kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Однокоренные слова".Урок русского языка.2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского  языка во   2 классе ГБОУ  СОШ  № 8

учитель   Исаева Е.И.

 «В царстве корней»

Цели урока:

· познакомить с признаками однокоренных слов;

· учить выделять общую часть родственных слов;

· развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

· развивать мышление, память, внимание,

  -орфографическую       зоркость, речь;

· воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к  воде, любовь к природе.

Оборудование:

· презентация «В царстве корней»;

· опорная таблица;

· учебник «Русский язык» 2 класс,

Интеграция:

· русский язык, окружающий мир

Организация учебной деятельности:

· индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока:

Приветствие.

1.Сообщение темы и целей урока.

· Громко прозвенел звонок

–Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,

не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,

 слушаем внимательно.

(Слайд № 1)

- Сели ровно, приготовились к минутке чистописания.

Если  ручкой  я пишу,

Не верчусь и не спешу,

Буква к букве по линейке

Аккуратно вывожу.

Чистописание (Слайд № 2)

19  марта.

        Классная работа.

(Пропишите образец в тетради).

1.Словарная  работа.  (Слайд).

Ребята внимательно  посмотрите,  какие слова зашифрованы в картинках. Давайте их запишем (самостоятельно).

   К… пуста,  б…реза, р…машка, яг…да.

  Взаимопроверка (поменяйтесь тетрадями), комментирует и  объясняет………. . 

МОЛОДЦЫ.

1.Сообщение темы урока.

Напомните мне, пожалуйста, на прошлом уроке мы познакомились со словами, которые называются (родственные). Мы будем продолжать работу над этой темой, но узнаем

что–то новое. А для этого нужно попутешествовать и сначала отгадать

загадку:

 « Город этот не простой, он дремучий и густой. (ЛЕС).

Правильно, мы сегодня путешествуем, прогуливаемся по лесу.

Да не просто по лесу, а по царству корней. Это интересно, как вы думаете, ребята?

А по лесу нас поведет еж, он предлагает загадку.

(СЛАЙД).

5. Отгадайте загадку:

 «Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает». (Дерево).

- Объясните смысл загадки.

Комментированное письмо.

  1.  

 Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Давайте запишем и подчеркнем

орфограммы.

- Что это за высказывание? (Пословица)

- Как вы её понимаете?

- Прокомментируйте, запишите.

- Проверьте друг у друга.

6. Работа по теме урока.

              (Слайд).

Вы, молодцы,

 а я открываю секрет.

 Оказывается родственные слова называются еще однокоренными, вот почему  мы попали с вами  в Царство корней.

   Будем работать. Но мой помощник

задает вопрос: что такое корень?

(СЛАЙД).

ПОСЛУШАЙТЕ   загадку:

 Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. ( Корень).

  (СЛАЙД).

- По каким признакам вы догадались, что это корень?

-Какие значения имеет слово

 «корень»:

*подземная часть растения,

*часть волоса, зуба, ногтя,

*начало, источник чего-либо.

(СЛАЙД).

«Так же как и у кустов, корень есть у слов».

-Что же такое корень?

 3). Выделите главное.

(СЛАЙД).

Послушайте сказку:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова - веточки, и назвали их

однокоренными. А так как они были дети одного родителя, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из   уважения  к  родителю слова стали называть однокоренные - родственные слова. А слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.

               (СЛАЙД).

  Работа над однокоренными словами

                       Корень

САД 

 (СЛАЙД)

Как-то много лет назад

 Посадили странный сад.

  Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

    Это слово – слово-корень,

   Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов

Вот из сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод.

            С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

 

- Назовите однокоренные слова.

Посадка, рассада, высадка,

садовник, садовод.

Корень       - СОЛЬ -

  (СЛАЙД)

                          Путешествие  продолжается

 ЗАГАДКА  (СЛАЙД)

 Слово с деревом похожи,

Ведь у слов есть корень тоже.

Он, конечно, самый главный

Выполняет все исправно.

    И назад, и вперед

    Слово от него растет.

    Корни повторяются.

В разные слова встают,

Общий смысл придают.

Как  слова зовут такие?

Дети хором: однокоренные.

 

3) Стр. 80 учебника, читаем правило.

-Как называется общая часть?

-Какие слова называются однокоренными?

На доску вывешивается таблица:

родственные слова

близкие по смыслу

 общая часть

корень слова

Это означает:

"Выдели самое главное".

 Слов без корня не бывает.

Это центр слова.

Закрыть садовник, рассада.

5.Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

(показываем  пальцы правой руки)

Здравствуй, пальчик – дедушка,

Здравствуй, пальчик – бабушка,

                                     Здравствуй, пальчик – папа,

    Здравствуй, пальчик – мама,

    Здравствуй, пальчик – Я,

    Здравствуй, вся моя семья.

         (показываем пальцы левой руки)

Здравствуйте, родственники!!!

 (помахать  руками или покрутить ими).

 ПОПУТЕШЕСТВОВАЛИ,

а теперь будем закреплять.

6. Закрепление изученного материала.

- А сейчас мы с вами поиграем и родственников пособираем.

(Слайд № 6.)

- Найдите однокоренные слова на картинке и запишите:

    Тигр, тигрица, тигренок, тигровый, тигриный.

(СЛАЙД).

Выделите корень, проверьте.

(СЛАЙД).

  ВЫВОД:

КОРЕНЬ

     Корень слова – значимая часть

Над словами держит власть.

   Выясни умело линию родства

   Однокоренные подбери слова.

И снова загадка:

 

Кто рыбачит на реке

С  тонкой удочкой в руке?

(Рыбак).

Встречаемся с рыбаками.

Рыбаки предлагают слова, прочитайте про себя:

Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.

Можно ли их назвать однокоренными, почему?

(Слайд № 7.)

Давайте посмотрим, а рыбки согласны с вами?

   Но сначала глазками нужно проследить за рыбьими хвостами.

(СЛАЙД).

   ИГРА   « ЧУЖАК  или   РОДСТВЕННИК».

Выписать однокоренные слова, выделить корень.

(СЛАЙД).

      Прогулка продолжается, идем за корнями  на луг к гусятам.

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.

Гусята, гуськом, с гусаком.

(СЛАЙД).

-Родня ли Гусеница Гусю?

- Вы  кто такие?

-Я гусь, это гусыня, это наши гусята.

А ты кто?

 -Я  ваша родственница - гусеница.

     Верно ли, что слова гусь и гусеница, гусенок являются родственными, т. к. они имеют общую часть? Почему?

      Игра «Третий лишний».

 

Гром                                вода

громкий                          водитель                       

громадный

ТЕСТ

Предлагают сказочные герои, а вы решите, кто из них прав:

Карлсон

Главная часть  предложения.

Буратино

Главный член предложения

Золушка

Общая часть родственных слов.

 

САМООЦЕНКА

Знаю

Нужна  помощь

Знаю «на 4»

Знаю «на 5»

ФИЗМИНУТКА

(СЛАЙД)

вкл. музыку

«Мы на свет родились».

7. Итог урока.

· Какие слова называются родственными?

· Что такое корень слова?

· Какие слова называются однокоренными?

 

8. Рефлексия.

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Однокоренные слова".Урок русского языка.2 класс. »

Урок русского языка во 2 классе ГБОУ СОШ № 8

учитель Исаева Е.И.

«В царстве корней»

Цели урока:

· познакомить с признаками однокоренных слов;

· учить выделять общую часть родственных слов;

· развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

· развивать мышление, память, внимание,

-орфографическую зоркость, речь;

· воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.

Оборудование:

· презентация «В царстве корней»;

· опорная таблица;

· учебник «Русский язык» 2 класс,

Интеграция:

· русский язык, окружающий мир

Организация учебной деятельности:

· индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока:

Приветствие.

1.Сообщение темы и целей урока.

· Громко прозвенел звонок

–Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,

не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,

слушаем внимательно.

(Слайд № 1)

- Сели ровно, приготовились к минутке чистописания.

Если ручкой я пишу,

Не верчусь и не спешу,

Буква к букве по линейке

Аккуратно вывожу.

Чистописание (Слайд № 2)

19 марта.

Классная работа.

(Пропишите образец в тетради).

1.Словарная работа. (Слайд).

Ребята внимательно посмотрите, какие слова зашифрованы в картинках. Давайте их запишем (самостоятельно).

К… пуста, б…реза, р…машка, яг…да.

Взаимопроверка (поменяйтесь тетрадями), комментирует и объясняет………. .

МОЛОДЦЫ.

1.Сообщение темы урока.

Напомните мне, пожалуйста, на прошлом уроке мы познакомились со словами, которые называются (родственные). Мы будем продолжать работу над этой темой, но узнаем

что–то новое. А для этого нужно попутешествовать и сначала отгадать

загадку:

« Город этот не простой, он дремучий и густой. (ЛЕС).

Правильно, мы сегодня путешествуем, прогуливаемся по лесу.

Да не просто по лесу, а по царству корней. Это интересно, как вы думаете, ребята?

А по лесу нас поведет еж, он предлагает загадку.

(СЛАЙД).

5. Отгадайте загадку:

«Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает». (Дерево).

- Объясните смысл загадки.

Комментированное письмо.

(СЛАЙД).

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Давайте запишем и подчеркнем

орфограммы.

- Что это за высказывание? (Пословица)

- Как вы её понимаете?

- Прокомментируйте, запишите.

- Проверьте друг у друга.

6. Работа по теме урока.

(Слайд).

Вы, молодцы,

а я открываю секрет.

Оказывается родственные слова называются еще однокоренными, вот почему мы попали с вами в Царство корней.

Будем работать. Но мой помощник

задает вопрос: что такое корень?

(СЛАЙД).

ПОСЛУШАЙТЕ загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. ( Корень).

(СЛАЙД).

- По каким признакам вы догадались, что это корень?

-Какие значения имеет слово

«корень»:

*подземная часть растения,

*часть волоса, зуба, ногтя,

*начало, источник чего-либо.

(СЛАЙД).

«Так же как и у кустов, корень есть у слов».

-Что же такое корень?

3). Выделите главное.

(СЛАЙД).

Послушайте сказку:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова - веточки, и назвали их

однокоренными. А так как они были дети одного родителя, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из уважения к родителю слова стали называть однокоренные - родственные слова. А слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.

(СЛАЙД).

Работа над однокоренными словами

Корень

САД

(СЛАЙД)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов

Вот из сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.



- Назовите однокоренные слова.

Посадка, рассада, высадка,

садовник, садовод.

Корень - СОЛЬ -

(СЛАЙД)

Путешествие продолжается

ЗАГАДКА (СЛАЙД)

Слово с деревом похожи,

Ведь у слов есть корень тоже.

Он, конечно, самый главный

Выполняет все исправно.

И назад, и вперед

Слово от него растет.

Корни повторяются.

В разные слова встают,

Общий смысл придают.

Как слова зовут такие?

Дети хором: однокоренные.



3) Стр. 80 учебника, читаем правило.

-Как называется общая часть?

-Какие слова называются однокоренными?

На доску вывешивается таблица:

родственные слова

близкие по смыслу

общая часть

корень слова

Это означает:

"Выдели самое главное".

Слов без корня не бывает.

Это центр слова.

Закрыть садовник, рассада.

5.Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

(показываем пальцы правой руки)

Здравствуй, пальчик – дедушка,

Здравствуй, пальчик – бабушка,

Здравствуй, пальчик – папа,

Здравствуй, пальчик – мама,

Здравствуй, пальчик – Я,

Здравствуй, вся моя семья.

(показываем пальцы левой руки)

Здравствуйте, родственники!!!

(помахать руками или покрутить ими).

ПОПУТЕШЕСТВОВАЛИ,

а теперь будем закреплять.

6. Закрепление изученного материала.

- А сейчас мы с вами поиграем и родственников пособираем.

(Слайд № 6.)

- Найдите однокоренные слова на картинке и запишите:

Тигр, тигрица, тигренок, тигровый, тигриный.

(СЛАЙД).

Выделите корень, проверьте.

(СЛАЙД).

ВЫВОД:

КОРЕНЬ

Корень слова – значимая часть

Над словами держит власть.

Выясни умело линию родства

Однокоренные подбери слова.

И снова загадка:



Кто рыбачит на реке

С тонкой удочкой в руке?

(Рыбак).

Встречаемся с рыбаками.

Рыбаки предлагают слова, прочитайте про себя:

Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.

Можно ли их назвать однокоренными, почему?

(Слайд № 7.)

Давайте посмотрим, а рыбки согласны с вами?

Но сначала глазками нужно проследить за рыбьими хвостами.

(СЛАЙД).

ИГРА « ЧУЖАК или РОДСТВЕННИК».

Выписать однокоренные слова, выделить корень.

(СЛАЙД).

Прогулка продолжается, идем за корнями на луг к гусятам.

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.

Гусята, гуськом, с гусаком.

(СЛАЙД).

-Родня ли Гусеница Гусю?

- Вы кто такие?

-Я гусь, это гусыня, это наши гусята.

А ты кто?

-Я ваша родственница - гусеница.

Верно ли, что слова гусь и гусеница, гусенок являются родственными, т. к. они имеют общую часть? Почему?

Игра «Третий лишний».



Гром вода

громкий водитель

громадный

ТЕСТ

Предлагают сказочные герои, а вы решите, кто из них прав:

Карлсон

Главная часть предложения.

Буратино

Главный член предложения

Золушка

Общая часть родственных слов.



САМООЦЕНКА

Знаю

Нужна помощь

Знаю «на 4»

Знаю «на 5»

ФИЗМИНУТКА

(СЛАЙД)

вкл. музыку

«Мы на свет родились».

7. Итог урока.

· Какие слова называются родственными?

· Что такое корень слова?

· Какие слова называются однокоренными?



8. Рефлексия.

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Однокоренные слова".Урок русского языка.2 класс.

Автор: Исаева Елена Ивановна

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150194

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства