Тема: Урок повторения «Односоставные предложения».
Цели: 1) Обобщить и закрепить знания об односоставных предложениях;
2) Развивать умение различать виды односоставных предложений;
3) Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
4) Определять роль односоставных предложений в художественном тексте;
5) Воспитывать любовь к родной природе через слово
Оборудование:
• Мультимедийная установка
• Компьютерная презентация
• Тестовые задания
Ход урока.
Организационный момент.
Сегодня мы обобщим сведения об односоставных предложениях,
покажем на уроке свои умения находить односоставные предложения в тексте и определять их вид.
Поговорим o сфере употребления этих предложений.
Работая над односоставными предложениями в течение нескольких уроков, вы, я думаю, уже увидели их особую красоту, так как односоставные предложения обладают удивительной эмоциональностью.
Исследовательская работа (слайд № 2)
Озаглавьте текст и определите типы односоставных предложений.
Вечером можно пройтись по зимнему городу(безличное). Сумрачно(безличное). Кругом фонари(назывное). Издали приметишь одинокий могучий дуб в центре площади(определённо-личное). О нём слагали стихи и песни(неопределённо-личное). Подойдёшь поближе, встанешь под его ветви, запорошенные снегом, и будешь ждать дуновения ветерка(определённо-личное). И вот долгожданная струя морозного воздуха(назывное). Стоишь, затаив дыхание, и любуешься дивным танцем сверкающих снежинок, растревоженных ветром и пустившихся в пляс(определённо-личное). Красота!(назывное)
Игра «Кто быстрее»
Найдите пару (слайд № 3)
? Безличное Ночь темна.
? Определенно-личное Меня задержали на полчаса.
? Назывное C утра морозит.
? Неопределенно-личное Цыплят по осени считают.
? Обобщённо-личное На берегу реки разведут костёр.
Самостоятельная работа
Укажите главные члены предложения (слайд № 4)
(I-группа) 1. Вот уже жарко стало. 2. Кругом еще ясно светит солнце: охотиться можно. 3. Вот и лес. Тень и тишина. 4. Уже совсем стемнело и начинало холодать.
(II-группа) 1. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму. 2. В умной беседе ума наберешься, в глупой свой растеряешь. 3. Работай веселее, будешь жить веселее. 4. И нашим и вашим всегда спляшем.
Распределительный диктант
Распределите предложения на 2 группы (слайд № 5)
Односоставные предложения Двусоставные предложения
2,3,4,5,7,9,10 1,6,8
1. Снег белеет кругом по колено.
2. Так морозно, светло и бело!.
3. Снегом пушистым лёд замело.
4. Встаю на лыжи и бегу к ближайшему лесочку.
5. Любишь кататься, люби и саночки возить.
6. Зимний воздух был тих и звучен.
7. В домах зимними вечерами зажигают огни.
8. Ночь светла, мороз сияет.
9. Любуемся чудесной картиной зимней природы
10. Какой сильный мороз!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: 1) Обобщить и закрепить знания об односоставных предложениях;
2) Развивать умение различать виды односоставных предложений;
3) Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
4) Определять роль односоставных предложений в художественном тексте;
5) Воспитывать любовь к родной природе через слово
Оборудование:
Мультимедийная установка
Компьютерная презентация
Тестовые задания
Ход урока.
Организационный момент.
Сегодня мы обобщим сведения об односоставных предложениях,
покажем на уроке свои умения находить односоставные предложения в тексте и определять их вид.
Поговорим o сфере употребления этих предложений.
Работая над односоставными предложениями в течение нескольких уроков, вы, я думаю, уже увидели их особую красоту, так как односоставные предложения обладают удивительной эмоциональностью.
Исследовательская работа (слайд № 2)
Озаглавьте текст и определите типы односоставных предложений.
Вечером можно пройтись по зимнему городу(безличное). Сумрачно(безличное). Кругом фонари(назывное). Издали приметишь одинокий могучий дуб в центре площади(определённо-личное). О нём слагали стихи и песни(неопределённо-личное). Подойдёшь поближе, встанешь под его ветви, запорошенные снегом, и будешь ждать дуновения ветерка(определённо-личное). И вот долгожданная струя морозного воздуха(назывное). Стоишь, затаив дыхание, и любуешься дивным танцем сверкающих снежинок, растревоженных ветром и пустившихся в пляс(определённо-личное). Красота!(назывное)
Игра «Кто быстрее» Найдите пару (слайд № 3)
Безличное Ночь темна.
Определенно-личное Меня задержали на полчаса.
Назывное C утра морозит.
Неопределенно-личное Цыплят по осени считают.
Обобщённо-личное На берегу реки разведут костёр.
Самостоятельная работа
Укажите главные члены предложения (слайд № 4)
(I-группа) 1.Вот уже жарко стало. 2. Кругом еще ясно светит солнце: охотиться можно. 3. Вот и лес. Тень и тишина. 4. Уже совсем стемнело и начинало холодать...
(II-группа) 1. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму. 2. В умной беседе ума наберешься, в глупой свой растеряешь. 3. Работай веселее, будешь жить веселее. 4. И нашим и вашим всегда спляшем.
Распределительный диктант
Распределите предложения на 2 группы (слайд № 5)
Односоставные предложения
Двусоставные предложения
2,3,4,5,7,9,10
1,6,8
1. Снег белеет кругом по колено.
2. Так морозно, светло и бело!..
3. Снегом пушистым лёд замело.
4. Встаю на лыжи и бегу к ближайшему лесочку.
5. Любишь кататься, люби и саночки возить.
6. Зимний воздух был тих и звучен.
7. В домах зимними вечерами зажигают огни.
8. Ночь светла, мороз сияет.
9. Любуемся чудесной картиной зимней природы
10. Какой сильный мороз!
Внимательно рассмотрите эти предложения.
По какому принципу вы их поделили?(слайд № 6)
Я умею читать книги. Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолёта
Мне не спится.
Какая ночь!
По наличию главных членов предложения делятся на: (слайд № 7)
Грамматическая основа
двусоставные односоставные
подлежащее исказуемоеподлежащееилисказуемое
Обобщающая таблица(слайд № 8)
С главным членом – сказуемым С главным членом – подлежащим
Определённо-личные Назывные
Неопределённо-личные
Безличные
Обобщенно-личные
Семантическая карта (слайд № 9)
Примеры
Назывное
Неопределенно -личное
Определенно-личное
Обобщенно -личное
Безличное
Привыкаешь к городскому шуму
Других не суди, на себя погляди
На берегу реки разведут костёр
Так всегда светает в Москве ранней весной
Тишина занесенного снегом дома
Тестирование (слайд № 10,11)
В завершении урока мы проведем небольшое тестирование. Бланки с заданиями у вас на столе. Время выполнения работы – 7 минут.
А1.Найдите среди предложений односоставное.
1. Не плачь ты попусту.
2. Часам к двум пополудни началась гроза.
3. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
4. Тротуары заливают асфальтом.
А2.Определите тип предложения
Тропинки в лесу замело снегом.
1. Двусоставное.
2. Определенно-личное.
3. Безличное.
4. Неопределенно-личное.
А3.Найдите безличное предложение.
1. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
2. Газеты приносят утром.
3. Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей.
4. Похолодало.
А4.Найдите неопределенно-личное предложение.
1. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени.
2. В классе тепло.
3. Дарую тебе волю.
4. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.
А5.Найдите определенно-личное предложение.
1. Веет с поля ночная прохлада.
2. Уже смеркалось и в комнате стало темно.
3. Дарую тебе волю.
4. Хорошо в зимнем лесу!
Проверь себя (слайд № 12)
А1
А2
А3
А4
А5
1
+
2
3
+
+
4
+
+
Без ошибок – «5»
Одна ошибка – «4»
Две ошибки – «3»
Итог урока.
Мы сегодня повторили сведения об односоставных предложениях, выяснили их роль в художественном тексте». (Выставление оценок за урок.)
Рефлексия (слайд № 13)
Закончите предложения:
Сегодня на занятии мне удалось…. Самым интересным для меня было…. Особенно трудным мне показалось….