kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык. Антонимы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. Тема "Антонимы". Материал знакомит обучающихся со словами с противоположным значением "антонимы". учит  использовать их в своей речи, находить в предложении, в тексте, группировать по общему смысловому признаку. Учить подбирать к словам антонимы. Разгадывать ребусы, составлять предложения, пословицы. В итоге умение досказать словечко, используя антонимы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Антонимы. »

5 класс.

Тема «Антонимы».

Тип: комбинированный урок.

Цель деятельности учителя: 1) Повторить и систематизировать понятие «лексическое значение слова», 2) Познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», 3) Научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные: знать понятие «антонимы», роль использования антонимов в речи; уметь находить антонимы в предложениях, группировать антонимы по общему смысловому признаку, использовать антонимы в речи.

  2. Метапредметные: уметь находить , преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

  3. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы образования: наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Организационная структура урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Всё ль на месте? Всё в порядке?

Учебник Ладыженской и тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?



  1. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте сыграем в игру «Угадай слово».

- Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь:



  1. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. (айсберг)

  2. Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках. (жюри)

  3. Запас слов и выражений человека. (лексикон)

  4. Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова. (кроссворд)

  5. Памятный подарок. (сувенир)

  6. Совокупность графических знаков буквенной системы письма. (алфавит)

  7. Красная строка, отступ вправо в начале строки. (абзац)

  8. Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных станциях. (вокзал)

  9. Светло-фиолетовый, цвет сирени или фиалки. (лиловый)

  10. Раздел науки о языке, который изучает звуки речи. (фонетика)

Самопроверка.



  1. Постановка учебных задач.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.



- Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, будьте внимательны!

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное ………………



- А для чего служат слова, что они обозначают?

- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?

- Какие группы слов в языке вам известны?



- Послушайте мою загадку:

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг. (дятел)



- Правильно, тема нашего урока – АНТОНИМЫ.

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель. Что предстоит нам сегодня узнать?

- Правильно, сегодня мы должны поговорить о роли антонимов в нашей речи, повторить изученное об антонимах, научиться подбирать антонимы к словам и находить их в тексте.



  1. Открытие новых знаний.

- Ребята, что вы знаете об антонимах?

- А теперь обратимся к учебнику. (§69)

- Уточним наши знания.

- Читаем определение.

- Ребята, а вы что-то узнали новое?

- Но при выборе антонимов необходимо учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (например, низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок).



  1. Первичное закрепление.

а) Работа в парах.

«Собери пословицы».

Задание: Найди в них антонимы, выпиши их в тетрадь.

1. Корень ученья горек, а левой разрушает.

2. Ученье свет, голодного не разумеет.

3. Мягко стелет, а больше делай.

4. За маленьким погнался, тому надо мало спать.

5. Меньше говори, а неученье – тьма.

6. Сытый да плод его сладок.

7. Правой рукой строит, а большое потерял.

8. Кто хочет много знать, да жестко спать.



- Как вы понимаете смысл последней пословицы?

- Итак, часто в пословицах используются антонимы, с какой целью?



б) Упражнение №361.



- Итак, а зачем используются в баснях антонимы?



  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа с текстом:

Летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо ясное, высокое. Чудесная пора!

- О каком времени года говорится в тексте?

- Какие слова говорят, что это лето?



Задание: Подберите к этим словам противоположные по значению слова и запишите новый текст. (Работа в малых группах)

- Прочитайте, что у вас получилось.

- О каком времени года говорится в вашем тексте?



  1. Включение в систему знаний и повторение.

- А теперь пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь ……….

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь ……….

Скажу я слово потерял,

А ты кричи скорей ……….

Скажу тебе с укором: трус,

Ты гордо скажешь: я ……….

Теперь начало я скажу,

А ты ответишь: нет, ……….



  1. Рефлексия.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Что нового узнали?

- Что для вас было трудно? (легко?)



- И закончить сегодняшний урок я хочу словами Ярослава Козловского:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.



Домашнее задание:

  1. Мини-сочинение о роли антонимов в речи.

  2. Выписать шесть пословиц на тему труда, подчеркнув в них антонимы.

  3. Упражнение №362.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский язык. Антонимы.

Автор: Абузьярова Ольга Владиславовна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159696

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "План-конспект по русскому языку "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(42) "plan-konspiekt-po-russkomu-iazyku-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "235370"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443695103"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект  урока  по  русскому  языку  "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekturokaporusskomuiazykuantonimy"
    ["file_id"] => string(6) "313637"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459515130"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок русского языка в 4 классе на тему: "Морфологический разбор глагола" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-morfologhichieskii-razbor-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "176700"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424454039"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тест по русскому языку " Синонимы и антонимы". "
    ["seo_title"] => string(44) "tiest-po-russkomu-iazyku-sinonimy-i-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "246793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1446458788"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства