kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие по карте Украины. Урок развития речи. Письменный пересказ «Легенда об основании Харькова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по «Я и Украина» и русскому языку

Тема урока. Путешествие по карте Украины. Урок развития речи. Письменный пересказ «Легенда об основании Харькова»

Цель: расширить знания учащихся о нашей стране, о родном городе - Харькове; познакомить с происхождением названий некоторых географических объектов; формировать умение письменно излагать высказывания; развивать связную речь, орфографические умения и навыки учащихся, умения обобщать, систематизировать услышанное, выделять основное в высказывании; воспитывать любовь к родному городу, уважение к его историческому прошлому.

Оборудование: физическая карта Украины; фотографии с видами Украины, Харькова в прошлом и настоящем; выставка книг и буклетов о Харькове, презентация.

Ход урока

І.Организация класса.

Встали, дети, подтянулись,

И друг другу улыбнулись.

Чтобы наш урок прошел в теплой дружеской атмосфере, пошлите свои добрые улыбки и хорошие мысли друг другу. Пусть нежный лучик  солнышка зажжет в ваших сердцах большую любовь ко всему, что нас окружает, к природе нашего края.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

Девиз нашего урока:

Активным  и внимательным будь

И про смекалку не забудь!

Выдумывай, пробуй, твори!

Ум и фантазию прояви.

Прозвенел наш веселый звонок.

Дети, у нас необычный урок.

При подготовке к этому уроку вы были разделены на творческие группы:

1-я и 2-я группы - подготовила легенды о городах Украины (Киев, Харьков).

3-я и 4-я группа - готовила краткие рассказы о достопримечательностях Харькова.

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Беседа.

- Что вы узнали о нашей Родине на протяжении обучения в школе?

- Какая наша страна? Наш родной город?

  1. Работа с физической картой Украины.

- Покажите на физической карте нашу страну.

- С какими странами граничит Украина?

- Какой город является столицей нашего государства?

- Какие горы находятся на территории нашей страны?

- Какие реки протекают на территории Украины?

- Какие моря омывают нашу страну?

ІV. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Украине. Узнаем много интересного о нашей земле, остановимся в нашем любимом городе Харькове и напишем пересказ легенды о его основании.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Рассказ учителя с использованием физической карты Украины и иллюстраций.

Украина… Родная каждому из нас земля, земля со славной многовековой историей, с мудрыми, талантливыми людьми, с волшебной живописной природой, с большими городами и маленькими сёлами. Рассмотрите внимательно физическую карту Украины. Большая её часть - зелёного цвета. Так обозначаются на карте равнины. На юге и крайнем западе - коричневый цвет. Это горы – Карпатские и Крымские. Разными оттенками жёлтого обозначены возвышенности, а между ними вьются голубые ниточки-змейки. Это реки, которые несут свои воды на юг,- к Чёрному и Азовскому морям. А сейчас присмотритесь, как пестреет географическими названиями карта нашей страны. Сколько интересных тайн они скрывают!  УКРАИНА

С давних времён люди стремились узнать, откуда родом их предки, как появились их города и сёла, как возникли названия гор, рек, озёр, городов и посёлков.

К сожалению, на некоторые из этих вопросов до сих пор нет ответа. Но это не останавливает следопытов. Немало интересных находок ждут вас в старших классах. Ну а сегодня давайте начнём интересное путешествие по карте нашей страны. Обратимся к седой старине, попробуем разгадать тайны возникновения географических названий Украины.

Найдите на карте столицу нашей страны – город Киев. С него и начнётся наше путешествие.

Киев… Замечательный, большой город. Город-легенда, выросший на днепровских кручах и ставший стольным градом могущественной Киевской Руси.

 КИЕВ

  1. Выступление творческой группы «Легенда об основании Киева».  (Приложение А)
  2. Работа с учебником (с. 65-66).
  • Чтение статьи
  1. Выступление творческой группы. Общие сведения о Харькове.
  2. Физкультминутка
  3. Работа над пересказом текста. Слуховое восприятие текста. Выступление творческой группы «Легенда об основании Харькова».  (Приложение Б)
  4. Беседа по содержанию текста.

- Где построил свой хутор казак Харько?

- Кто нападал на поселенцев?

- Что случилось с хутором после гибели казака?

- Как стали называть этот край? Почему?

- Когда сюда снова пришли люди?

- В честь кого назвали первую крепость?

VІ. Закрепление и осмысление знаний.

  1. Уточнение плана высказывания.

- Из каких частей будет состоять наш текст? ( Из зачина, основной части, и концовки)

- О чём обычно говорится в зачине? ( О том, чему будет посвящён текст, где будут происходить события, кто в них будет участвовать.)

- Как можно озаглавить эту часть?

- О чём идёт речь в основной части текста? ( Об основном событии.)

- Чему будет посвящена наша основная часть?

  • Для чего в тексте нужно заключение? (Чтобы завершить текст, подвести нас к выводу, итогу.)

- О чём мы расскажем в этой части? Как её озаглавим?

- Как мы озаглавим весь текст? О чём он?

( В ходе беседы появляется план высказывания на слайде.)

  1. Составление учениками устного связного высказывания.
  2.  Запись высказывания. Оказание учителем индивидуальной помощи отдельным учащимся.
  3. Самопроверка, исправление обнаруженных ошибок.

VІІ. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Выступление творческой группы. Достопримечательности Харькова.

- Площадь свободы, Благовещенский и Успенский соборы, Газпром

- Стеклянная стуя, сад Шевченко, мемориальный комплек Славы

  1. Беседа.
  • Понравилось ли вам путешествие по карте Украины?
  • Что интересного вы узнал из легенд?
  • Какая легенда понравилась больше всего?
  • Как можно оценить работу творческих групп?

VІІІ. Подведение итогов урока.

- О чём шла речь на уроке?

- Что мы с вами делали, где побывали?

- Почему наш город назван Харьковом?

- Какие ещё легенды об основании Харькова вы знаете?

- О каких ещё достопримечательностях не было рассказано?

Любите и берегите наш родной город, гордитесь его героическим прошлым и стремитесь сделать прекрасным его будущее!

ІХ. Домашнее задание.

  1. Прочитать статьи учебника «Я и Украина» (с.65-67)
  2. С помощью взрослых выяснить происхождение названия улиц на которых вы живёте.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по карте Украины. Урок развития речи. Письменный пересказ «Легенда об основании Харькова» »

Харьковская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 56

Харьковского городского совета Харьковской области









Урок « Я и Украина» и русского языка

в 3 классе по теме

Путешествие по карте Украины.

Письменный пересказ «Легенда об основании Харькова»











Учитель начальных классов

Ходячая Марина Анатольевна



Харьков - 2014



Интегрированный урок по «Я и Украина» и русскому языку

Тема урока. Путешествие по карте Украины. Урок развития речи. Письменный пересказ «Легенда об основании Харькова»

Цель: расширить знания учащихся о нашей стране, о родном городе - Харькове; познакомить с происхождением названий некоторых географических объектов; формировать умение письменно излагать высказывания; развивать связную речь, орфографические умения и навыки учащихся, умения обобщать, систематизировать услышанное, выделять основное в высказывании; воспитывать любовь к родному городу, уважение к его историческому прошлому.

Оборудование: физическая карта Украины; фотографии с видами Украины, Харькова в прошлом и настоящем; выставка книг и буклетов о Харькове, презентация.

Ход урока

І.Организация класса.

Встали, дети, подтянулись,

И друг другу улыбнулись.

Чтобы наш урок прошел в теплой дружеской атмосфере, пошлите свои добрые улыбки и хорошие мысли друг другу. Пусть нежный лучик солнышка зажжет в ваших сердцах большую любовь ко всему, что нас окружает, к природе нашего края.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

Девиз нашего урока:

Активным и внимательным будь

И про смекалку не забудь!

Выдумывай, пробуй, твори!

Ум и фантазию прояви.

Прозвенел наш веселый звонок.

Дети, у нас необычный урок.

При подготовке к этому уроку вы были разделены на творческие группы:

1-я и 2-я группы - подготовила легенды о городах Украины (Киев, Харьков).

3-я и 4-я группа - готовила краткие рассказы о достопримечательностях Харькова.

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Беседа.

- Что вы узнали о нашей Родине на протяжении обучения в школе?

- Какая наша страна? Наш родной город?

  1. Работа с физической картой Украины.

- Покажите на физической карте нашу страну.

- С какими странами граничит Украина?

- Какой город является столицей нашего государства?

- Какие горы находятся на территории нашей страны?

- Какие реки протекают на территории Украины?

- Какие моря омывают нашу страну?

ІV. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Украине. Узнаем много интересного о нашей земле, остановимся в нашем любимом городе Харькове и напишем пересказ легенды о его основании.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Рассказ учителя с использованием физической карты Украины и иллюстраций.

Украина… Родная каждому из нас земля, земля со славной многовековой историей, с мудрыми, талантливыми людьми, с волшебной живописной природой, с большими городами и маленькими сёлами. Рассмотрите внимательно физическую карту Украины. Большая её часть - зелёного цвета. Так обозначаются на карте равнины. На юге и крайнем западе - коричневый цвет. Это горы – Карпатские и Крымские. Разными оттенками жёлтого обозначены возвышенности, а между ними вьются голубые ниточки-змейки. Это реки, которые несут свои воды на юг,- к Чёрному и Азовскому морям. А сейчас присмотритесь, как пестреет географическими названиями карта нашей страны. Сколько интересных тайн они скрывают! УКРАИНА

С давних времён люди стремились узнать, откуда родом их предки, как появились их города и сёла, как возникли названия гор, рек, озёр, городов и посёлков.

К сожалению, на некоторые из этих вопросов до сих пор нет ответа. Но это не останавливает следопытов. Немало интересных находок ждут вас в старших классах. Ну а сегодня давайте начнём интересное путешествие по карте нашей страны. Обратимся к седой старине, попробуем разгадать тайны возникновения географических названий Украины.

Найдите на карте столицу нашей страны – город Киев. С него и начнётся наше путешествие.

Киев… Замечательный, большой город. Город-легенда, выросший на днепровских кручах и ставший стольным градом могущественной Киевской Руси.

КИЕВ

  1. Выступление творческой группы «Легенда об основании Киева». (Приложение А)

  2. Работа с учебником (с. 65-66).

  • Чтение статьи

  1. Выступление творческой группы. Общие сведения о Харькове.

  2. Физкультминутка

  3. Работа над пересказом текста. Слуховое восприятие текста. Выступление творческой группы «Легенда об основании Харькова». (Приложение Б)

  4. Беседа по содержанию текста.

- Где построил свой хутор казак Харько?

- Кто нападал на поселенцев?

- Что случилось с хутором после гибели казака?

- Как стали называть этот край? Почему?

- Когда сюда снова пришли люди?

- В честь кого назвали первую крепость?

VІ. Закрепление и осмысление знаний.

  1. Уточнение плана высказывания.

- Из каких частей будет состоять наш текст? ( Из зачина, основной части, и концовки)

- О чём обычно говорится в зачине? ( О том, чему будет посвящён текст, где будут происходить события, кто в них будет участвовать.)

- Как можно озаглавить эту часть?

- О чём идёт речь в основной части текста? ( Об основном событии.)

- Чему будет посвящена наша основная часть?

- Для чего в тексте нужно заключение? (Чтобы завершить текст, подвести нас к выводу, итогу.)

- О чём мы расскажем в этой части? Как её озаглавим?

- Как мы озаглавим весь текст? О чём он?

( В ходе беседы появляется план высказывания на слайде.)

  1. Составление учениками устного связного высказывания.

  2. Запись высказывания. Оказание учителем индивидуальной помощи отдельным учащимся.

  3. Самопроверка, исправление обнаруженных ошибок.

VІІ. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Выступление творческой группы. Достопримечательности Харькова.

- Площадь свободы, Благовещенский и Успенский соборы, Газпром

- Стеклянная стуя, сад Шевченко, мемориальный комплек Славы

  1. Беседа.

  • Понравилось ли вам путешествие по карте Украины?

  • Что интересного вы узнал из легенд?

  • Какая легенда понравилась больше всего?

  • Как можно оценить работу творческих групп?

VІІІ. Подведение итогов урока.

- О чём шла речь на уроке?

- Что мы с вами делали, где побывали?

- Почему наш город назван Харьковом?

- Какие ещё легенды об основании Харькова вы знаете?

- О каких ещё достопримечательностях не было рассказано?

Любите и берегите наш родной город, гордитесь его героическим прошлым и стремитесь сделать прекрасным его будущее!

ІХ. Домашнее задание.

  1. Прочитать статьи учебника «Я и Украина» (с.65-67)

  2. С помощью взрослых выяснить происхождение названия улиц на которых вы живёте.

























ПРИЛОЖЕНИЕ А

Легенда об основании Киева

Вот какая легенда об основании Киева дошла до наших дней.

Когда-то давным-давно на этом месте были только горы, покрытые густыми нетронутыми лесами. В лесах жили дикие звери: медведи, кабаны, олени и козы. А у подножия горы протекала великая река, которая течёт и сейчас.

Однажды пришли сюда три брата – Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Они, возможно, приплыли по реке на лодке, так как в те далёкие времена не было дорог. Живописное место им очень понравилось, и они решили здесь жить. Поселились три брата с сестрой на высоких холмах возле Днепра. Кий сидел на горе, где теперь находится спуск Боричев, а Щек сидел на горе, потому она была прозвана Хоревица. И построили они город в честь старшего брата. И дали ему имя Киев.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Легенда об основании Харькова

Давным-давно в безлюдной местности у слияния трёх рек построил казак Харько небольшой хутор. Да только нападали часто на поселенцев татары. А однажды погиб в бою и сам Харьков. Опустел хутор, только дикие звери рыщут. И прозвали люди этот край Диким полем.

И лишь в середине ХVІІ века сюда пришли переселенцы и построили большую крепость. В честь первого казака назвали её Харьков.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Ходячая Марина Анатольевна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165342


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства