Интегрированный урок по «Я и Украина» и русскому языку
Тема урока. Путешествие по карте Украины. Урок развития речи. Письменный пересказ «Легенда об основании Харькова»
Цель: расширить знания учащихся о нашей стране, о родном городе - Харькове; познакомить с происхождением названий некоторых географических объектов; формировать умение письменно излагать высказывания; развивать связную речь, орфографические умения и навыки учащихся, умения обобщать, систематизировать услышанное, выделять основное в высказывании; воспитывать любовь к родному городу, уважение к его историческому прошлому.
Оборудование: физическая карта Украины; фотографии с видами Украины, Харькова в прошлом и настоящем; выставка книг и буклетов о Харькове, презентация.
Ход урока
І.Организация класса.
Встали, дети, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
Чтобы наш урок прошел в теплой дружеской атмосфере, пошлите свои добрые улыбки и хорошие мысли друг другу. Пусть нежный лучик солнышка зажжет в ваших сердцах большую любовь ко всему, что нас окружает, к природе нашего края.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Девиз нашего урока:
Активным и внимательным будь
И про смекалку не забудь!
Выдумывай, пробуй, твори!
Ум и фантазию прояви.
Прозвенел наш веселый звонок.
Дети, у нас необычный урок.
При подготовке к этому уроку вы были разделены на творческие группы:
1-я и 2-я группы - подготовила легенды о городах Украины (Киев, Харьков).
3-я и 4-я группа - готовила краткие рассказы о достопримечательностях Харькова.
ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Беседа.
- Что вы узнали о нашей Родине на протяжении обучения в школе?
- Какая наша страна? Наш родной город?
- Работа с физической картой Украины.
- Покажите на физической карте нашу страну.
- С какими странами граничит Украина?
- Какой город является столицей нашего государства?
- Какие горы находятся на территории нашей страны?
- Какие реки протекают на территории Украины?
- Какие моря омывают нашу страну?
ІV. Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Украине. Узнаем много интересного о нашей земле, остановимся в нашем любимом городе Харькове и напишем пересказ легенды о его основании.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1. Рассказ учителя с использованием физической карты Украины и иллюстраций.
Украина… Родная каждому из нас земля, земля со славной многовековой историей, с мудрыми, талантливыми людьми, с волшебной живописной природой, с большими городами и маленькими сёлами. Рассмотрите внимательно физическую карту Украины. Большая её часть - зелёного цвета. Так обозначаются на карте равнины. На юге и крайнем западе - коричневый цвет. Это горы – Карпатские и Крымские. Разными оттенками жёлтого обозначены возвышенности, а между ними вьются голубые ниточки-змейки. Это реки, которые несут свои воды на юг,- к Чёрному и Азовскому морям. А сейчас присмотритесь, как пестреет географическими названиями карта нашей страны. Сколько интересных тайн они скрывают! УКРАИНА
С давних времён люди стремились узнать, откуда родом их предки, как появились их города и сёла, как возникли названия гор, рек, озёр, городов и посёлков.
К сожалению, на некоторые из этих вопросов до сих пор нет ответа. Но это не останавливает следопытов. Немало интересных находок ждут вас в старших классах. Ну а сегодня давайте начнём интересное путешествие по карте нашей страны. Обратимся к седой старине, попробуем разгадать тайны возникновения географических названий Украины.
Найдите на карте столицу нашей страны – город Киев. С него и начнётся наше путешествие.
Киев… Замечательный, большой город. Город-легенда, выросший на днепровских кручах и ставший стольным градом могущественной Киевской Руси.
КИЕВ
- Выступление творческой группы «Легенда об основании Киева». (Приложение А)
- Работа с учебником (с. 65-66).
- Чтение статьи
- Выступление творческой группы. Общие сведения о Харькове.
- Физкультминутка
- Работа над пересказом текста. Слуховое восприятие текста. Выступление творческой группы «Легенда об основании Харькова». (Приложение Б)
- Беседа по содержанию текста.
- Где построил свой хутор казак Харько?
- Кто нападал на поселенцев?
- Что случилось с хутором после гибели казака?
- Как стали называть этот край? Почему?
- Когда сюда снова пришли люди?
- В честь кого назвали первую крепость?
VІ. Закрепление и осмысление знаний.
- Уточнение плана высказывания.
- Из каких частей будет состоять наш текст? ( Из зачина, основной части, и концовки)
- О чём обычно говорится в зачине? ( О том, чему будет посвящён текст, где будут происходить события, кто в них будет участвовать.)
- Как можно озаглавить эту часть?
- О чём идёт речь в основной части текста? ( Об основном событии.)
- Чему будет посвящена наша основная часть?
- Для чего в тексте нужно заключение? (Чтобы завершить текст, подвести нас к выводу, итогу.)
- О чём мы расскажем в этой части? Как её озаглавим?
- Как мы озаглавим весь текст? О чём он?
( В ходе беседы появляется план высказывания на слайде.)
- Составление учениками устного связного высказывания.
- Запись высказывания. Оказание учителем индивидуальной помощи отдельным учащимся.
- Самопроверка, исправление обнаруженных ошибок.
VІІ. Обобщение и систематизация знаний.
- Выступление творческой группы. Достопримечательности Харькова.
- Площадь свободы, Благовещенский и Успенский соборы, Газпром
- Стеклянная стуя, сад Шевченко, мемориальный комплек Славы
- Беседа.
- Понравилось ли вам путешествие по карте Украины?
- Что интересного вы узнал из легенд?
- Какая легенда понравилась больше всего?
- Как можно оценить работу творческих групп?
VІІІ. Подведение итогов урока.
- О чём шла речь на уроке?
- Что мы с вами делали, где побывали?
- Почему наш город назван Харьковом?
- Какие ещё легенды об основании Харькова вы знаете?
- О каких ещё достопримечательностях не было рассказано?
Любите и берегите наш родной город, гордитесь его героическим прошлым и стремитесь сделать прекрасным его будущее!
ІХ. Домашнее задание.
- Прочитать статьи учебника «Я и Украина» (с.65-67)
- С помощью взрослых выяснить происхождение названия улиц на которых вы живёте.