КГУ «Средняя школа имени Ш.Токжигитова»
Серікбол Эльмира С?кен?ызы- учитель русского языка и литературы
Русская речь
5 класс
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели урока: 1) совершенствование знаний о корне, об однокоренных словах; развитие умений разпознавать однокоренные слова в тексте; научить самостоятельно подбирать однокоренные слова;
2) воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
3) развивать устной и письменной речи учащихся;
Оборудование: слайды по теме, таблицы, словари, рисунки, карточки.
Ход урока:
І. Организационный момент
1) Приветствие. Постановка целей и задач.
ІІ. Проверка домашнего задания
ІІІ. Новая тема
- Вступительное слово учителя.
Ребята, у нас у всех есть родители мамы и папы, братья и сестры, бабушки и дедушки. Это члены нашей семьи. А как можно другими словами назвать членов одной семьи? (родные люди, родственники)
В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму. У сына и папы похожи глаза, волосы. Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из трех человек, а другая из пяти. В русском языке есть слова – родственники. А какие слова бывают родственниками, мы сегодня на уроке выясним. Сейчас каждый из вас получит конверт. Откройте свои конверты. Что вы получили? По этим рисункам вы распределяетесь на группы.
І группа «Эрудиты». Ваша задача по лексическому тексту «Прогулка в лес» должны выяснить, какие слова могут быть родственниками и почему.
І І группа «Художники» . Вы по рисункам составите сюжетную картину.
ІІІ группа «Юные журналисты» Вы напишете рассказ по картине, употребляя те слова, которые получили.
И так начинайте работу.
ІV. Работа в группах.
Каждая группа выполняет свое задание.(заполняет таблицу, составляет сюжетную картину, пишет рассказ)
VI Защита работ учащихся
-У всех слов есть общая часть. Выделяем их. Слова – родственники в русском языке мы будем называть однокоренными словами.
- Как можно узнать родственных слов?
Слова близки по смыслу. У всех есть общая часть. У всех слов есть общая часть. Выделяем их. Слова – родственники в русском языке мы будем называть однокоренными словами.
- Чтение правила по учебнику.
VІ І.Тренировочные упражнения по учебнику.
VIII. Игра «Найди родственника». На ваших столах лежат фишки со словами. По этим словам вы находите своих родственников. Начинаем игру.
IX. Закрепление урока.
- Что нового вы узнали на уроке ?
- Что такое корень?
- Какие слова называются однокоренными?
- Чему вы научились?
X. Задание на дом: составьте рассказ на тему «На рыбалке», выучите правило на стр.