kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Есть ли у слов родственники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия. Метапредметность рассматривается в данной программе как формирование средств и способов действий, понятий на всех без исключения предметах.

Освоение общего способа должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».

Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Развитие учебной деятельности организуется через специальную систему уроков. В основе формирования УУД типология уроков А.К. Дусавицкого. Структура данной системы, в рамках которой формируются учебные действия:

  • урок постановки учебной задачи;
  • урок решения учебной частной задачи;
  • урок моделирования и преобразования модели;
  • урок решения частных задач с применением открытого способа;
  • урок контроля и оценки.

Мы представляем Вашему вниманию урок решения учебной частной задачи «Есть ли у слов родственники»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Есть ли у слов родственники" »

Мы второй год внедряем развивающую систему Эльконина- Давыдова.

Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия. Метапредметность рассматривается в данной программе как формирование средств и способов действий, понятий на всех без исключения предметах.

Освоение общего способа должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».

Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Развитие учебной деятельности организуется через специальную систему уроков. В основе формирования УУД типология уроков А.К. Дусавицкого. Структура данной системы, в рамках которой формируются учебные действия:

  • урок постановки учебной задачи;

  • урок решения учебной частной задачи;

  • урок моделирования и преобразования модели;

  • урок решения частных задач с применением открытого способа;

  • урок контроля и оценки.

Мы представляем Вашему вниманию урок решения учебной частной задачи «Есть ли у слов родственники»








Учебный предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок моделирования общего способа действия

Тема урока

Есть ли у слов родственники

Метапредметная тема

Процессы


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивирование к учебной деятельности

Открывает единую коллекцию ЦОР. http://school-collection.edu.ru Послушайте разговор ребят:

- Моя мама, очень умная, она имеет 2 высших образования – сказал мальчик.

- А мой папа, самый сильный, он чемпион мира по боксу – гордо ответила девочка.

- Моя бабушка – коллекционер, она собирает марки – ответил их собеседник.

- А мой брат самый настоящий круглый отличник – воскликнула девочка!

- Что делают дети?

(они гордятся, рассказывают о своих родственниках, хвастаются)

- Сам Самыч тоже слышал этот разговор и подумал, вот ХВАСТУНЫ!

Он шел по лестнице и мурлыкал: ХВАСТУН, ХВАСТУН.

Зашел в класс и записал это слово: ХВОСТУН.

Подошел Алеша и написал: ХВАСТУН.

А Маша записала ХВ_СТУН.


- С кем из ребят вы согласны? Почему?

Слушают диалог героев.















Ребята высказывают своё мнение.

Личностные:

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способу решения учебной задачи

Коммуникативные:

- развитие умения слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Комментарии. На данном этапе вводим ребёнка в учебную деятельность, обязательно создаём ситуацию успеха. Здесь появляется проблемный вопрос.

2.Актуализация и фиксирование затруднения

На доске появляются слова хвастун, хвост, хвастаться.

Учитель предлагает зафиксировать затруднение в виде схемы.

Дети фиксируют затруднение:

Познавательные:

- Выявление места и причины затруднения.

Регулятивные:

- развитие умения прогнозировать.

Коммуникативные:

- учёт разных мнений и стремление координации различных позиций в сотрудничестве.

Комментарии. Появляется ситуация разрыва. Эта ситуация фиксируется в виде схемы.

3. Построение проекта выхода из затруднения (цель)

- Обсудите, пожалуйста, как можно проверить орфограмму в слабой позиции в слове хвастун.

Любое ли слово годится для проверки?


- Но ведь это не изменение слова хвастун, а другое слово.


Как вы думаете, есть ли у слов, как у людей, родственники?


Какова же цель нашего урока?


Фиксирует цель на доске.

Дети работают в группах.

Работая в группах, дети рассуждают и приходят к мнению, что можно проверить словом хвастаться.

-Да. Но эти слова похожи по смыслу и у них есть общая часть.


Дети высказывают разные противоречивые мнения.


Узнать, есть ли родственники у слов по каким признакам их можно найти.

Познавательные:

- развитие умений осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

- развитие умения приходить к общему решению в совместной деятельности, умение договариваться.

Комментарии. Дети начинают рассуждать, почему герои так написали.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

4. Реализация построенного проекта.

Дети на нетбуки получают задание определить и промаркировать родственные слова:

Шел я в лес, пришел в лесок.

Вот растет лесной цветок.


Предлагаю зафиксировать отношения между родственными словами в виде модели.


Контролирует на главном компьютере.


О чём рассказывает эта модель?



Предлагаю для работы на нетбуках задание: Из диалога вставьте в схему родственные слова.

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

- А я – гусеница.

Для какого слова окошка не хватает?

Так давайте вернёмся к нашим трём словам: хвост, хвастаться и хвастун.

Вставьте их тоже в схему.






Какой мы можем сделать вывод.

Дети работают на нетбуках.






Дети с помощью мышки «перетаскивают» слова в схему:


лесок

лесной

лес



Модель показывает, какое слово от какого образовано.





Работают с диалогом. Вставляют в схему родственные слова, находят лишнее.


Дети составляют схему из двух слов.


Родственные слова образованы от одного слова и имеют общую часть.

Познавательные:

Умение фиксировать информацию с помощью модели;

Предметные:

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Комментарии. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Предлагает для самостоятельной работы упражнение в учебнике (упр. 280).



Дети самостоятельно работают.

Записывают только те пары слов, которые являются родственными.


По завершении работы, сравнивают с образцом (образец выведен на экран), корректируют.

Предметные:

- включение в систему знаний и повторение.

Коммуникативные:

- использование речи для регуляции своего действия.

Комментарии. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Акцентирует внимание обучающихся на цель урока.

- Справились с поставленной целью?

Предлагает оценить свою работу на уроке по шкале «трудно-легко», «интересно-скучно»

В завершении работы предлагает составить синквейн.

-Ребята, а в конце нашего урока попробуем составить пятистишие, которое имеет загадочное, таинственное название – СИНКВЕЙН

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание темы, обычно предмет.

Давайте назовем то главное слово которого начался наш урок. (РОДСТВЕННИКИ)

2 строка – это два признака. А какие родственники? (выбираем 2 слова: БЛИЗКИЕ, ПОХОЖИЕ)

3 строка – три действия. Что делают родственники друг для друга (ПОМОГАЮТ, ДРУЖАТ, ОБЪЕДИНИЮТСЯ)

4 строка - давайте охарактеризуем родственные слова предложением из 5слов. (ВО ВСЕХ СЛОВАХ ОБЩАЯ ЧАСТЬ)

5 строка – Давайте назовем родственников другим словом (РОДНЯ, ПОМОЩНИК)

Синквейн записываем на доске.

- А теперь посмотрим что получилось. Зачитываем.

Дети рефлексируют, оценивают свою работу.





Составляют синквейн, работая в группе.

Регулятивные:

- развитие умения соотносить цель и результат своего действия, оценивать правильность выполнения адекватно.

Познавательные:

Развитие умения строить сообщения в устной и письменной речи, осуществлять синтез как составление целого из частей.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


Таким образом, мы попытались представить процесс моделирования общего способа выделения родственных слов.

Каждый этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Это способствует формированию регулятивных умений.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Есть ли у слов родственники"

Автор: Поскребалова Наталья Геннадиевна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка "Родственные слова" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "121470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413981237"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Корень слова. Однокоренные слова. "
    ["seo_title"] => string(35) "korien-slova-odnokoriennyie-slova-2"
    ["file_id"] => string(6) "160663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422099271"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) ""В царстве корней".Урок русского языка.2 класс. "
    ["seo_title"] => string(49) "v-tsarstvie-korniei-urok-russkogho-iazyka-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "150190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420449235"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) ""Однокоренные слова".Урок русского языка.2 класс. "
    ["seo_title"] => string(50) "odnokoriennyie-slova-urok-russkogho-iazyka-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "150194"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420449646"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему: «Форма и содержание. Однокоренные слова» "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-forma-i-sodierzhaniie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "206054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430082222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства