конспект урока русского языка "Главные члены предложения"
Конспект урока русского языка "Главные члены предложения"
Конспект урока составлен в форме информационной-познавательной игры. В ходе урока ученики получают новую информацию о старинном народном празднике "Масленица" и одновременно закрепляют полученные знания о главных членах предложения. На уроке запланированы различные формы работы, с помощью которых ученики более качественно усваивают изученный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать бережное отношение к обычаям и традициям русского народа.
Оборудование:
“Масленичный” календарь
кукла – Масленка; плакат с заданием в виде большой конфеты;
карточки с заданиями
мультимедийное оборудование
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок-дидактическая игра.
Ход урока
1.Оргмомент.
Здравствуйте, люди добрые,
Почтенные и молодые.
Бойкие мальчишки,
Веселые девчонки.
Сегодня будем зимушку провожать
Масленицу прославлять
И Весну-Красну к нам зазывать!
- У вас на столах лежат тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите и покажите. Если у кого- то из вас настроение не совсем хорошее мы вместе постараемся это исправить.
А сейчас улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи
Вашему вниманию предлагаю анаграмму, отгадав её вы узнаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке
Е
М
А
Ц
Н
А
И
Л
С
5
1
2
8
6
9
7
4
3
Масленица, масленица развесёлый праздник!
Шуток, песен, танцев очень много разных.
На целую неделю веселье завела
И на русский язык к нам пришла.
Историк Один из древнейших праздников русского народа – масленица. Как только народ не называл Масленицу. И честная, и широкая, и веселая, и объедуха, и полизуха, и сырная…
В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное - с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. На масленицу принято, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая.
Минутка чистописания масленица
2. Постановка цели.
-Что вы знаете о предложении?
-Какие бывают предложения по цели высказывания?
-Для чего служат предложения?
-Какие члены предложения называются главными?
-На какие вопросы они отвечают?
Составить предложение со словом Масленица и найти главные члены предложения
Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( о масленице, о главных членах предложения)
Прием «ожидания»
Продолжите мою мысль. « Сегодняшний урок научит меня….( аргументировать, высказывать собственные мысли, узнавать и рассказывать о масленице)
3. Проверка знаний.
У каждого дня масленичной недели своё название, свой обычай, с которыми мы с вами сегодня познакомимся.
Открываем календарь.
1 день Встретенье
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день "встречи", очень жизнерадостны.
Давайте и мы ребята с вами построим чучело, чтобы это сделать, нужно ответить на вопросы. (ответ на вопрос - деталь чучела прикрепляется на доску)
-Какие члены предложения называются главными?
-На какие вопросы отвечает подлежащее?
-На какие вопросы отвечает сказуемое?
-Чем является в предложении подлежащее и сказуемое? ( грамматическая основа)
-Какие второстепенные члены вам известны?
-На какие вопросы отвечает определение?
Выборочное письмо. Определить и записать грамматическую основу
Вот и Масленица идет, веселая гуляночка. Как на масляной недели из трубы блины летели. Я на масленку катался, трое санок изломал ворона коня измучил, но девчонок покатал.
Встретили Масленку, а теперь дальше листаем масленичный календарь.
2 день. Заигрыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях.
Работа в группах.
Составить текст по картинке. (3-4 предложения)
-Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните.
3 день Лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво
Историк . Блины непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось удлиняя день.
(обратить внимание на выставку рисунков)
Вставить пропущенное сказуемое.
Предлагается рецепт приготовления блинов. Его необходимо дополнить сказуемым, используя слова для справок.
РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛИНОВ
В просеянную муку я постепенно вливаю молоко и яйцо, всё перемешиваю. Затем помощник добавляет соль, сахар и растительное масло. В это время сковорода разогрелась. Я наливаю тесто тонким слоем и выпекаю до золотистого цвета с двух сторон. Помощник смазывает блины маслом. Приятного аппетита!
Слова для справок: смазывает, вливаю, перемешиваю, разогрелась, добавляет, наливаю, выпекаю.
4 день Разгуляй
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего ("лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" или "один на один".
Физминутка
Масленица к нам пришла,
Она веселье принесла.
Эй, пляши скорей народ,
Масленица в пляс идет
Где песня поётся, Там легче живётся.
Проверка домашнего задания. Составить праздничные частушки и определить грамматическую основу
Мы на ………………. недели
…………………..не нарушили
Все ……………. плясали, пели,
Мы ………………. кушали. ( блиночки, праздник, масленой,друзья)
Я на Масленку катался,
Трое …………… изломал,
Своего …………. замучил,
Но ………………….. покатал. (девчонок, коня, санок)
5 день Тёщины вечерки
Самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).
У меня для вас есть знатное угощенье ( плакат в виде большой конфеты, на котором пословицы)
Собери пословицу.
Не житьё, а Масленица.
Не все коту Масленица.
Масленица семь дней гуляет.
Без блинов не Масленица.
Отыщи непрерывную линию, которая обошла бы все клетки фигуры, нигде не пересеклась, не пропуская ни одной клетки и никуда не заходя дважды и притом так, чтобы, следуя за этой линией, можно было бы прочитать пословицу
с
М
а
с
э
ж
ю
и
л
б
л
е
х
ъ
н
о
й
ч
н
ц
у
н
б
ь
щ
и
ц
а
е
о
с
а
ф
ы
и
с
ё
й
з
т
ё
д
э
т
г
х
ъ
й
я
Запиши пословицу, выдели грамматическую основу, определи, чем выражено сказуемое и прилагательное
6 день Золовкины посиделки
Золовка - это сестра мужа. В этот день молодые невестки принимали у себя родных.
4. Итог урока
Повеселились, поиграли. Пришло время проводить Масленицу. В старину сжигали Масленку. А пепел рассыпали по полям, чтобы был хороший урожай.
Какой урожай «пятерок» и «четвёрок» мы с вами соберем, выполнив мини-тест
какие члены предложения называются главным
а) подлежащее и сказуемое
б) подлежащее и определение
в) определение и сказуемое
2. подлежащее это ……………… член предложения. Оно отвечает на вопрос
………. или………….
3.Разбор предложения начинаем:
а) со сказуемого
б) с подлежащего
4. Какие группы слов нельзя назвать предложением?
а) Ярко светит весеннее солнце.
б) Снег лежать тепло весна.
в) Масленица конь весёлые дети.
«5» - 4 правильных ответа
«4» - 3 правильных ответа
«3» - 2 правильных ответа
Проводили масленку Добрую красавицу До будущего года. А мы здесь остались.
Прием «Микрофон»
-Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?
-Интересно было работать на уроке?
-Чей ответ на уроке больше всего понравился?
-Тяжело ли вам было выполнять задания?
Оценивание.
Наступает воскресенье - День прощенья и любви.
7 день «Прощённое воскресенье»
Последний день масленичной недели назывался "прощёным воскресеньем": родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с "повиновением", просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: “Прости меня”.
5. Домашнее задание.
В народе говорят: Праздник помни, а будни не забывай.
Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр.122 упр. № 261
А отмечается ли Масленица в других странах? Подготовить сообщение
Для вас готово угощенье,
Всем на удивленье
Будущие хозяюшки угостят всех блинами, чтобы весь год у всех был таким румяным, сладким и масленым, как наши блины!