kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Размышляем о словах. Что в слове главное?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе по программе "Гармония". Цель урока показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова).

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Технология: личностно-ориентированная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Размышляем о словах. Что в слове главное?" »

Русский язык

2 класс ("Гармония") Тема: Размышляем о словах. Что в слове главное?

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Технология: личностно-ориентированная.

Цель: показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова).

Задачи:

  • развивать орфографическую зоркость, умение употреблять слова в правильном значении, монологическую речь учащихся;

  • воспитывать умение внимательно относиться к лексическому значению слова, работать в парах, коллективе.

Оборудование: мультимедиа установка, толковый словарь русского языка С. Ожегова.

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: к уроку готов наш класс,

Мы начнем урок сейчас!



- Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость от общения.

- Сегодня на уроке вы будете исследователями, а кто такой исследователь? (Исследователи — лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний)

.- А девиз нашего урока вы можете прочитать на доске. Ой, ребята, он рассыпался, давайте соберём предложение и узнаем девиз нашего урока.

Ужасно интересно все то, что неизвестно!

- К чему призывает девиз? (открывать новые знания)

-Что пригодится нам для открытия новых знаний? (внимательность, активность, умение слушать)

б) - Откройте тетради. Запишите: число, классная работа.



- Мы закончили изучение темы «Хочу сказать больше».
Теперь мы знаем, какой бывает речь: Составление кластера

Дети дополняют, сопровождая свой ответ показом схемы, вывешенной на доске.




У. Как мы используем в речи слова, предложения? Для чего создаем текст?
Ответьте на эти вопросы, поработав в парах.


 Если в речи нужно назвать что-то, мы используем _____________.
 Если хотим выразить мысль, нам нужно построить _____________.
 Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаем _______________.







2. Введение в тему. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, что важнее в речи, предложение, слово или текст?

Дети обсуждают варианты ответов.

- На перемене я услышала спор. Хочу попросить вас разобраться и помочь нашим спорщикам понять, кто из них главнее для человека.

(Выходят дети, на голове у них шапочки со словами: текст, предложение, слово)

Текст: “Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль”.

Предложение: “Но ты состоишь из предложений –значит, я главнее”

Учитель: “А слово не стало спорить. Оно решило, что каждый школьник сумеет постоять за него.

– Так кто же главнее для человека? (Главное для человека слово, т. к. без слов не будет ни текста, ни предложений. Для человека нужны и слова, и предложения, и текст, чтобы выражать свои мысли.)

Слово: “Выяснять кто же из нас главнее и нужнее человеку – только время тратить. Есть другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять

Постановка темы и целей урока

- Что предлагает сделать слово? (поразмышлять)

У. И мы спорить не будем, тем более, что есть другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. Как понимаете слово – «поразмышляем»?
Д. Размышлять – значит думать, мыслить.

Откройте учебники на с.4 и прочитайте о чём будем размышлять

Тема нашего урока - исследования «Что в слове главное ?»

Какую цель исследования поставим? (понять, что в слове главное)
Карточку вывешивает ученик-слово.

- Перед началом исследования предлагаю вам поиграть в игру «Пойми меня»

- Я даю толкование слова, а вам надо по его значению отгадать слово и записать в тетради.

Запишите с красной строки

  • Этот овощ называют томат. (помидор)

  • Огородное растение с продолговатым зелёным плодом. (огурец)

  • Тёмно-голубой цветок, растущий на лугах и полях. (василёк)

(На доске записаны слова с окошками). К доске пойдёт Ваня вставит пропущенные буквы, поставит ударение и подчеркнёт орфограммы.

- Проверьте слова и подчеркните соединения букв, которые получились красиво, а которые не получились, напишите с новой строки ещё раз. (минутка чистописания)

Возьмите сигналы и покажите, как вы справились с этим заданием.

- Начинаем исследование.

Прочитайте задание в учебнике с.4 №275.

В четверг Мряка нашла 6 пусиков.

У. Поняли что–нибудь? Почему?
Д. Непонятные слова.

- А что говорит Антон?
У. Прочитайте задание к упр.
- Попробуем сделать это предложение понятным.

- Что для этого надо сделать? (заменить слова)

- Что может обозначать слово Мряка?

- Почему имя девочки?

- Что она могла найти?

- Какое предложение получилось?

- Запишем это предложение в тетради.

«В четверг Маша нашла шесть грибов».
Запись с объяснением «опасных мест», один ученик у доски.

У. Почему предложение стало понятным?
Д. Слова понятны, ясно, что они обозначают.

ВЫВОД ИССЛЕДОВАНИЯ: Чтобы понять предложение, надо знать значение слов.
- Сравним наш вывод с выводом учебника стр.5.

Физминутка:

- Отдохнём. Встаньте, поиграем.
Я буду называть слово, если оно имеет значение, вы приседаете, если смысла нет, стоите на месте.

Коф, рот, доска, мялка, махать, чёрный, болка, плим, рисунок, внимательные.

- Молодцы. Умеете отличать слова.
- А как вы их узнавали?

- А сейчас я предлагаю ещё раз вернуться к правилу, с. 5.
- Прочитайте последнее предложение.
- Хочу обратить ваше внимание на слово «часто».
- Как вы думаете, почему именно это слово использовали авторы? (Не всегда).
- Да, бывают исключения из правил. Понаблюдаем за словами.

Наше исследование продолжается. - Посмотрите в учебнике задание №276.

Прочитать предложения.

Первой ко мне (на) день рождения пришла роза.

(У) дверей лежит шарик и громко лает.


– Почему они вызывают смех?

- Почему произошла путаница?
- Какая ошибка допущена?
- Почему нельзя допускать при письме таких ошибок? (смысл слова меняется)


Вывод исследования: - От чего зависит написание слова? Написание слова зависит часто от его значения.(написание значение)


- Запишите предложения, по вариантам, чтобы они перестали быть смешными. (2 у доски)

Работа со словарём.

- Где можно узнать точное значение слова?
- Словарей толковых много. Есть большие (С. Ожегова), маленькие (у нас в
учебнике).

У. Прочитайте слова. (замок - замок)

Подумайте, можете ли вы доказать, что в паре записаны разные слова? Догадайтесь каким условным значком это доказать. (ударением)

- Что происходит со словами в русском языке, если неправильно поставить ударение?
- Какой вывод исследования сделаем: от чего еще зависит значение, смысл слова? (Значение слова зависит от ударения. (Значение ударение)

Понаблюдаем за словами.

Откройте ТПО на с.3 упр.277. Прочитайте слова в парах.

Что можете сказать об этих словах?

Что надо сделать, чтобы эти слова стали разными? (поставить ударение)

Поставьте ударение.


У. Вам понятно значение всех слов?

– Значения каких слов не понятны? (Работа с толковым словарем учебника, с толковым словарем В.И. Даля)

У.В ходе исследования мы с вами еще раз убедились в том, что главное в слове – это его значение. Иногда от значения зависит произношение слова.

- Подведём итог нашего исследования.

Ну, исследователи какую ещё тайну вы открыли? Что в слове главное?

На экране: тайна нашего языка…

- На следующем уроке мы продолжим работу над словом и узнаем, что
ещё может зависеть от значения слова.



Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

- решить орфографические задачи,

- подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов



Рефлексия.

У вас на столах лежат листы «Мои успехи на уроке» оцените свою работу. Поставьте галочку в том окошке, где вы считаете высказывание верным.



Приложение к уроку

























РЕЧЬ



























































УЖАСНО



ИНТЕРЕСНО



ВСЁ ТО,





ЧТО



НЕИЗВЕСТНО!



ТЕКСТ



СЛОВО



ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.



Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.



Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.





Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.





Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.



Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.

«Узелки на память»

    1. Главное в слове его _________________________________.

    2. Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.

    3. Значение слова зависит от____________________________.

    4. Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.

* Составь предложение с этим словом.



«Узелки на память»

    1. Главное в слове его _________________________________.

    2. Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.

    3. Значение слова зависит от____________________________.

    4. Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.

* Составь предложение с этим словом.

«Узелки на память»

    1. Главное в слове его _________________________________.

    2. Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.

    3. Значение слова зависит от____________________________.

    4. Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.

* Составь предложение с этим словом.



«Узелки на память»

    1. Главное в слове его _________________________________.

    2. Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.

    3. Значение слова зависит от____________________________.

    4. Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.

* Составь предложение с этим словом.



Мои успехи на уроке



Мне понравилось работать на уроке.



Мне было трудно



У меня остались пробелы в знаниях





Мои успехи на уроке



Мне понравилось работать на уроке.



Мне было трудно



У меня остались пробелы в знаниях















РЕЧЬ

УСТНАЯ

ПИСЬМЕННАЯ

ЗВУКИ

БУКВЫ

ТЕКСТ

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ







ЦЕЛЬ. ПОНЯТЬ, ЧТО В СЛОВЕ ГЛАВНОЕ.

Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

- решить орфографические задачи,

- подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов



Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

- решить орфографические задачи,

- подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов



Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

- решить орфографические задачи,

- подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов



Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

- решить орфографические задачи,

- подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов



Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

- решить орфографические задачи,

- подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов



Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

- решить орфографические задачи,

- подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов



Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

- решить орфографические задачи,

- подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме "Размышляем о словах. Что в слове главное?"

Автор: Диченская Ирина Николаевна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232431

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Межпредметные связи на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417020009"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Русский язык: преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено "
    ["seo_title"] => string(104) "russkii-iazyk-prieiemstviennost-pri-pieriekhodie-uchashchikhsia-iz-nachal-noi-shkoly-v-sriednieie-zvieno"
    ["file_id"] => string(6) "177421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424631259"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока русского языка на тему: " Правописание существительных на - ия, -ие, -ий". 5 класс "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-sushchiestvitiel-nykh-na-iia-iie-ii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "221319"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435184928"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Разговор о значении слова.( Что в слове главное?) "
    ["seo_title"] => string(52) "razghovor-o-znachienii-slova-chto-v-slovie-ghlavnoie"
    ["file_id"] => string(6) "167114"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423051396"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства