другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. Как понимаете слово – «поразмышляем»? Д. Размышлять – значит думать, мыслить.
Откройте учебники на с.4 и прочитайте о чём будем размышлять
Тема нашего урока - исследования «Что в слове главное ?»
Какую цель исследования поставим? (понять, что в слове главное) Карточку вывешивает ученик-слово.
- Перед началом исследования предлагаю вам поиграть в игру «Пойми меня»
- Я даю толкование слова, а вам надо по его значению отгадать слово и записать в тетради.
Запишите с красной строки
Этот овощ называют томат. (помидор)
Огородное растение с продолговатым зелёным плодом. (огурец)
Тёмно-голубой цветок, растущий на лугах и полях. (василёк)
(На доске записаны слова с окошками). К доске пойдёт Ваня вставит пропущенные буквы, поставит ударение и подчеркнёт орфограммы.
- Проверьте слова иподчеркните соединения букв, которые получились красиво, а которые не получились, напишите с новой строки ещё раз. (минутка чистописания)
Возьмите сигналы и покажите, как вы справились с этим заданием.
- Начинаем исследование.
Прочитайте задание в учебнике с.4 №275.
В четверг Мряка нашла 6 пусиков.
У. Поняли что–нибудь? Почему? Д. Непонятные слова.
- А что говорит Антон? У. Прочитайте задание к упр. - Попробуем сделать это предложение понятным.
- Что для этого надо сделать? (заменить слова)
- Что может обозначать слово Мряка?
- Почему имя девочки?
- Что она могла найти?
- Какое предложение получилось?
- Запишем это предложение в тетради.
«В четверг Маша нашла шесть грибов». Запись с объяснением «опасных мест», один ученик у доски.
У. Почему предложение стало понятным? Д. Слова понятны, ясно, что они обозначают.
ВЫВОД ИССЛЕДОВАНИЯ: Чтобы понять предложение, надо знать значение слов. - Сравним наш вывод с выводом учебника стр.5.
Физминутка:
- Отдохнём. Встаньте, поиграем. Я буду называть слово, если оно имеет значение, вы приседаете, если смысла нет, стоите на месте.
- Молодцы. Умеете отличать слова. - А как вы их узнавали?
- А сейчас я предлагаю ещё раз вернуться к правилу, с. 5. - Прочитайте последнее предложение. - Хочу обратить ваше внимание на слово «часто». - Как вы думаете, почему именно это слово использовали авторы? (Не всегда). - Да, бывают исключения из правил. Понаблюдаем за словами.
Наше исследование продолжается. - Посмотрите в учебнике задание №276.
Прочитать предложения.
Первой ко мне (на) день рождения пришла роза.
(У) дверей лежит шарик и громко лает.
– Почему они вызывают смех?
- Почему произошла путаница? - Какая ошибка допущена? - Почему нельзя допускать при письме таких ошибок? (смысл слова меняется)
Вывод исследования: - От чего зависит написание слова? Написание слова зависит часто от его значения.(написание значение)
- Запишите предложения, по вариантам, чтобы они перестали быть смешными. (2 у доски)
Работа со словарём.
- Где можно узнать точное значение слова? - Словарей толковых много. Есть большие (С. Ожегова), маленькие (у нас в учебнике).
У. Прочитайте слова. (замок - замок)
Подумайте, можете ли вы доказать, что в паре записаны разные слова? Догадайтесь каким условным значком это доказать. (ударением)
- Что происходит со словами в русском языке, если неправильно поставить ударение? - Какой вывод исследования сделаем: от чего еще зависит значение, смысл слова? (Значение слова зависит от ударения. (Значение ударение)
Понаблюдаем за словами.
Откройте ТПО на с.3 упр.277. Прочитайте слова в парах.
Что можете сказать об этих словах?
Что надо сделать, чтобы эти слова стали разными? (поставить ударение)
Поставьте ударение.
У. Вам понятно значение всех слов?
– Значения каких слов не понятны? (Работа с толковым словарем учебника, с толковым словарем В.И. Даля)
У.В ходе исследования мы с вами еще раз убедились в том, что главное в слове – это его значение. Иногда от значения зависит произношение слова.
- Подведём итог нашего исследования.
Ну, исследователи какую ещё тайну вы открыли? Что в слове главное?
На экране: тайна нашего языка…
- На следующем уроке мы продолжим работу над словом и узнаем, что ещё может зависеть от значения слова.
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь
словарём. Составить предложение с одним из слов
Рефлексия.
У вас на столах лежат листы «Мои успехи на уроке» оцените свою работу. Поставьте галочку в том окошке, где вы считаете высказывание верным.
Приложение к уроку
РЕЧЬ
УЖАСНО
ИНТЕРЕСНО
ВСЁ ТО,
ЧТО
НЕИЗВЕСТНО!
ТЕКСТ
СЛОВО
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.
Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.
Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.
Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.
Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.
Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.
Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.
Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.
Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.
Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.
Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.
Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.
Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.
Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.
Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.
Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.
Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.
Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.
«Узелки на память»
Главное в слове его _________________________________.
Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.
Значение слова зависит от____________________________.
Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.
* Составь предложение с этим словом.
«Узелки на память»
Главное в слове его _________________________________.
Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.
Значение слова зависит от____________________________.
Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.
* Составь предложение с этим словом.
«Узелки на память»
Главное в слове его _________________________________.
Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.
Значение слова зависит от____________________________.
Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.
* Составь предложение с этим словом.
«Узелки на память»
Главное в слове его _________________________________.
Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.
Значение слова зависит от____________________________.
Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.
* Составь предложение с этим словом.
Мои успехи на уроке
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно
У меня остались пробелы в знаниях
Мои успехи на уроке
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно
У меня остались пробелы в знаниях
РЕЧЬ
УСТНАЯ
ПИСЬМЕННАЯ
ЗВУКИ
БУКВЫ
ТЕКСТ
СЛОВО
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ЦЕЛЬ.ПОНЯТЬ, ЧТО В СЛОВЕ ГЛАВНОЕ.
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь
словарём. Составить предложение с одним из слов
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь
словарём. Составить предложение с одним из слов
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь
словарём. Составить предложение с одним из слов
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь
словарём. Составить предложение с одним из слов
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь
словарём. Составить предложение с одним из слов
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь
словарём. Составить предложение с одним из слов
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь