Методическая разработка урока русского языка для 11 класса "Роль односоставных предложений в художественном тексте
Методическая разработка урока русского языка для 11 класса "Роль односоставных предложений в художественном тексте
Тип урока: урок-исследование художественного текста (на примере фрагмента рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки»).
Цель: выяснить роль односоставных предложений в художественном тексте.
Задачи: научить видеть и определять роль односоставных предложений в художественном тексте и использовать указанные типы односоставных предложений в собственных высказываниях; воспитывать бережное отношение к слову, интерес к родному языку.
Формируемые компетенции:
Языковая компетенция – способность учащихся находить односоставные предложения, употреблять данные синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка.
Коммуникативная компетенция – коммуникативные умения, связанные с выбором нужной языковой формы, способа выражения в зависимости от условий коммуникативного акта.
Культуроведческая компетенция, которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира, овладение художественными маркированными единицами языка, русским речевым этикетом посредством изучения художественных текстов.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка для 11 класса "Роль односоставных предложений в художественном тексте »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40 »
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе:
«Роль односоставных предложений в художественном тексте»
(на примере фрагмента рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки»)
разработал и подготовил:
учитель русского языка и литературы
Соломенцева О.В.
Старый Оскол
2015
Тип урока: урок-исследование художественного текста (на примере фрагмента рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки»).
Цель: выяснить роль односоставных предложений в художественном тексте.
Задачи: научить видеть и определять роль односоставных предложений в художественном тексте и использовать указанные типы односоставных предложений в собственных высказываниях; воспитывать бережное отношение к слову, интерес к родному языку.
Формируемые компетенции:
Языковая компетенция – способность учащихся находить односоставные предложения, употреблять данные синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка.
Коммуникативная компетенция – коммуникативные умения, связанные с выбором нужной языковой формы, способа выражения в зависимости от условий коммуникативного акта.
Культуроведческая компетенция, которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира, овладение художественными маркированными единицами языка, русским речевым этикетом посредством изучения художественных текстов.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Литература:
Бунин И.А. Антоновские яблоки. Повести и рассказы. Стихотворения. М., Технологическая школа Бизнеса; Памятники исторической мысли, 1996, 350 с.
Журавлев А.П. Звук и смысл: кн для внеклассного чтения (VIII-X кл.), М., Просвещение, 1981, 160 с.
Отсренкова М.А. Уроки-исследования художественного текста. Ч.2. Ярославль. Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2001, 23 с.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке русского языка я предлагаю вам выступить в роли исследователей художественного текста. А что в тексте можно исследовать?
Ученик: Сюжет, образы, авторский стиль, язык
Учитель: Всегда ли это легко сделать?
Ученик: Нет.
Учитель: И в качестве руководства к вашим исследованиям я предлагаю строчки из стихотворения Н. Рыленкова, которые являются эпиграфом нашего урока:
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться…
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно…
(слайд 1)
Учитель: На что поэт обращает внимание? Кокой дает совет читателю-исследователю?
Ученик: Необходимо не просто видеть и слышать художественный текст, а нужно всматриваться, вслушиваться, чтобы лучше понять, прочувствовать произведение.
Учитель: А исследовать мы будем на уроке фрагмент рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» с целью выяснения роли односоставных предложений в художественном тексте. (слайд 2)
Откроем тетради и запишем тему урока: «Односоставные предложения».
Учитель: Все, что сказано Буниным, является ярким, сочным, колоритным. После прочтения произведений остается много впечатлений, и в памяти сохраняются не только образы, но и запахи, звуки и даже вкус. (слайд 3)
Сейчас я прочитаю фрагмент рассказа Бунина. Во время моего чтения вы должны максимально использовать умения всматриваться и вслушиваться, чтобы лучше представить себе опысываемое автором.
«К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду - костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада - сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги - два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони - и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки... »[1; 7].
Учитель: Итак, какое впечатление произвел на вас данный текст? Какие ощущения остались у вас? Какие краски вы увидели, какие звуки услышали, какие почувствовали запахи, а, может быть, кто-нибудь из вас ощутил знакомый вкус? А как автору удалось эти краски, звуки, запахи передать нам? Итак, начнем с запахов. Какие запахи вы почувствовали?
Ученик: «Ржаной аромат новой соломы и мякины»
Учитель: Значение всех слов вам понятно? Что такое мякина, гумно?
Ученик: Мякина – остатки колосьев, стеблей и другие отходы при молотьбе. Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба.
Учитель: А какой он, ржаной аромат? Опишите мне его словесно.
Ученик: Это запах хлеба, который ассоциируется всегда с домом, с теплом, с чем-то родным.
Учитель: Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу предложения.
Ученик: «Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь (сказуемое) домой к ужину». [1; 7]. (слайд 5)
Учитель: Охарактеризуйте предложение по наличию в нем грамматической основы. (слайд 6)
Ученик: Это односоставное, определенно-личное предложение.
Учитель: А теперь употребите данный глагол в 1-м лице, сохранив его видовременную форму. Запишите полученное предложение. Прочитайте оба предложения. Чем они отличаются друг от друга? (слайд 6)
Ученик:«Надышавшись на гумно ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро иду домой к ужину мимо садового вала». [1; 7]. Во втором предложении глагол четко указывает на наличие лирического героя. Можно мысленно подставить местоимение Я: (я иду домой…). Деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. В 1-м предложении глагол не указывает на конкретное лицо, можно мысленно подставить местоимение ты.
Учитель: А кто такой ты? Это может быть каждый, любой из нас. Таким образом, в этом предложении говорится о действии, которое относится к любому лицу. Об этом лице мы мысленно можем сказать всякий, любой, каждый. Ребята, такие односоставные предложения в русском языке называются обобщенно-личными. Эти предложения мы можем найти среди пословиц и поговорок. Форма выражения сказуемого в обобщенно-личном предложении такая же, как и в определенно-личном, но их отличие состоит в семантике. Подумайте, с какой целью автор использует такую синтаксическую конструкцию (односоставное обобщенно-личное предложение)?
Ученик: Таким образом автор пытается устроить диалог с читателем, приобщить читателя к повествованию, чтобы читатель прочувствовал себя участником происходящего и ярче увидел изображаемую картину.
Учитель: Какие еще запахи вы почувствовали?
Ученик: Запах костра.
Учитель: Но запах костра необычен. Кокой дым костра?
Ученик: «Душистый дым вишневых сучьев».
Учитель: Обратите внимание на предложение, в котором об этом говорится. Выпишите его: «И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев». [1; 7]. Охарактеризуйте предложение по наличию в нем грамматических основ. А для этого подчеркните грамматические основы и выделите части сложного предложения. Охарактеризуйте каждую часть по наличию в ней грамматической основы. (слайд 7)
Ученик: «И вот еще запах (1): в саду – костер (2), и крепко тянет (сказуемое) душистым дымом (сказуемое) вишневых сучьев» (3). [1; 7].
1 часть – односоставное, назывное; 2 часть – двусоставное неполное с пропущенным сказуемым (об этом говорит обстоятельство, которое относится только к сказуемому, а также знак препинания – тире, указывает на пропуск сказуемого, но оно также приближено к односоставному). 3 часть – односоставное безличное.
Учитель: Итак, данное сложное предложение состоит из трех простых предложение, два из которых являются односоставными, третье также приближено к односоставному назывному предложению, так как является двусоставным неполным с пропущенным сказуемым. Что придает такое использование односоставных предложений?
Ученик: Назывное предложение указывает на присутствие, наличие запаха, с помощью безличного предложения передается конкретный запах, причем как будто этот запах приобретает одушевленность: тянет дымом.
Учитель: Помимо запахов, вы услышали и звуки (есть и звуки). Какие? (чтение вслух третьего предложения).
Ученик: Звуки скрипа ворот.
Учитель: Как автору удалось передать скрип на фонетическом уровне?
Ученик: Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Повторение звука [с] – аллитерация.
Учитель: Неотрывно со звуками и запахами присутствуют и краски. Прочитайте, пожалуйста, текст с предложения, которое начинается следующими словами: «В темноте, в глубине сада…». Какие два цвета вам удалось увидеть? Докажите это примерами из текста: назовите слова или словосочетания, называющие цвета.
Ученик: Багровое пламя, черные силуэты, два черных столба.
Учитель: Расположите данные прилагательные по степени насыщенности цвета.
Ученик: Красный, алый, кровавый, багровый.
Учитель: Почему автор использует для характеристики пламени прилагательное «багровый»?
Ученик: Багровый – это самый насыщенный цвет. Автор таким образом пытается воздействовать на читателя, ярче передать картину.
Учитель: А какие слова из текста ассоциируются с багровым и черным цветом?
Ученик: С багровым – костер, пламя, пылает, с черным цветом ассоциируются следующие слова: ночь, темнота, глубина, мрак.
Учитель: А теперь найдите в тексте предложение, которое настраивает читателя на приближение темноты, мрака. Запишите его к себе в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу. Определите тип односоставного предложения. (слайд 8)
Ученик:«Темнеет» – это односоставное безличное предложение.
Учитель: Какова роль этого безличного предложения?
Ученик: Данное безличное предложение называет состояние природы, наступление темноты, которое происходит помимо воли человека.
Учитель: Итак, мы с вами уловили запахи костра, душистого дыма, услышали скрип ворот, разглядели краски этого осеннего позднего вечера. А теперь обратите внимание на первое предложение. О чем в нем говорится?
Ученик: В нем говорится о том, что становится холодно и росисто, т.е. передается ощущение холода, влажности и сырости.
Учитель: Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните грамматическую основу, определите тип односоставного предложения.
«К ночи в погоду становится очень холодно и росисто» (сказуемые). [1; 7];
(слайд 9)
Учитель: Определите тип сказуемого.
Ученик: Составное именное сказуемое, в котором становится – это глагол-связка, холодно и росисто – слова категории состояния. Это безличное предложение.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать о роли односоставных предложений в тексте? Какую функцию они выполняют?
Ученик: Односоставные предложения передают состояние окружающей среды лаконично и в тоже время ярко (назывные, безличные односоставные предложения). Обобщенно-личные предложения помогают читателю почувствовать себя участником происходящего и ярче увидеть изображаемую картину.
Учитель: Итак, мы с вами убедились в том, что синтаксис в художественном тексте несет важную смысловую нагрузку. А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу. Выберите любимое ваше время года и попробуйте создать зарисовку, в которой передайте краски, запахи, звуки, вкусы. Чтобы создать определенное эмоциональное настроение, я включу музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года». (слайд 10)