На уроке учащиеся знакомятся со способами выражения обращения, правилами выделения обращений на письме. Учителем уделено внимание этикетным формам обращения и различиям употребления обращений в русском и казахском языках. Учащимся предлагаются различные виды заданий частично поискового характера, творческие задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Обращение" »
Учитель: Даулбаева Г.Т.
Класс: 8 «Б»
Предмет: русский язык.
Тема: «Обращение».
Урок № 71
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: изучить понятие «обращение».
Задачи:
обучающие: ознакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
2) развивающие: развивать устную речь учащихся, творческую, речевую и мыслительную активность.
Методы работы: индуктивные, дедуктивные, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Средства обеспечения: слайдовая презентация,открытки, видеофильм, рабочие листы, ноутбуки, оценочные листы.
Структура урока:
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
III.Изучение нового материала.
IY. Закрепление изученного материала.
Y. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.
YI. Рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Слайд№1
Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Для того, чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо разгадать загадку.
Слайд №2
Этим словом называется
Тот, к кому мы обращаемся,
И, без всякого сомнения,
Это слово — ... (обращение)
Слайд №3
Таким образом, тема урока «Обращение». Перед вами лежат Рабочие листы. Запишите тему урока.
Слайд №4
Эпиграф к нашему уроку вы должны расшифровать. «ижакс енм, и я удубаз. Ижакоп енм, и тежом, ьтыб, я юнмопаз.Йаледс янем мокинтсачуос, и я умйоп.
Слайд №5
Ответ: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму». (Китайская пословица)
II. Актуализация знаний.
Слайд №6
Прежде чем начать урок, мне бы хотелось узнать, что вы знаете об обращении, что хотите узнать.
Слайд №7.
Что вы знаете об обращении?Что такое обращение?
III.Изучение нового материала.
По мере изучения новой темы вы должны составить кластер «Обращение»
1. Анализ предложений: Слайд №8
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной ...
(А. Пушкин)
Пройдет любовь, настанет скука,
Красавица полюбит вновь.
(«Кавказский пленник» А.Пушкин)
В каком предложении слово красавица играет синтаксическую роль?
А в каком слово синтаксически не связано с другими членами предложения? Чем еще они отличаются друг от друга? Какой можно сделать вывод?
2. Чем выражается обращение? Слайд №9
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
(«В поле чистом серебрится»)
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
(«К морю»)
(Чаще всего бывает выражено именем существительным)
Слайд №10
Восстань, боязливый:
В пещере твоей
Святая лампада
До утра горит.
(«Подражания Корану»)
(В роли обращения может выступать и имя прилагательное)
Слайд №11
Провожающие, выйдите из вагона.
(Реже в роли обращения может быть причастие:
Эй, кто-нибудь!
Эй, ты, иди сюда!
(Обращение может быть также выражено местоимением-существительным)
Можно ли так обращаться к человеку?
Нет. Предложение с обращением, выраженным одиночным местоимением, несет экспрессию грубости или фамильярности.
Сделаем вывод: Обращение бывает выражено именем существительным, именем прилагательным, причастием, местоимением.
3. А теперь давайте подумаем, что может служить обращениями? А для этого проанализируем следующие предложения с обращениями:
Слайд №12
Вася, куда же ты спрятался?
(Собственные имена людей)
Сынуля, помоги мне, пожалуйста.
(названия лиц по степени родства)
Слайд №13
Граждане! Все на выборы!
Уважаемые пассажиры! Скорый поезд «Алматы» - «Петропавловск» прибывает на второй путь.
Доктор, я чувствую недомогание.
Господин полковник, разрешите обратиться!
Совещание, уважаемые коллеги, начнется через двадцать минут!
Тебя ль я вижу, милый друг?
Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
Отпусти меня, родная, на простор широкий!
(по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию, по возрастному признаку, по взаимоотношениям людей и т. д.)
Слайд №14
Лети вперёд, мой конь!
До свидания, до свидания, журавли!
(названия или клички животных или птиц)
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!
(названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетворяемых)
Слайд №15
Цвети, мой Казахстан!
Синие горы Кавказа, приветствую вас.
(географические наименования)
4. Анализ следующих предложений поможет нам определить состав обращений.
Слайд №16
В разведку меня, дяденька, будут брать?
Чего же, сероглазая, ты смеёшься?
Страна родная, как ты хороша!
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный
(обращения могут быть нераспространённым и распространенными)
5. Определим падеж обращений. - Именительный.
Слайд №17
Но вот в этих строках Пушкина обращение не стоит в именительном.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» (Кто? Именительный – старик, но не старче)
Что за форма слова старче? С какой интонацией произносится обращение? Слайд №18 Давайте вспомним, с какой интонацией мы произносим обращения? (Звательной). И падеж называется звательным. Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался – звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез.
Слайд №19
6. Обращение не только называет того, к кому обращаемся с речью, но и выражает отношение говорящего к нему.
Эмоционально-экспрессивные обращения.
Как хорошо ты все сделала, умницамоя!
Сыночек, пора собираться в школу.
Дай мне другую чашку, бестолочь!
Эх, садовая голова, куда ты смотрел!
Слайд №20
7. В разговорной речи возможны усеченные формы типа:
Саш, Коль, мам, пап. Иногда такое обращение может быть акцентировано с помощью повтора с усилительной частицей а:
Мам, а мам, я пошел в библиотеку.
Вань, а Вань, давай вместе почитаем о Пушкине.
Оль, а ты умеешь сочинять стихи?
Слайд №21
8. Обратите внимание на этикетные обращения
Обращение к незнакомым людям
Он
Мальчик! Молодой человек! Парень! Парнишка!Товарищ!Гражданин!Дядя! Дедушка! Сын!Сынок!Приятель!Друг!Земляк! Мужчина!
Человека зовут Павел Иванович Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед, милиционер, врач и т.д.?
Слайд №30
4. Подпишите открытки, передавая различные оттенки отношения к адресату.
Слайд №31
5. Укажите номера предложений с обращениями (знаки препинания не расставлены)
1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.
2. Я вернусь к тебе мой край родной.
3. С чего начинается Родина?
4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.
6. Любимый город может спать спокойно.
7. Утоли мою жажду каплей росы.
8. Жизнь моя ничуть не стала тише…
9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.
10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!
Слайд №32
6. Проблемная ситуация.
1 группа. Как бы вы обратились к незнакомому человеку с просьбой указать дорогу на стадион «Астана арена»?
2 группа. Как бы вы обратились к незнакомому человеку с просьбой сказать счет футбольного матча «Окжетпес» - «Локомотив»?
Слайд №33
7. «Озвучка». Озвучить, фрагмент мультфильма, используя предложения с
«Балдауреновский Олимп» собрал юных спортсменов, будущих чемпионов, тех
мальчишек и девчонок, которые любят спорт. Поэтому предлагаю вам
посмотреть фрагмент известного мультфильма и озвучить его, используя
предложения с обращениями.
Слайд №34
Y. Подведение итогов урока.
В начале урока, вы говорили, что вы знаете об обращении, и что хотите узнать. Что вы узнали? Какая информация является значимой для жизни? И еще мне хотелось бы вернуться к эпиграфу урока.
Слайд №35
Как вы думаете, соответствует он содержанию нашего урока?