ХОД УРОКА.
1. Вступительное слово учителя.
На прошлых уроках мы знакомились с вами со сложным предложением, сегодня мы должны повторить и закрепить знания о сложном предложении, о видах сложного предложения;Должны научиться находить сложные предложения в тексте, определять их вид, составлять схемы предложения.
2. Начинаем урок с лингвистической разминки
3. Фронтальная беседа по вопросам:
- Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Синтаксис)
- Что изучает синтаксис? (Строение словосочетаний и предложений)
- Что такое предложение? Назовите его признаки.
4. Орфографическая работа.
Вставьте пропущенные буквы.
Мирово_рение, ровес(?)ники, сверс(?)ники, (о, а)пе_ляция, а_комп_н_мент, инте_л_гентный, л_нгвистика, а(с,сс)оциация, а(с,сс)амблея, ц_в_лизация, ко(м,мм)уникация, т_нденция, пр_ор_тет-
Проверка. Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. Кто сделал 1-2 ошибки.Мировоззрение, ровесники, сверстники, апелляция, аккомпанемент, интеллигентный, лингвистика, ассоциация, ассамблея, цивилизация, коммуникация, тенденция, приоритет
- Значения всех ли слов вам знакомо? Где можно посмотреть значение слова? ( В толковом словаре Ожегова)
2. Объявление темы, задач урока.
- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с типами сложных предложений, вспомним типы союзов, проанализируем текст в рамках подготовки к аттестации в 9 классе. Но прежде чем переходить к сложным предложениям, давайте вспомним, что является наименьшей единицей синтаксиса?
3. Работа со словосочетаниями
Задание: запишите словосочетания, определяя способ связи:
- Подчеркнутые словосочетания перестройте: 1 – в управление (сердце матери) 2 - в согласование (материнское сердце)
5. Пользуясь данной схемой, расскажите, что вы знаете о сложном предложении и его типах.
- Чем различаются ССП И СПП? ( ССП- части независимые, В СПП – главная и зависимая, союзами)- Средством связи в сложноподчиненных предложениях служат подчинительные союзы, в сложносочиненных предложениях – сочинительные союзы, в бессоюзных – интонация (без включения союзов).
6. Союзный дождь
- Распределите союзы в 2 колонки: сочинительные и подчинительные ( работаем в «Справочниках»)
7. Конструирование
ВЫВОД: что же такое сложное предложение? (Сложное предложение не есть механическая сумма простых предложений. Смысловые отношения, возникающие в сложном предложении между его частями, делают эту конструкцию более богатой по выражаемой информации. Дополнительная информация сложного предложения возникает из соотношения содержания его составляющих и закрепляется, уточняется, благодаря средствам связи).
-для чего же мы используем сложные предложения? (Сложное предложение – лаконичное средство выражения сложных мыслей, позволяющее устранить однообразное повторение слов и монотонное использование простых предложений.Выбор конструкции зависит от задачи, сферы, содержания высказывания, т.е. от коммуникативной задачи.)
8. Работа с текстом.
1. В каком предложении содержится основная мысль текста?1) 2; 2) 3; 3) 7;
2. Из 6-8 предложений выпишите слова с чередующейся гласной корня. (7)
3. Из предложений 9-10 выпишите слово, в котором правописание определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, тог на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук.(расцветало)
4. Из предложения 15 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: « В полных причастиях прошедшего времени пишется –НН – (успокоенная)
5. Среди предложений 8-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.(9)
6. Среди предложение 13-16 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите его номер.(14)
7. Укажите номера:
• I вариант – ССП (4)
• II вариант – СПП (2,3,8,13,15)
- Назовите № предложений с разными видами связи (10,16)
Дополнительное задание
9. Подведение итога урока.
Домашнее задание.Напишите сочинение-рассуждение, взяв за основупредложение “По отношению к матери можно определить величие сердца”.
Учитель русского языка Г.Т.Мейрбекова