Конспект по русскому языку в казахской школе 7 класс
Конспект по русскому языку в казахской школе 7 класс
Конспект урока русского языка в казахской школе на тему "Синтаксис. Предложение и словосочетание" в 7 классе. Урок разработан в соответстие стандарта общеобразовательного образования, учтены возрастаная категория, уровень подготовки учащихся. На уроке проведен повтор и обобщение по теме,даны новые понятия, сделаны выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку в казахской школе 7 класс »
Тема: Синтаксис. Словосочетание и предложение. (ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BV-VI КЛАССАХ)
Цели: повторить изученный материал о словосочетании и предложении; закрепить пунктуационные навыки.
Методические приемы: повторение, обобщение материала, выполнение упражнений, конструирование словосочетаний и предложений, объяснительный диктант.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Беседа по вопросам.
- Какие группы славянских языков вы знаете?
- Какие языки входят в каждую из групп?
- Почему славянские языки называются родственными?
- Докажите, что русский язык - развивающееся явление.
- Приведите примеры неологизмов.
2. Проверка упражнения 4.
Выразительное чтение стихотворения.
- Из скольких предложений состоит текст стихотворения? (Из двух сложных предложений.)
- Назовите грамматические основы всех простых предложений, входящих в состав сложных. (1 - листья скачут и бегут,
устилают; ветер не унес; 2 - сад не помнит; весна погребена.) 3. Сообщение по упражнению 6. II. Повторение темы «Синтаксис»
1. Беседа по вопросам (с. 5 учебника).
(Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Предложение выражает законченную мысль. Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы.
Главные члены предложения - его основа. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов.
По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.)
2. Конструирование словосочетаний.
- К каждому из данных слов подберите такое, чтобы получилось словосочетание. Охарактеризуйте словосочетания и сделайте их схемы.
(Класс работает устно. Выбираем лучшие примеры и записываем на доске и в тетрадях.)
Год (новый, учебный, памятный...) - прилагательное + существительное.
- Используя эти словосочетания, составьте два предложения:
простое и сложное. Обозначьте основы, охарактеризуйте
предложения по цели высказывания.
Обсуждение, лучшие примеры записываются. Например:
А теперь, друзья, слушайте музыку из кинофильмов.
Основа: слушайте (один главный член - сказуемое).
Комментируем пунктограммы: слово друзья не является членом предложения. Это обращение, выделяется с обеих сторон запятыми. Отмечаем, что предложение побудительное.
В старину первого сентября праздновали Новый год, а сейчас в этот день начинается учебный год.
Основы: праздновали (один главный член - сказуемое); год начинается.
Важно обратить внимание на слово «день», которое стоит в форме винительного падежа, совпадающей с формой именительного. В предложении это слово является дополнением. Комментируем орфограммы: старину, праздновали, начинается - и пунктограмму. Отмечаем, что предложение повествовательное.
4. Выполнение упражнения 7 с последующей проверкой.
Отмечаем основы в простых и сложных предложениях, выделяем словосочетания.
5. Объяснительный диктант.
Повторение знаков препинания при однородных членах и в сложносочиненных предложениях с союзом «и». Комментируем орфограммы и пунктограммы, отмечаем основы в простых и сложных предложениях.
1) Свет проникал в самую глубину ущелья и на дне реки разжигал костры из разноцветных камней.
(Предложение простое, однородные сказуемые соединены союзом «и», запятая не ставится. Проникал — проник, разжигал - чередование гласной в корне (после корня стоит суффикс «а», значит, пишем «и», но разжечь».)
2) Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью.
Два человека у доски делают морфологический разбор слов наклоняюсь и двойного, двое других - фонетический разор слов землю, твоя. В это время выразительно читаем текст упражнения, затем по цепочке проверяем орфограммы и пунтктограммы, выполняем словарную работу, потом слушаем отвечающих у доски.
2. Упражнение 15.
Читаем специальные слова (термины), например: русский язык - суффикс, морфология, лексикография, орфограмма; литература - эпитет, инверсия, ямб, хорей; математика - гипотенуза, слагаемые, делитель и т. д.
В это время два человека у доски записывают сложные предложения с некоторыми из этих слов, выделяют основы предложений.
III. Повторение темы «Фонетика и орфография»
1. Беседа по вопросам (с. 9). Дополнительные вопросы:
- В каких словах нет безударных гласных? (В односложных: плеть, край, миг. Кроме того, в сильных классах кто-нибудь
может догадаться, что ударение отсутствует в некоторых предлогах, частицах, словах, примыкающих к другим словам,
переносится на них: передо мной, на мосту, не хочу, хотел бы и т. д.)
Для сильных классов:
- Есть ли в русском языке слова с мягким «ж»? Приведите примеры. (В заимствованных словах: жюри, Жюль. Кроме
того, в одесском говоре: пожалуйста, жалко - «ж» смягчается. В древнерусском языке «ж» было мягким. Об этом
говорит традиционное написание слов: жизнь, лыжи, бежим и т. д.
2. Фонетический разбор слов.
Сгореть - 2 слога Чувство - 2 слога
с - [з] - согл., звонк. ч - [ч] - согл., глух.
г - [г] - согл., звонк. у - [у] - гласи., уд.
о - [а] - гласи., безуд. в - [-]
Р ~ [р'] ~ согл., звонк. с - [с] - согл., глух.
е - [е] - гласи., уд. т - [т] - согл., глух.
т - [т'] - согл., глух. в - [в] - согл., звонк.
ь - [-] о - [а] - гласи., безуд.
(7 букв, 6 звуков) (7 букв, 6 звуков)
Напоминаем, что главное при фонетическом разборе - помнить, что нас интересуют прежде всего звуки, мы записываем то, что слышим.
Задание: подобрать примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков.
Класс делится на пять групп. Четыре группы подбирают примеры из каждой из четырех строф, пятая группа отвечает на вопрос: «Какая особенность русской фонетики объясняет возможность рифмы в последней строфе?»
Примеры:
1 -я строфа - в словах вода и пронзает первая буква о обозначает звук [а], а в словах светло, стекло последняя буква о обозначает звук [о]; в слове недвижнее буквы е обозначают звук [и]; а в слове глубине - звук [е].
2-я строфа - в словах избы, буграм и божий буква б обозначает звук [б], а в словах березы и глубиной буква б обозначает звук [б'].
3-я строфа - в слове звездочет буква д обозначает звук [д], а в слове звёзд буква д обозначает звук [т]; в слове высоты буква в обозначает звук [в], а в слове великий буква в обозначает звук [в']»
4-я строфа - в словах будто, вид буква д обозначает звук [т], а в словах древний, душе буква д обозначает звук [д].
Ответ на вопрос: по законам русской фонетики согласные в слабой позиции (на конце слова й перед глухими согласными) оглушаются - [вит], [хранит].
IV. Подготовленный диктант
Диктуем текст упражнения 16 (стихотворение Н. Заболоцкого). Задание: сделать фонетический разбор слов лениться (1 вариант) и поблажку (2 вариант). Справка:
лениться - 3 слога поблажку - 3 слога
л - [л'] - согл., звонк. п - [п] - согл., глух.
е - [и] - гласи., безуд. о - [а] - гласи., безуд.
н - [н'] - согл., звонк. б - [б] - согл., звонк.
и - [и] - гласи., уд. л - [л] - согл., звонк.
т - [т] - согл., глух. а - [а] - гласи., уд.
ь - [-] ж - [ш] - согл., глух.
с - [с] - согл., глух. к - [к] - согл., глух.
я - [а] - гласи., безуд. у - [у] - гласи., безуд.
(8 букв, 7 звуков) (8 букв, 8 звуков)
Примечание: в слове «лениться» сочетание «ться» можно записать как [ца], тогда звуков - 6.