kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка, 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок направлен на формирование представления о морфемике как разделе науки о языке. Задания помогут  научить школьников обоснованно выделять орфограммы и формировать  умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня, воспитать осознание неповторимости природы в любое время года.           На уроке использовались  таблица «Состав слова», раздаточный материал- карточки.

Параллельно ученик работает  у доски с деформированным текстом.

               Со…нце  спряталось  (за)ситцевой  (за)навескою н…бес,

                Ч…рно-бурою л…сицею  (под)горой улегся лес.

Проверяет  выполненную у доски работу другой ученик. Отработка орфограммы безударной гласной, проверяемой в корне,  разграничение приставок и предлогов при самостоятельных частях речи.  Фронтальный опрос:  Ребята, перед вами простое или сложное предложение? Назовите основы?  Какие языковые средства художественной выразительности использует в данном тексте? Кто автор этих стихотворных строк?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка, 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №19 г. Курганинска











Урок русского языка

« Морфемика как раздел науки о языке»

( для учащихся 5 класса)

подготовила учитель

русского языка и литературы

Баженова Н.В.















г. Курганинск,

2016







Тема урока: « Морфемика как раздел науки о языке»

Цель: сформировать представление о морфемике как разделе науки о языке

Задачи: - научить школьников обоснованно выделять орфограммы,

- сформировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня,

- воспитать осознание неповторимости природы в любое время года. Оборудование: учебник русского языка для 5 класса, таблица «Состав слова», раздаточный материал- карточки

Ход урока.

1 Организационный момент. Приветствие, определение целей, задач урока.

2 Проверка домашнего задания. Параллельно ученик работает у доски с деформированным текстом.

Со…нце спряталось (за)ситцевой (за)навескою н…бес,

Ч…рно-бурою л…сицею (под)горой улегся лес.

Проверяет выполненную у доски работу другой ученик. Отработка орфограммы безударной гласной, проверяемой в корне, разграничение приставок и предлогов при самостоятельных частях речи. Фронтальный опрос: Ребята, перед вами простое или сложное предложение? Назовите основы? Какие языковые средства художественной выразительности использует в данном тексте? Кто автор этих стихотворных строк?

3 Работа у доски. Найти четвертое «лишнее». Цель данного задания-повторить материал, изученный в разделе «Лексика»

ДОБЫЙ,

ЗЛОЙ,

МИЛОСЕРДНЫЙ,

ЗАБОТЛИВЫЙ

Фронтальный опрос: Какие слова мы называем антонимами, синонимами? Какой раздел их изучает? Какие разделы мы изучили с вами еще? Что является объектом их изучения?

4 Словарная работа по определению лексического значения слов, предложенных в задании на нахождение четвертого «лишнего», и определению типов орфограмм в словах милосердный и заботливый. Работа по развитию речи дифференцированная: сильные учащиеся с предложенными словами составляют два сложных предложения, доказывая это указанием основ, а слабоуспевающие составляют простые предложения с указанием известных случаев осложнения обращениями или однородными членами.

5 Объяснение нового материала на примере анализируемых слов. Ребята, давайте слова милосердный и заботливый разберем по составу. Из каких частей могут состоять слова? Как эти части называются? Какая часть самая главная? Почему? (учащихся необходимо привести к выводу, что в корне заключается лексическое значение однокоренных слов). Для чего служат приставка, суффикс, окончание? ( учащихся надо привести к выводу о том, что приставка, суффикс позволяют образовывать новые лова, а окончание - формы слова, в этом помогут выданные заранее карточки .

КАРТОЧКА№1.

Формы слова

Однокоренные лова

???

???

ЛЕС

ЛЕСОМ

ЛЕСАМИ

ЛЕСУ

ВОДА
ВОДИЧКА
ВОДЯНОЙ
ПОДВОДНЫЙ

ОКРУЖНОСТЬ

ЗАКРУЖИТЬСЯ

ОКРУЖНОЙ

КРУГЛЫЙ (Ж//Г)

ЗАДЕМАЕШЬ

ЗАДУМАЕМ

ЗАДУМА

ЗАДУМАЮТ

Итак, ребята, каждая часть слова важна, нужна, выполняет определенные функции. Приставка, корень, суффикс, окончание называются морфемами, поэтому и раздел их изучающий называется «Мофемика». Сделаем соответствующие пометки в справочнике (это специальная тетрадь, в которой учащиеся фиксируют схемы, определения, слова-исключения, порядок разборов и др.)

6 Работа по учебнику. Чтение теоретического материала в соответствующем параграфе и сопоставление прочитанного с разобранным на уроке.

7 Закрепление через объяснительный диктант ( учащиеся в каждом слове выделяют ту часть слова, в которой встречается ранее изученная орфограмма, что позволяет учащемуся повторить правописание и отрабатывать навык обозначения соответствующих морфем в слове)

Закричать, объезд, внесешь, пробежка, задуматься, тропинка, соловьиная, помощник, задержался, подбирать.

8 Подведение итогов урока самими учащимися через наводящие вопросы:

- Что нового узнали?

- Какие орфограммы повторили?

9 Комментарий отметок.

10 Домашнее задание по учебнику с указанием изученного параграфа, номера упражнения для всех обязательного и дополнительного задания проблемно-поискового характера ( например, подберите 15 однокоренных слов с корнем –друг-, указав возможные чередования)




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
урок русского языка, 5 класс

Автор: Баженова Надежда Викторовна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311598

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок русского языка в 6 классе. Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива."
    ["seo_title"] => string(71) "urokrusskoghoiazykav6klassieinfinitivsuffiksyinfinitivaosnovainfinitiva"
    ["file_id"] => string(6) "262076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449250352"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока  русского языка "Чему мы научились за год" "
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-chiemu-my-nauchilis-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "101715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428347"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме Сложное предложение. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства