Просмотр содержимого документа
«Роль односоставных предложений в художественном тексте »
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе.
Цели: 1) обобщение сведений об односоставных предложениях;
2) определение их роли в художественном тексте;
3) воспитание любви к родной природе через слово;
4) попутное повторение некоторых видов орфограмм;
5) выполнение морфемного, морфологического и синтаксического разбора.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель. Сегодня мы обобщим сведения об односоставных предложениях, выясним их роль в художественном тексте.
Все задания будут объединены зимней темой, т. к. за окном сейчас зимняя пора...
Зима! Сколько радости она приносит не только детям, но и взрослым! Катание на санках и коньках, лыжная прогулка, игра в снежки, сооружение ледяной крепости - все это дарит нам это замечательное время года. И какая же красота вокруг!
«У наших зим особенная прелесть!» - сказал поэт Николай Рыленков.
Эти его поэтические строки и будут эпиграфом нашего урока, запишем его в тетрадях после темы справа». (Оформление тетрадей).
II. Терминологический диктант.
(Проверка осуществляется одновременно с демонстрацией слов, выведенных на слайдах или написанных на табличках).
- Начнем с повторения некоторых теоретических понятий. В тетрадях записываются слова, соответствующие прочитанным определениям.
1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого.
2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.
3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего.
4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму 3 л. множественного числа.
5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления.
6) Особый вид назывного предложения, для обозначения которого в русском языке существует два термина, отражающие определенные признаки данного вида.
7) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи.
III. Анализ отрывка из стихотворения А. Блока «Снег да снег...»
(Текст под диктовку учителя один из учащихся записывает на доске).
Снег да снег. Всю избу замело.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены....
И дыханье выходит из губ
Застывающим32 в воздухе паром4.
Вон дымок выползает из труб;
Вон в окошке сидят с самоваром.
Задание: 1) объяснить пунктограммы и трудные орфограммы,
2) подчеркнуть грамматические основы предложений;
3) выполнить указанные виды разбора;
4) ответить на вопрос: чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?
(Односоставные предложения понятны и без второго главного члена. Отсутствие его усиливает смысловое значение того главного члена, который есть в предложении.
Кроме того, определенно-личные и неопределенно-личные предложения более лаконичны, в них больше подчеркивается действие, чем деятель. А выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительности действия).
IV. Лингвистические задачи.
(У каждого из учащихся имеется карточка с условием лингвистической задачи, которую необходимо решить, а ответ аргументировать. Задач три варианта.
Ответы при проверке оцениваются учителем и учениками).
Вариант I.
Задание. Является ли данное предложение односоставным? Свой ответ аргументируйте. Устно объясните значение указанного слова.
Бриллианты 5 в лунном свете,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на деревьях,
Бриллианты на снегах....
(А. Фет «Знаю я, что ты, малютка...»)
Решение.
Данное предложение не является односоставным и назывным, т. к. распространить назывное предложение могут только согласованные или несогласованные определения (то есть те второстепенные члены, которые относятся к группе подлежащего), а в данном предложении есть второстепенный член с обстоятельственным значением.
Следовательно, это неполное двусоставное предложение с опущенным сказуемым, а обстоятельства напоминают о его существовании.
Бриллиант5 - драгоценный камень, граненый и шлифованный.
Вариант II.
Задание. Является ли данное предложение именительным представления? Объясните значение указанного слова.
Иней5... Он сверкал, переливался на солнце, словно алмаз из заветной шкатулки Деда Мороза.
Решение.
Это предложение является именительным представления, т. к., во-первых, именительный представления предполагает продолжение, развитие той темы, которая уже названа, и мы наблюдаем это в данном примере;
во-вторых, предложение, следующее за именительным представления, связано с ним цепной связью, в роли сцепляющего слова выступает местоимение (а еще могут выступать и повторяющиеся или однокоренные слова, другие языковые средства);
в-третьих, с именительным представления может сочетаться риторический вопрос или восклицание, и здесь это возможно;
наконец, в конце именительного представления могут стоять различные знаки препинания - многоточие, восклицательный знак, сочетание этих знаков, точка. В данном примере - многоточие.
Заветной 5 - сокровенной, свято хранимой.
Вариант III. .
Задание. Является ли это предложение именительным представления?
Устно объясните значение выделенного слова.
Мелколесье 5. Степь да дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
(С. Есенин).
Решение.
Это назывное предложение, а не именительный представления, поскольку последний предполагает обязательное продолжение, развитие темы, которая названа, а здесь такое не наблюдается.
Мелколесье5 - небольшой лес.
V. Творческая работа
(сочинение - миниатюра на одну из предложенных тем
с подбором эпиграфа).
Учитель: «О зиме писали многие поэты, ее изображали на своих полотнах многие известные художники.
Дома вы подготовили небольшие поэтические отрывки из наиболее понравившихся зимних стихотворений. Послушаем их». (Читаются отрывки из стихотворений русских поэтов о зиме).
Учитель: «У нас в классе много зимних пейзажей: это художественные фотографии и репродукции картин известных художников: И. Шишкина «Зима», Грабаря «Зимний пейзаж», К. Юона ««Волшебница-зима». Посмотрите, какое великолепие! Царство снега на репродукции картины Шишкина: гигантские деревья склоняются под его тяжестью. Каждая веточка, как хрустальная...
А вот эти зимние пейзажи нарисовали ребята. И не только нарисовали, но и подобрали к ним поэтические строчки. (Демонстрация детских рисунков).
Учитель: «Вспомним еще зимние пейзажи, которые изобразили русские художники». (А. К. Саврасов «Зимний пейзаж», И. Шишкин «Иней», К. Юон» «Русская зима», Грабарь «Февральская лазурь», Л. Бродская «Зимний лес» и др.)
- Не обошли своим вниманием зиму и многие известные композиторы.
Вспомните имена и произведения некоторых из них.
(Вступление к опере «Ночь перед Рождеством Римского-Корсакова, дающее поэтическую зарисовку морозного вечера с его застывшей прозрачной атмосферой; вариация Феи Зимы из балета С. С. Прокофьева «Золушка», «Времена года» П. И. Чайковского, его же лирически светлая Первая симфония «Зимние грезы», «Метель» Свиридова и др.).
Учитель: «С помощью интонации, окраски звучания разных инструментов в оркестре можно нарисовать в воображении слушателя настоящую снежную идиллию или бурю, вьюгу, метель. Как, например, это сумел сделать композитор-чародей Петр Ильин Чайковский. Он написал чудесную «снежную» музыку. Это балет по сказке немецкого писателя Эрнста Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Отрывок из этого музыкального произведения мы с вами сегодня и послушаем. И пусть эта волшебная музыка вдохновит вас в написании небольшой творческой работы на одну из тем: «Зимний пейзаж», «Зимняя ночь», «Лес зимой», «Зимний вечер», «Зимнее утро». Подберите к своему сочинению эпиграф. По возможности больше постарайтесь употребить в работе односоставных предложений.
(Проверяется 2-3 работы)
- Итак, какова роль односоставных предложений в художественном тексте? (Делается вывод).
VI. Работа по карточкам.
(Определение вида односоставных предложений).
1) Зимние сумерки.
2) Холодно.
3) Завьюжило не на шутку.
4) Снегу намело до самых крыш.
5) С трудом пробираюсь по узкой тропинке.
6) Вот и знакомый дом.
7) Меня здесь ждут.
8) Радуюсь приветливым лицам хозяев.
(Учащиеся на маленьких карточках, на которых записана их фамилия, записывают вид односоставных предложений, диктуемых учителем. Один из учащихся работает на переносной доске. При проверке с объяснением учащиеся обмениваются карточками, проверяя друг друга и выставляя оценки. Работающего у переносной доски оценивает учитель).
Ф. И. учащегося.
1) назывное
2) безличное
3) безличное
4) безличное
5) определенно-личное
6) назывное
7) неопределенно-личное
8) определенно-личное
VII. Итог урока, домашнее задание.
Учитель: «Мы сегодня повторили сведения об односоставных предложениях, выяснили их роль в художественном тексте». (Выставление оценок за урок.)
Задание на дом: составить карточку по теме «Односоставные предложения» для кабинета русского языка и литературы, соответственно ее оформить.