урок направлен на формирование представления о морфемике как разделе науки о языке. Задания помогут научить школьников обоснованно выделять орфограммы и формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня, воспитать осознание неповторимости природы в любое время года. На уроке использовались таблица «Состав слова», раздаточный материал- карточки.
Параллельно ученик работает у доски с деформированным текстом.
Проверяет выполненную у доски работу другой ученик. Отработка орфограммы безударной гласной, проверяемой в корне, разграничение приставок и предлогов при самостоятельных частях речи. Фронтальный опрос: Ребята, перед вами простое или сложное предложение? Назовите основы? Какие языковые средства художественной выразительности использует в данном тексте? Кто автор этих стихотворных строк?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- сформировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня,
- воспитать осознание неповторимости природы в любое время года. Оборудование: учебник русского языка для 5 класса, таблица «Состав слова», раздаточный материал- карточки
Ход урока.
1 Организационный момент. Приветствие, определение целей, задач урока.
2 Проверка домашнего задания. Параллельно ученик работает у доски с деформированным текстом.
Проверяет выполненную у доски работу другой ученик. Отработка орфограммы безударной гласной, проверяемой в корне, разграничение приставок и предлогов при самостоятельных частях речи. Фронтальный опрос: Ребята, перед вами простое или сложное предложение? Назовите основы? Какие языковые средства художественной выразительности использует в данном тексте? Кто автор этих стихотворных строк?
3 Работа у доски. Найти четвертое «лишнее». Цель данного задания-повторить материал, изученный в разделе «Лексика»
ДОБЫЙ,
ЗЛОЙ,
МИЛОСЕРДНЫЙ,
ЗАБОТЛИВЫЙ
Фронтальный опрос: Какие слова мы называем антонимами, синонимами? Какой раздел их изучает? Какие разделы мы изучили с вами еще? Что является объектом их изучения?
4 Словарная работа по определению лексического значения слов, предложенных в задании на нахождение четвертого «лишнего», и определению типов орфограмм в словах милосердный и заботливый. Работа по развитию речи дифференцированная: сильные учащиеся с предложенными словами составляют два сложных предложения, доказывая это указанием основ, а слабоуспевающие составляют простые предложения с указанием известных случаев осложнения обращениями или однородными членами.
5 Объяснение нового материала на примере анализируемых слов. Ребята, давайте слова милосердный и заботливый разберем по составу. Из каких частей могут состоять слова? Как эти части называются? Какая часть самая главная? Почему? (учащихся необходимо привести к выводу, что в корне заключается лексическое значение однокоренных слов). Для чего служат приставка, суффикс, окончание? ( учащихся надо привести к выводу о том, что приставка, суффикс позволяют образовывать новые лова, а окончание - формы слова, в этом помогут выданные заранее карточки .
КАРТОЧКА№1.
Формы слова
Однокоренные лова
???
???
ЛЕС
ЛЕСОМ
ЛЕСАМИ
ЛЕСУ
ВОДА ВОДИЧКА ВОДЯНОЙ ПОДВОДНЫЙ
ОКРУЖНОСТЬ
ЗАКРУЖИТЬСЯ
ОКРУЖНОЙ
КРУГЛЫЙ (Ж//Г)
ЗАДЕМАЕШЬ
ЗАДУМАЕМ
ЗАДУМА
ЗАДУМАЮТ
Итак, ребята, каждая часть слова важна, нужна, выполняет определенные функции. Приставка, корень, суффикс, окончание называются морфемами, поэтому и раздел их изучающий называется «Мофемика». Сделаем соответствующие пометки в справочнике (это специальная тетрадь, в которой учащиеся фиксируют схемы, определения, слова-исключения, порядок разборов и др.)
6 Работа по учебнику. Чтение теоретического материала в соответствующем параграфе и сопоставление прочитанного с разобранным на уроке.
7 Закрепление через объяснительный диктант ( учащиеся в каждом слове выделяют ту часть слова, в которой встречается ранее изученная орфограмма, что позволяет учащемуся повторить правописание и отрабатывать навык обозначения соответствующих морфем в слове)
8 Подведение итогов урока самими учащимися через наводящие вопросы:
- Что нового узнали?
- Какие орфограммы повторили?
9 Комментарий отметок.
10 Домашнее задание по учебнику с указанием изученного параграфа, номера упражнения для всех обязательного и дополнительного задания проблемно-поискового характера ( например, подберите 15 однокоренных слов с корнем –друг-, указав возможные чередования)