Урок речевого творчества . Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.
Урок речевого творчества . Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.
Систематизировать знания учащихся о типах текстов.
Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся.
Воспитывать ответственность, чувство коллективизма.Развивать связную речь, творческое мышление, эмоциональный мир ребенка.Учить выражать собственное мнение, обосновывать его;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок речевого творчества . Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. »
Урок речевого творчества по теме: Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.
Цель: познакомить учащихся с типами текста; закрепить полученные знания;развивать связную речь, творческое мышление, эмоциональный мир ребенка.
Ход урока:
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
- Прочитав анаграммы, вы узнаете тему урока.
ОПВЕСТВАВОИЕН ПИОАСНИЕ ССРАУЖДНИЕ
- Кто догадался, какие это слова? (Повествование, описание, рассуждение)
- Определите тему урока. (Типы текста: повествование, описание , рассуждение)
II. Лингвистический этап
1. Эмоциональная речевая разминка
- Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух хором.
Побежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.
Вот ромашка с золотым сердечком,
У нее высокий стебелек.
Рядом с нею, синий будто речка, Солнышком нагретый василек.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой.
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчет с гвоздикой полевой.
2. Анализ содержания стихотворения
- Что такое текст? (Это группа предложений, связанных по смыслу. В предложениях говорится о цветах, которые Таня подарит маме.)
- Прочитайте стихотворение хором. Из каких цветов будет Танин букет? Найдите слова с переносным значением. (Золотое сердечко, колокольчик в шапочке кивает головой, одуванчик шепчется)
- Прочитайте выразительно стихотворение, обратите внимание на красивые слова. Продолжите столбик, установив связь по образцу:
высокий - низкий
весело - (грустно)
шептать - (кричать)
- Какие пары слов мы получили? (Антонимы)
3. Лексико - орфографическая минутка
- Объясните орфограммы в названиях цветов:
ромашка - непроверяемая безударная гласная;
василёк - непроверяемая безударная гласная;
колокольчик - сочетание -оло-;
одуванчик - -нч- без мягкого знака, непроверяемая безударная гласная;
гвоздика - непроверяемая безударная гласная.
- Ребята, давайте выясним значение слова "лиловый"и запишем его в тетради. (Лиловый - цвет фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый)
- А какой цветок в букете (в стихотворении) лилового цвета? (Колокольчик)
4. Введение понятия "типы текста"
Посмотрите на доску. На ней записаны первые два предложения трех разных текстов (дано начало рассказа).
1. Мы вырастили колокольчики. Случилось это вот как.
2. Мы вырастили колокольчики . Вот какие они получились.
3. Мы вырастили колокольчики. Почему именно колокольчики?
- Что между ними общего? (Одинаковые первые предложения)
- Узнаете ли вы из первых предложений, о чем именно будет говорится?
- Прочитайте второе предложение первого текста. О чем пойдет речь? (О том, как выращивали колокольчики)
- Значит, в первом тексте будет говориться о событиях, действиях. Какое слово нам подсказывает это? (Случилось)
- Прочитайте второе предложение второго текста. О чем пойдет речь? (Какие колокольчики выросли)
- Какие слова помогают это узнать? (Вот какие)
- О чем пойдет речь в третьем тексте? (объяснения, почему посадили именно колокольчики)
- Какое слово нам поможет? (Почему)
- Итак, мы получили 3 текста, попробуем задать вопрос к каждому из них.
1. Как это случилось?
2. Какие?
3. Почему?
В тексте - повествовании обычно сообщается о каком - либо случае или событии. В таком тексте содержатся ответы на вопросы: что случилось? что произошло?
Схема
Начало действия.
Развитие действия.
Кульминация, итог, конец.
План
Что случилось?
Где? Почему?
Как? Когда?
В тексте - описании говорится о признаках предметов, то есть описываются события, люди. В таких текстах можно найти ответы на вопросы: каков? какова? каково? каковы?
На огороде распустилась верба - белые пуховики. Жарче и жарче светит солнцем. Днем с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки. Потемнели, раскисли дороги. Лед на реке посинел.
Вот она какая, весна!
- Какой это тип текста? ( Описание)
6. Веселая минутка
Мы сем семена колокольчиков на грядке в саду. Поливаем грядку водой из лейки. Показались первые зеленые росточки. Они тянутся к солнцу своими листочками. Колокольчики расцвели. Они качают своими головками на ветру.
(Слова учителя сопровождаются движениями детей)
III. Литературоведческий этап
1. Составление текста
- Что нового вы узнали о тексте?
- Что вы знаете о тексте - повествовании (описании, рассуждении)
Составьте текст на тему " Мне купили новый портфель". Тип текста можно выбрать по желанию.
Например:
Мне купили ранец. Старый портфель стал маленьким, учебники не влезали. Портфель носить тяжело, а ранец легко. Вот почему мне купили ранец.
2. Анализ составленных текстов
- Послушайте сочинения. Определите тип текста каждого. (Текст- повествование, текст - описание, текст - рассуждение)