kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 7 классе "Сердце матери"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в 7 классе.

Подробное изложение. (2ч.)

«Сердце матеи».

Цели:

  1. Обучающая: научить, используя авторские языковые средства, подробно передавать исходный текст; внимательно относиться к слову.
  2. Развивающая: развивать умения определять тему, основную мысль, работать над составлением плана.
  3. Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности перед матерью, любви к матери.

Есть прекраснейшее существо на свете,

 у которого мы в долгу, - это мать.

А. Н. Островский

Ход урока:

I.Организационный момент.

     Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.

II.Вступительное слово учителя.

1.Чтение стихотворения о матери (любого).

2.Рассказ учителем легенды:

       « Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.

  И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих  детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».

Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?

Прослушивание песни  о матери.

3.Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?

                Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы

                Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?

                Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.

4.Чтение стихотворения                                                    

      Легче всего - обидеть мать,

 Она обидой не ответит.

 И только будет повторять:

     «Не простудись, сегодня ветер».

      Легче всего обидеть мать.

    Пройдут года, мы станем выше

    И кто-то, губы сжав, опять

    Возьмет бумагу и напишет:

    «Легче всего - обидеть мать».

    И, может быть, его услышат

                   С. Плотов.

Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

                 Вы поняли, что хотел сказать автор?

III.Чтение текста.

  Замечательный педагог   - Василий Александрович Сухомлинский  в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.

  «Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

  Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.

  Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»

  Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

  Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».

IV.Анализ текста.

Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).

                Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне

                 и бескорыстно, как мать).

                О чем рассказывает легенда?

                Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-

                ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это                    

                испытание?

                Как описана жена сына?

                Что такое человечность?

                К какому стилю относится текст?(художественный)

                Определите тип речи.(повествование).

 Делаются выводы по тексту.

V.Деление текста на части. Составление плана.

План.

1.Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.

2.Жена-красавица с черной душой.

3.Требования жены.

4.Нечеловеческий поступок сына.

5.Бескорыстная любовь матери.

 

VI.Элементы лингвистического анализа текста.

Учитель:

1.Объясните лексическое значение слова легенда?

Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.

В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.

2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?

Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.

3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).

4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?

5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» - сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» - материнское.

6. Какими словами автор передает раскаяние сына: «зарыдал, схватил, прижал к груди, вложил, облил горячими слезами».

7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?

Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).

8. Что значит «бескорыстно»?

  VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.

  VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.

На доске:  Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).

   Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».

     IХ. Полный пересказ текста.

 

     Х. Повторное чтение.

 

     ХI. Написание изложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе "Сердце матери" »


Урок развития речи в 7 классе.

Подробное изложение. (2ч.)

«Сердце матеи».


Цели:

  1. Обучающая: научить, используя авторские языковые средства, подробно передавать исходный текст; внимательно относиться к слову.

  2. Развивающая: развивать умения определять тему, основную мысль, работать над составлением плана.

  3. Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности перед матерью, любви к матери.



Есть прекраснейшее существо на свете,

у которого мы в долгу, - это мать.

А. Н. Островский


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.


  1. Вступительное слово учителя.

  1. Чтение стихотворения о матери (любого).

  2. Рассказ учителем легенды:

« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.

И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».

Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?

Прослушивание песни о матери.

  1. Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?

Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы

Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?

Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.

  1. Чтение стихотворения

Легче всего - обидеть мать,

Она обидой не ответит.

И только будет повторять:

«Не простудись, сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать.

Пройдут года, мы станем выше

И кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего - обидеть мать».

И, может быть, его услышат


С. Плотов.

Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

Вы поняли, что хотел сказать автор?

  1. Чтение текста.

Замечательный педагог - Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.

«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»

Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».


  1. Анализ текста.

Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).

Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне

и бескорыстно, как мать).

О чем рассказывает легенда?

Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-

ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это

испытание?

Как описана жена сына?

Что такое человечность?

К какому стилю относится текст?(художественный)

Определите тип речи.(повествование).


Делаются выводы по тексту.

  1. Деление текста на части. Составление плана.

План.

    1. Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.

    2. Жена-красавица с черной душой.

    3. Требования жены.

    4. Нечеловеческий поступок сына.

    5. Бескорыстная любовь матери.


  1. Элементы лингвистического анализа текста.

Учитель:

1.Объясните лексическое значение слова легенда?

Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.

В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.

2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?

Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.

3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).

4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?

5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» - сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» - материнское.

6. Какими словами автор передает раскаяние сына: «зарыдал, схватил, прижал к груди, вложил, облил горячими слезами».

7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?

Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).

8. Что значит «бескорыстно»?


VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.

VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.

На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).

Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».

IХ. Полный пересказ текста.


Х. Повторное чтение.


ХI. Написание изложения.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок развития речи в 7 классе "Сердце матери"

Автор: Шаймарданова Тлеугайша Оралбаевна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Путешествие по карте Украины. Урок развития речи. Письменный пересказ «Легенда об основании Харькова» "
    ["seo_title"] => string(112) "putieshiestviie-po-kartie-ukrainy-urok-razvitiia-riechi-pis-miennyi-pierieskaz-lieghienda-ob-osnovanii-khar-kova"
    ["file_id"] => string(6) "165342"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799249"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Разработка урока литературы по теме "Сердце матери""
    ["seo_title"] => string(56) "razrabotka_uroka_litieratury_po_tiemie_sierdtsie_matieri"
    ["file_id"] => string(6) "454252"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517563116"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок развития речи « Милосердие- это…». "
    ["seo_title"] => string(38) "urok-razvitiia-riechi-milosierdiie-eto"
    ["file_id"] => string(6) "108931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403942947"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "План-конспект урока по русс. языку 8 вид Р.Р. Составление рассказа по картинкаr"
    ["seo_title"] => string(68) "plankonspiekturokaporussiazyku8vidrrsostavlieniierasskazapokartinkar"
    ["file_id"] => string(6) "262659"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449399791"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспект урока  по русскому языку в 8 классе "Эпистолярный жанр.Письмо" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie-epistoliarnyi-zhanr-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "207069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430327308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства