Урок русского языка. Тема "Антонимы". Материал знакомит обучающихся со словами с противоположным значением "антонимы". учит использовать их в своей речи, находить в предложении, в тексте, группировать по общему смысловому признаку. Учить подбирать к словам антонимы. Разгадывать ребусы, составлять предложения, пословицы. В итоге умение досказать словечко, используя антонимы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Антонимы. »
5 класс.
Тема «Антонимы».
Тип: комбинированный урок.
Цель деятельности учителя: 1) Повторить и систематизировать понятие «лексическое значение слова», 2) Познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», 3) Научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать понятие «антонимы», роль использования антонимов в речи; уметь находить антонимы в предложениях, группировать антонимы по общему смысловому признаку, использовать антонимы в речи.
Метапредметные: уметь находить , преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы образования: наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Организационная структура урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок наш в срок.
Вы готовы начать урок?
Всё ль на месте? Всё в порядке?
Учебник Ладыженской и тетрадка?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
Актуализация знаний.
- Ребята, давайте сыграем в игру «Угадай слово».
- Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь:
Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. (айсберг)
Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках. (жюри)
Запас слов и выражений человека. (лексикон)
Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова. (кроссворд)
Памятный подарок. (сувенир)
Совокупность графических знаков буквенной системы письма. (алфавит)
Красная строка, отступ вправо в начале строки. (абзац)
Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных станциях. (вокзал)
Светло-фиолетовый, цвет сирени или фиалки. (лиловый)
Раздел науки о языке, который изучает звуки речи. (фонетика)
Самопроверка.
Постановка учебных задач.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
- Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, будьте внимательны!
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное ………………
- А для чего служат слова, что они обозначают?
- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?
- Какие группы слов в языке вам известны?
- Послушайте мою загадку:
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (дятел)
- Правильно, тема нашего урока – АНТОНИМЫ.
- Исходя из темы урока, сформулируйте цель. Что предстоит нам сегодня узнать?
- Правильно, сегодня мы должны поговорить о роли антонимов в нашей речи, повторить изученное об антонимах, научиться подбирать антонимы к словам и находить их в тексте.
Открытие новых знаний.
- Ребята, что вы знаете об антонимах?
- А теперь обратимся к учебнику. (§69)
- Уточним наши знания.
- Читаем определение.
- Ребята, а вы что-то узнали новое?
- Но при выборе антонимов необходимо учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (например, низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок).
Первичное закрепление.
а) Работа в парах.
«Собери пословицы».
Задание: Найди в них антонимы, выпиши их в тетрадь.
1. Корень ученья горек, а левой разрушает.
2. Ученье свет, голодного не разумеет.
3. Мягко стелет, а больше делай.
4. За маленьким погнался, тому надо мало спать.
5. Меньше говори, а неученье – тьма.
6. Сытый да плод его сладок.
7. Правой рукой строит, а большое потерял.
8. Кто хочет много знать, да жестко спать.
- Как вы понимаете смысл последней пословицы?
- Итак, часто в пословицах используются антонимы, с какой целью?
б) Упражнение №361.
- Итак, а зачем используются в баснях антонимы?
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа с текстом:
Летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо ясное, высокое. Чудесная пора!
- О каком времени года говорится в тексте?
- Какие слова говорят, что это лето?
Задание: Подберите к этим словам противоположные по значению слова и запишите новый текст. (Работа в малых группах)
- Прочитайте, что у вас получилось.
- О каком времени года говорится в вашем тексте?
Включение в систему знаний и повторение.
- А теперь пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь ……….
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь ……….
Скажу я слово потерял,
А ты кричи скорей ……….
Скажу тебе с укором: трус,
Ты гордо скажешь: я ……….
Теперь начало я скажу,
А ты ответишь: нет, ……….
Рефлексия.
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Что нового узнали?
- Что для вас было трудно? (легко?)
- И закончить сегодняшний урок я хочу словами Ярослава Козловского:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Домашнее задание:
Мини-сочинение о роли антонимов в речи.
Выписать шесть пословиц на тему труда, подчеркнув в них антонимы.