Мы второй год внедряем развивающую систему Эльконина- Давыдова.
Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия. Метапредметность рассматривается в данной программе как формирование средств и способов действий, понятий на всех без исключения предметах.
Освоение общего способа должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Развитие учебной деятельности организуется через специальную систему уроков. В основе формирования УУД типология уроков А.К. Дусавицкого. Структура данной системы, в рамках которой формируются учебные действия:
Мы представляем Вашему вниманию урок решения учебной частной задачи «Есть ли у слов родственники»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Мотивирование к учебной деятельности | Открывает единую коллекцию ЦОР. http://school-collection.edu.ru Послушайте разговор ребят: - Моя мама, очень умная, она имеет 2 высших образования – сказал мальчик. - А мой папа, самый сильный, он чемпион мира по боксу – гордо ответила девочка. - Моя бабушка – коллекционер, она собирает марки – ответил их собеседник. - А мой брат самый настоящий круглый отличник – воскликнула девочка! - Что делают дети? (они гордятся, рассказывают о своих родственниках, хвастаются) - Сам Самыч тоже слышал этот разговор и подумал, вот ХВАСТУНЫ! Он шел по лестнице и мурлыкал: ХВАСТУН, ХВАСТУН. Зашел в класс и записал это слово: ХВОСТУН. Подошел Алеша и написал: ХВАСТУН. А Маша записала ХВ_СТУН. - С кем из ребят вы согласны? Почему? | Слушают диалог героев. Ребята высказывают своё мнение. | Личностные: - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способу решения учебной задачи Коммуникативные: - развитие умения слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Комментарии. На данном этапе вводим ребёнка в учебную деятельность, обязательно создаём ситуацию успеха. Здесь появляется проблемный вопрос. |
2.Актуализация и фиксирование затруднения | На доске появляются слова хвастун, хвост, хвастаться. Учитель предлагает зафиксировать затруднение в виде схемы. | Дети фиксируют затруднение: | Познавательные: - Выявление места и причины затруднения. Регулятивные: - развитие умения прогнозировать. Коммуникативные: - учёт разных мнений и стремление координации различных позиций в сотрудничестве. |
Комментарии. Появляется ситуация разрыва. Эта ситуация фиксируется в виде схемы. |
3. Построение проекта выхода из затруднения (цель) | - Обсудите, пожалуйста, как можно проверить орфограмму в слабой позиции в слове хвастун. Любое ли слово годится для проверки? - Но ведь это не изменение слова хвастун, а другое слово. Как вы думаете, есть ли у слов, как у людей, родственники? Какова же цель нашего урока? Фиксирует цель на доске. | Дети работают в группах. Работая в группах, дети рассуждают и приходят к мнению, что можно проверить словом хвастаться. -Да. Но эти слова похожи по смыслу и у них есть общая часть. Дети высказывают разные противоречивые мнения. Узнать, есть ли родственники у слов по каким признакам их можно найти. | Познавательные: - развитие умений осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: - развитие умения приходить к общему решению в совместной деятельности, умение договариваться. |
Комментарии. Дети начинают рассуждать, почему герои так написали. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. |
4. Реализация построенного проекта. | Дети на нетбуки получают задание определить и промаркировать родственные слова: Шел я в лес, пришел в лесок. Вот растет лесной цветок. Предлагаю зафиксировать отношения между родственными словами в виде модели. Контролирует на главном компьютере. О чём рассказывает эта модель? Предлагаю для работы на нетбуках задание: Из диалога вставьте в схему родственные слова. - Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто? - А я – гусеница. Для какого слова окошка не хватает? Так давайте вернёмся к нашим трём словам: хвост, хвастаться и хвастун. Вставьте их тоже в схему. Какой мы можем сделать вывод. | Дети работают на нетбуках. Дети с помощью мышки «перетаскивают» слова в схему: Модель показывает, какое слово от какого образовано. Работают с диалогом. Вставляют в схему родственные слова, находят лишнее. Дети составляют схему из двух слов. Родственные слова образованы от одного слова и имеют общую часть. | Познавательные: Умение фиксировать информацию с помощью модели; Предметные: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Комментарии. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Предлагает для самостоятельной работы упражнение в учебнике (упр. 280). | Дети самостоятельно работают. Записывают только те пары слов, которые являются родственными. По завершении работы, сравнивают с образцом (образец выведен на экран), корректируют. | Предметные: - включение в систему знаний и повторение. Коммуникативные: - использование речи для регуляции своего действия. |
Комментарии. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | Акцентирует внимание обучающихся на цель урока. - Справились с поставленной целью? Предлагает оценить свою работу на уроке по шкале «трудно-легко», «интересно-скучно» В завершении работы предлагает составить синквейн. -Ребята, а в конце нашего урока попробуем составить пятистишие, которое имеет загадочное, таинственное название – СИНКВЕЙН 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание темы, обычно предмет. Давайте назовем то главное слово которого начался наш урок. (РОДСТВЕННИКИ) 2 строка – это два признака. А какие родственники? (выбираем 2 слова: БЛИЗКИЕ, ПОХОЖИЕ) 3 строка – три действия. Что делают родственники друг для друга (ПОМОГАЮТ, ДРУЖАТ, ОБЪЕДИНИЮТСЯ) 4 строка - давайте охарактеризуем родственные слова предложением из 5слов. (ВО ВСЕХ СЛОВАХ ОБЩАЯ ЧАСТЬ) 5 строка – Давайте назовем родственников другим словом (РОДНЯ, ПОМОЩНИК) Синквейн записываем на доске. - А теперь посмотрим что получилось. Зачитываем. | Дети рефлексируют, оценивают свою работу. Составляют синквейн, работая в группе. | Регулятивные: - развитие умения соотносить цель и результат своего действия, оценивать правильность выполнения адекватно. Познавательные: Развитие умения строить сообщения в устной и письменной речи, осуществлять синтез как составление целого из частей. |
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. |
Таким образом, мы попытались представить процесс моделирования общего способа выделения родственных слов.
Каждый этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Это способствует формированию регулятивных умений.