kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка 8 класс "Обращение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 8

Вид урока: изучение новой темы.

Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по теме «Обращение».

Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо».

Использованные приемы:

- таблица «Знаю – хочу знать – узнал»;

- объединение информации в блоки через сопоставление.

Оборудование:

  - раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал», примерами предложений с обращениями, слайды.

Цель: обобщить и расширить знания обучающихся по теме «Обращение» через расширение знаний о функциях обращения в письменной речи.

Задачи:

  • Формирование навыков постановки знаков препинания при обращении;
  • развитие орфографических навыков;
  • развитие навыков парной работы;

развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности)разработка урока по теме "Обращение", с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок разделен на 3 этапа, на каждом из которых заполняется таблица "ЗНАЮ.ХОЧУ УЗНАТЬ.УЗНАЛ". Предусмотренно так же проведение практической работы

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка 8 класс "Обращение" »

1строка - находится в тексте ключевое слово, оно будет заглавием.
Вторая строчка – придумываются два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
Третья строчка – три глагола, характеризующих ключевое слово.
Четвёртая строчка – предложение из четырёх слов (служебные части речи не считаются).
Пятая строчка – вывод словом или словосочетанием.
Конец формы

 Тема: «Обращение» (урок 87)


Класс: 8

Вид урока: изучение новой темы.

Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по теме «Обращение».

Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо».

Использованные приемы:

- «мозговой штурм»;

- таблица «Знаю – хочу знать – узнал»;

- объединение информации в блоки через сопоставление;

- составление синквейна.

Оборудование:

- раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал», примерами предложений с обращениями, слайды, «Клише синквейна».

Цель: обобщить и расширить знания обучающихся по теме «Обращение» через расширение знаний о функциях обращения в письменной речи.

Задачи:

  • Формирование навыков постановки знаков препинания при обращении;

  • развитие орфографических навыков;

  • развитие навыков парной и групповой работы;

  • развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

  • воспитание уважительного отношения к родному языку, чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе. 

Ход урока

  1. Организационный момент.


1. Введение в тему. Слайд №1

Учитель:

Посмотрите на слайд и прослушайте текст стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык».

- Скажите, о чем говорится в этом тексте? (О русском языке)

- Что хотел донести до нас с вами Иван Сергеевич? Когда мы испытываем особую необходимость, потребность в нашем языке? («во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах… родины»)

- Это для человека радостные или трудные дни?

- В такие дни нам необходима помощь чья? (родных людей, друзей)

- Можно ли сказать, что И.С. Тургенев русский язык считает нашим другом, живым организмом? Аргументируйте ответ. («о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»… « был дан великому народу» )

- Какая конструкция грамматическая нам так же помогает прийти к такому выводу? (обращение)

Слайд №2

Итак, тема нашего урока – «Обращение».

Учитель:

- Наша работа сегодня будет строиться следующим образом:

  • письменная работа будет выполняться на бланке практической работы;

  • так же на партах лежат листы с таблицами и текстами.

- Ну, ни пуха, ни пера!

- Ведь обращение не так уж просто. В чем же сложности использования обращения мы и попытаемся выяснить на уроке.

- А для начала вспомним, что такое обращение, как отличить его от похожих конструкций, как выделить на письме.

II. Стадия вызова.

Прием «мозговой штурм».


Слайд №3


  1. Работа в парах. Заполнение таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал» Задание. Запишите в 1 колонку все то, что вы помните об обращении. Если есть разногласия – через обсуждение найдите единое мнение или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

  2.  Проверка работы. Обучающиеся по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

Слайд №4

 

Знаю

Хочу знать

Узнал

1 Обращение называет того, к кому обращаются с речью.

2.Не является членом предложения.

3.Имеет форму именительного падежа существительного, прилагательного.

4.Может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

5.Выделяется запятой, запятыми или восклицательным знаком (выделительные знаки).


 

 

 

- Мы проверили знания, полученные на уроках предыдущих лет обучения. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

Слайд №5


3. Парная работа. Прием объединения в блоки.

Задание. Обсудите в группах данные предложения. Объедините предложения в блоки по признакам, запишите примеры для каждого блока (не менее трех). Время на выполнение – 5 минут.


  1. Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновений! (А.С.Пушкин)

  1. Звезда печальная. Вечерняя заря, твой луч осеребрил увядшие равнины…(А.С.Пушкин)

  2. Вдруг, истощась и присмирев, о Терек, ты прервал свой рев.

(А.С.Пушкин)

  1. Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою? (Ф.Тютчев)

  2. Гой ты, родина моя! (А.К.Толстой)

  3. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев)

  4. Ты раскрой мне, природа, объятья, чтоб я слился с красою твоей!

(И.Бунин)

  1. Прекрасны вы, поля земли родной, еще прекрасней ваши непогоды.

(М.Ю.Лермонтов)

  1. Тебе, Кавказ суровый, царь земли, я снова посвящаю стих небрежный.

(М.Ю.Лермонтов)

  1. Ой ты, Русь моя, родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу.

(С.Есенин)

  1. Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, темно-голубые?

(А.К.Толстой)

  1. Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан! (А.С.Пушкин)

  1. О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей… (А.Фет)

  1. Если можешь ты, то приезжай, голубчик… (С.Есенин)

  2. Но люблю тебя, родина кроткая! (С.Есенин)

  3. Ах, поля мои, борозды милые,

Хороши вы в печали своей! (С.Есенин)

  1. Разбуди меня завтра рано,

О, моя терпеливая мать! (С.Есенин)

  1. О, тонкая березка, что загляделась в пруд? (С.Есенин)

  2. Звери, звери, придите ко мне

В чашки рук моих злобу выплакать! (С.Есенин)

  1. Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин)

  1. Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет! (С.Есенин)

  1. Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь. (С.Есенин)

  1. Ах, колокольчик! Твой ли пыл

Мне в душу песней позвонил… (С.Есенин)

  1. Любовь моя! Прости, прости.

Ничто не обошел я мимо. (С.Есенин)

  1. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С.Есенин)

  2. Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос. (С.Есенин)

  1. До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди. (С.Есенин)

  1. Голубчик! Дедушка! Вновь к тебе пишу… (С.Есенин)

  2.  О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев).

Проверка.

 - Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить предложения?

Слайд №6

Обучающиеся, объясняя пунктограммы, озвучивают свои предложения:

  1. блок «Предложения с распространенными и нераспространенными обращениями»:

  1. Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновений! (А,С.Пушкин)

  1. Вдруг, истощась и присмирев, о Терек, ты прервал свой рев. (А.С.Пушкин)

  2. Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою? (Ф.Тютчев)

  3. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев)

  4. Тебе, Кавказ суровый, царь земли, я снова посвящаю стих небрежный. (М.Ю.Лермонтов)

  5. Ой ты, Русь моя, родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу. (С.Есенин)

Слайд №7

2 блок «Способы выражения обращений» (имя существительное, имя прилагательное)

  1. Разбуди меня завтра рано,

О, моя терпеливая мать! (С.Есенин)

  1. Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин)

  1. Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет! (С.Есенин)

  1. Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь. (С.Есенин)

  1. Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос. (С.Есенин)

Слайд №8

3 блок «Сфера употребления»:

в устной речи:

  1. Звери, звери, придите ко мне

В чашки рук моих злобу выплакать! (С.Есенин)

  1. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С.Есенин)

в письменной речи:

  1. Если можешь ты, то приезжай, голубчик… (С.Есенин)

  2. Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет! (С.Есенин)

  1. Голубчик! Дедушка! Вновь к тебе пишу… (С.Есенин)


в поэтических произведениях:

  1. О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей… (А.Фет)

  1. Но люблю тебя, родина кроткая! (С.Есенин)

  2. Ах, поля мои, борозды милые,

Хороши вы в печали своей! (С.Есенин)  

  1. О, тонкая березка, что загляделась в пруд? (С.Есенин)

  2. Ах, колокольчик! Твой ли пыл

Мне в душу песней позвонил… (С.Есенин)

  1.  О чем ты воешь, ветр ночной?
     О чем так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев).


Учитель:

- Какой блок нам менее знаком?(3 блок)

- Напомните еще раз какую функцию выполняет обращение в устной речи? (это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь, а так же привлечение внимания, призыв собеседника.)

- Посмотрите еще раз на наши поэтические тексты. Скажите, просматриваются ли в них эти функции как основные и единственные? (Нет)

- Назовите, какие еще функции выполняет обращение в письменной речи? (---)

- Итак, функции обращений – это объект нашего изучения на уроке.

- Сформулируем вопрос и запишем его в колонку «Хочу знать».


Слайд №9


Знаю

Хочу знать

Узнал

1.Обращение называет того, к кому обращаются с речью.

2.Не является членом предложения.

3.Имеет форму именительного падежа существительного, прилагательного.

4.Может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

5.Выделяется запятой, запятыми или восклицательным знаком (выделительные знаки).

Каковы функции обращений в письменной речи?







 III. Стадия осмысления.


  1. Индивидуальная работа с информационным текстом «Обращение».

Задание. Прочитайте (индивидуально) информационный текст на листочке, используя метод инсерта - маркировки текста:

«V» - галочкой отмечается то, что уже известно;

«-» - знаком «минус» помечается то, что вызывает у вас сомнения;

«+» - знаком «плюс» помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;

«?» - вопросительный знак ставится, если возникло желание узнать об этом подробно.

Проверка колонки «Узнал».

В ходе чтения информационного текста «Обращение» и наблюдения над примерами таблица заполняется так:


Знаю

Хочу знать

Узнал

1.Обращение называет того, к кому обращаются с речью.

2.Не является членом предложения.

3.Имеет форму именительного падежа существительного, прилагательного.

4.Может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

5.Выделяется запятой, запятыми или восклицательным знаком (выделительные знаки).

Каковы функции обращений в письменной речи?





1. Звательная функция - обращение произносится с особой звательной интонацией.

2. Указывает на адресат речи: имя, географические названия, неодушевленные объекты, явления природы.

3.Оценочная функция – обращение помогает передать различные чувства и настроение говорящего, служит для выражения отношения к собеседнику, часто эмоционального (речевой этикет).

4.Изобразительная (один из приемов олицетворения) в поэтических произведениях.





Обратить внимание. Обращение в художественной речи часто утрачивает собственно звательную функцию. Поэтический текст, как правило, не предполагает конкретного адресата речи, в нем широко используются обращения к предмету речи, к неодушевленным объектам, явлениям природы. Обращение в поэтическом тексте часто выступает как особый художественный прием — прием олицетворения, с помощью которого поэт получает возможность сделать предметами непосредственного контакта изображенные явления и вещи, наиболее полно выразить свое к ним отношение.

Слайд №10

2. Применение правила на практике.

- Практическая работа. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Найдите обращения и определите, чем они выражены? Спишите, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Укажите функции обращения, подчеркните их.


IV. Стадия рефлексии

 - Что узнали об обращениях?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о них?

(Этапы:1) вспомнили то, что известно, объединяли в блоки предложения, сами формулировали вопросы, требующие решения; 2) при помощи работы с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе; 3) закрепляли знания через применение их на практике.)

- Что было легко?

- Что вам помогало в работе?

- Как оцениваете свои действия?

- Не забывайте использовать в своей речи обращение!

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй!


V. Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Роль обращений в жизни человека».

Составить кластер (графический образ) по данной теме.






























8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок русского языка 8 класс "Обращение"

Автор: Баталина Наталья Игоревна

Дата: 20.06.2014

Номер свидетельства: 107345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка по теме  «Пунктуация в простом предложении, осложнённом  однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»."
    ["seo_title"] => string(140) "urokrusskoghoiazykapotiemiepunktuatsiiavprostompriedlozhieniioslozhnionnomodnorodnymichlienamipriedlozhieniiavvodnymislovamiobrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "323240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461781873"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "урок русского языка в 8 классе по теме "Обращение""
    ["seo_title"] => string(50) "urokrusskoghoiazykav8klassiepotiemieobrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "259893"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448861645"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства