Класс: 5 Дата:
Тема урока
Глагол. Н.ф. глагола
Указатели
Учебник «Русская речь» Жанпеисова У.А.
Цель урока
Познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой.Развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений
Задачи урока
Учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме.Развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись.Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку
Основные идеи на уроке
1 опираться на знания учащихся
Научить мыслить критически
Ожидаемый результат
Должны уметь находить глаголы в Н.ф.
Задания, литература
1 учебник
Вопросы урока
План урока: действия учителя и учеников Организационный момент 0,5мин
В чем значение урока--что узнают дети?
-как сумели использовать свои знания?-принесет ли пользу то , что узнали на уроке?
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
. Интервью.Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
- Что вы больше всего любите? (Люблю действовать.)- Что вы больше всего не любите? ( Что бы вы пожелали ребятам
Возможности для критического мышления
-какие возможности были предоставлены детям для свободного излагания мыслей?
-была ли организована самостоятельная работа?
Чтобы русский все ребята. На «десятку» знали.
На письме и в разговоре Меня употребляли.
Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду – Всё в действие придёт.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растёт.
- - О какой части речи пойдёт речь на уроке?
- - Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.
- - Почему я так сказала?
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- - Что такое глагол?
- - Что обозначает глагол?
- - На какие вопросы отвечает глагол?
- - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- - Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?
- - Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
- - Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?
- - А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим
Новая информация -активизировать деятельность уч-ся
-организовать работу детей, системно используя стратегии крит.мышления (-умение совместно работать
-использование других источников
Рефлексия
-закрепление пройденного материала, использование его в своей жизни
-систематизировать полученные знания, проверить, насколько дети уяснили для себя тему
Прочитайте написанные на доске слова: выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти.
- Какие можете назвать различия? - Распределите данные слова по временам: п.в., н.в., б.в. (1 у доски, остальные на листочках)
- - С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?
- - Слова «решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?
- - Какая перед нами возникла проблема?
- - Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения ...
- - Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число.)
- - Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.
- - Чему хотите научиться на уроке?
- - А где мы можем узнать о новой форме глагола?- А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?
Изучение нового материала. Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя.) Число? (Число также нельзя определить.) Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.) Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока? (Неопределенная форма глагола.)- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами.) На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
Игра «Кто самый Внимательный».Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Записать глаголы в неопределенной форме.
- Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.
- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (Имеют окончания: -ти, -ть и оканчиваются на -чь.)- Кто попробует сделать вывод ?
Такие глаголы имеют 3 названия.
- Какое из этих названий вам незнакомо? (Инфинитив – лат. слово «неопределённый». Почему эта форма глагола называется неопределённой?
- Для чего нам нужны эти знания?
Работа по учебнику
1 группа упр. 340 Списать однокоренные глаголы и выделить в них корень. Подчеркнуть глаголы в Н.ф. Обозначить окончания.
2 группа упр.341 Написать глаголы в два столбика. Выделить окончания. Составить с ними с\с.
3 группа упр.342 Подобрать к каждому глаголу однокоренной глаголлл, который отвечает на вопрос что сделать Написать. Составить с ними несколько предложений.
2. Игра «Будь внимателен!»
(Коллективно.)
Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.
- Зарубить на носу. (Запомнить.)
- Клевать носом. (Дремать.)
- Пропустить мимо ушей. (Прослушать.)
- Вставлять палки в колёса. (Мешать.)
- Делать из мухи слона. (Преувеличивать.)
- Обвести вокруг пальца. (Обмануть.)
- Держать язык за зубами. (Молчать.)
-как закончить урок
Вид рефлексии
-прийти к общему выводу
-доказать свое мнение
. Что интересного вы узнали на уроке?
Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Какие окончания имеют данные глаголы?
- Почему эти глаголы так названы?
Оценивание-самооценивание
-оценивание в группе
-оценка учителя
Итоговая оценка
Выставление оценок
Д\з
Упр.347,348