Ф.И.О. учителя: Зарубская Людмила Владимировна
Предмет: Русский язык Удвоенные согласные в русских словах.
Тема | Удвоенные согласные в русских словах. |
Цель урока | Формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами, подвести детей к пониманию того, что написание удвоенных согласных на стыке приставки и корня, корня и суффикса объясняется словообразованием, совершенствовать умение учащихся грамотно писать слова с удвоенными согласными. Способствовать развитию у детей фонематического слуха, внимания, мышления, речи. |
Задачи урока | Регулятивные: определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану, оценивать свой результат. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,таблица, схема), анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, выделять аналогии. Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других, сотрудничать с другими людьми. Личностные: оценивать ситуации, объяснять смысл своих оценок, мотивов. |
Планируемый результат | Научить писать слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса ,исходя из словообразовательной структуры слова. |
Основные понятия | Морфемы: приставка, суффикс, корень, окончание, словообразование –строение слова. |
Межпредметные связи | Литературное чтение. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Рабочая тетрадь по русскому языку. Учебник: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. «Русский язык»,2 часть, 3 класс, «Просвещение», 2009-17 с. Компьютер, экран. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в паре. |
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I этап. Организационный момент. | Цель-активизация учащихся. | -Вот книжки на столе, а вот тетрадки. Не хочется загадывать загадки, И недосуг строить корабль бумажный- Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! Действительно, сегодня мы узнаем много нового и интересного. А кто хочет назвать тему, над которой работали вчера? Попробуем сказать хором! У вас все отлично получается. (Удвоенные согласные в заимствованных словах) | Словесный, мотивация важности учебной деятельности. | Настрой учащихся на плодотворную работу на уроке. | Читают стихотворение. Проговаривают правила общения. Уважай мнение товарища, четко выражай свое. |
II этап. Чистописание. Актуализация знаний. | Цель–обобщить знания о правописании удвоенных согласных в заимствованных словах. Постановка проблемы. | - Напишите по образцу, подчеркните двойные согласные. Аккуратный, аллея, антенна, ванна, грипп, касса, класс, колонна, масса, суббота, перрон, терраса, шоссе, территория, рассвет, русский. -Работая в парах, объясните значение каждого слова. Все ли слова заимствованы? Какие из зтих слов являются русскими? (Рассвет, русский) -Из каких морфем образованы эти слова? Объясните, используя знания о строении слов, чем отличаются заимствованные слова от русских? ( В заимствованных словах удвоенные согласные в корне, а в русских в других частях слова) Как вы сформулируете тему урока? (Написание удвоенных согласных в русских словах.) | Беседа, выявление проблемного вопроса, работа с тетрадью, работа с текстом. | Постановка проблемы. Подводящий к проблеме диалог. | Каллиграфическое письмо, беседа в парах. Обсуждают ответ на вопрос. Пара, готовая отвечать, поднимает руки. . |
III этап. Изучение нового материала. | Цель-сформулировать правило написания удвоенных согласных на стыке приставки и корня, корня и суффикса. | -Задание №1. С помощью указанных приставок образуйте однокоренные глаголы от глаголов, данных в скобках об - (бить, дать, колотить) под - (толкнуть, дать, ставить) рас -(ставить, смешить, сыпать, колоть) -В каких случаях в результате словообразования родственных слов согласные удваиваются? ( Когда приставка оканчивается на ту же согласную букву, с которой начинается корень). Запишите слова с удвоенной согласной Разберите слова по составу. Составьте их схему Задание №2 Образуйте имена прилагательные от имен существительных при помощи суффикса – н - Запишите. Образец: вата - ватный. Слова: вата, чугун, осень, весна, курган, окно, лимон, сахар, длина. - В каких словах написали две буквы - нн-? Составьте схемы этих слов. Объясните, как образовались удвоенные согласные? (Двойная согласная пишется, когда корень оканчивается на ту же букву, с которой начинается суффикс) | Словесный, наглядный, беседа, анализ, сравнение. Решение проблемного вопроса. | Подводящий от проблемы диалог. Организует работу по прослушиванию сообщений учащихся, чередуемую с работой в тетради. Учитель демонстрирует слайды с текстом. | Составление схемы морфемного состава слов. |
IV этап. Физкультминутка | Цель: снятие усталости | Упражнения статической гимнастики | | Демонстрация упражнений детям | Выполнение статической гимнастики |
V-этап. Продуктивные задания на воспроизведение знаний. | .Цель: Применить изученное правило на практике. | .Учебник, упражнение №77. Выполните задание, предложенное в упражнении (задание базового уровня). Задание повышенного уровня: составьте схемы к словам с удвоенными согласными. | Работа с текстом, с тетрадью. | .Демонстрация задания повышенной трудности. | .Пишут в тетради, более подготовленные ученики составляют схемы. |
V/-этап. Итог урока. | Цель: подвести итог проделанной работе. | Скажите, с какой орфограммой мы продолжили знакомиться? В каких частях слова могут находиться удвоенные согласные? Сделайте вывод, как используя словообразование, объяснить написание удвоенных согласных в русских словах? Вывод: Двойная согласная в русских словах пишется, если приставка оканчивается на туже согласную, с которой начинается корень и когда корень оканчивается на ту же согласную с которой начинается суффикс. | Рефлексия изученного нового. | .Проведение диалога. | Формулируют правило. |
| | Используемые ресурсы: Рабочая тетрадь Учебник: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. «Русский язык», 2 часть, 3 класс, «Просвещение», 2007 -175. Экран, проектор, компьютер. | | | |