kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие по карте Украины. Урок развития речи. Письменный пересказ «Легенда об основании Харькова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по «Я и Украина» и русскому языку

Тема урока. Путешествие по карте Украины. Урок развития речи. Письменный пересказ «Легенда об основании Харькова»

Цель: расширить знания учащихся о нашей стране, о родном городе - Харькове; познакомить с происхождением названий некоторых географических объектов; формировать умение письменно излагать высказывания; развивать связную речь, орфографические умения и навыки учащихся, умения обобщать, систематизировать услышанное, выделять основное в высказывании; воспитывать любовь к родному городу, уважение к его историческому прошлому.

Оборудование: физическая карта Украины; фотографии с видами Украины, Харькова в прошлом и настоящем; выставка книг и буклетов о Харькове, презентация.

Ход урока

І.Организация класса.

Встали, дети, подтянулись,

И друг другу улыбнулись.

Чтобы наш урок прошел в теплой дружеской атмосфере, пошлите свои добрые улыбки и хорошие мысли друг другу. Пусть нежный лучик  солнышка зажжет в ваших сердцах большую любовь ко всему, что нас окружает, к природе нашего края.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

Девиз нашего урока:

Активным  и внимательным будь

И про смекалку не забудь!

Выдумывай, пробуй, твори!

Ум и фантазию прояви.

Прозвенел наш веселый звонок.

Дети, у нас необычный урок.

При подготовке к этому уроку вы были разделены на творческие группы:

1-я и 2-я группы - подготовила легенды о городах Украины (Киев, Харьков).

3-я и 4-я группа - готовила краткие рассказы о достопримечательностях Харькова.

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Беседа.

- Что вы узнали о нашей Родине на протяжении обучения в школе?

- Какая наша страна? Наш родной город?

  1. Работа с физической картой Украины.

- Покажите на физической карте нашу страну.

- С какими странами граничит Украина?

- Какой город является столицей нашего государства?

- Какие горы находятся на территории нашей страны?

- Какие реки протекают на территории Украины?

- Какие моря омывают нашу страну?

ІV. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Украине. Узнаем много интересного о нашей земле, остановимся в нашем любимом городе Харькове и напишем пересказ легенды о его основании.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Рассказ учителя с использованием физической карты Украины и иллюстраций.

Украина… Родная каждому из нас земля, земля со славной многовековой историей, с мудрыми, талантливыми людьми, с волшебной живописной природой, с большими городами и маленькими сёлами. Рассмотрите внимательно физическую карту Украины. Большая её часть - зелёного цвета. Так обозначаются на карте равнины. На юге и крайнем западе - коричневый цвет. Это горы – Карпатские и Крымские. Разными оттенками жёлтого обозначены возвышенности, а между ними вьются голубые ниточки-змейки. Это реки, которые несут свои воды на юг,- к Чёрному и Азовскому морям. А сейчас присмотритесь, как пестреет географическими названиями карта нашей страны. Сколько интересных тайн они скрывают!  УКРАИНА

С давних времён люди стремились узнать, откуда родом их предки, как появились их города и сёла, как возникли названия гор, рек, озёр, городов и посёлков.

К сожалению, на некоторые из этих вопросов до сих пор нет ответа. Но это не останавливает следопытов. Немало интересных находок ждут вас в старших классах. Ну а сегодня давайте начнём интересное путешествие по карте нашей страны. Обратимся к седой старине, попробуем разгадать тайны возникновения географических названий Украины.

Найдите на карте столицу нашей страны – город Киев. С него и начнётся наше путешествие.

Киев… Замечательный, большой город. Город-легенда, выросший на днепровских кручах и ставший стольным градом могущественной Киевской Руси.

 КИЕВ

  1. Выступление творческой группы «Легенда об основании Киева».  (Приложение А)
  2. Работа с учебником (с. 65-66).
  • Чтение статьи
  1. Выступление творческой группы. Общие сведения о Харькове.
  2. Физкультминутка
  3. Работа над пересказом текста. Слуховое восприятие текста. Выступление творческой группы «Легенда об основании Харькова».  (Приложение Б)
  4. Беседа по содержанию текста.

- Где построил свой хутор казак Харько?

- Кто нападал на поселенцев?

- Что случилось с хутором после гибели казака?

- Как стали называть этот край? Почему?

- Когда сюда снова пришли люди?

- В честь кого назвали первую крепость?

VІ. Закрепление и осмысление знаний.

  1. Уточнение плана высказывания.

- Из каких частей будет состоять наш текст? ( Из зачина, основной части, и концовки)

- О чём обычно говорится в зачине? ( О том, чему будет посвящён текст, где будут происходить события, кто в них будет участвовать.)

- Как можно озаглавить эту часть?

- О чём идёт речь в основной части текста? ( Об основном событии.)

- Чему будет посвящена наша основная часть?

  • Для чего в тексте нужно заключение? (Чтобы завершить текст, подвести нас к выводу, итогу.)

- О чём мы расскажем в этой части? Как её озаглавим?

- Как мы озаглавим весь текст? О чём он?

( В ходе беседы появляется план высказывания на слайде.)

  1. Составление учениками устного связного высказывания.
  2.  Запись высказывания. Оказание учителем индивидуальной помощи отдельным учащимся.
  3. Самопроверка, исправление обнаруженных ошибок.

VІІ. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Выступление творческой группы. Достопримечательности Харькова.

- Площадь свободы, Благовещенский и Успенский соборы, Газпром

- Стеклянная стуя, сад Шевченко, мемориальный комплек Славы

  1. Беседа.
  • Понравилось ли вам путешествие по карте Украины?
  • Что интересного вы узнал из легенд?
  • Какая легенда понравилась больше всего?
  • Как можно оценить работу творческих групп?

VІІІ. Подведение итогов урока.

- О чём шла речь на уроке?

- Что мы с вами делали, где побывали?

- Почему наш город назван Харьковом?

- Какие ещё легенды об основании Харькова вы знаете?

- О каких ещё достопримечательностях не было рассказано?

Любите и берегите наш родной город, гордитесь его героическим прошлым и стремитесь сделать прекрасным его будущее!

ІХ. Домашнее задание.

  1. Прочитать статьи учебника «Я и Украина» (с.65-67)
  2. С помощью взрослых выяснить происхождение названия улиц на которых вы живёте.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по карте Украины. Урок развития речи. Письменный пересказ «Легенда об основании Харькова» »

Харьковская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 56

Харьковского городского совета Харьковской области









Урок « Я и Украина» и русского языка

в 3 классе по теме

Путешествие по карте Украины.

Письменный пересказ «Легенда об основании Харькова»











Учитель начальных классов

Ходячая Марина Анатольевна



Харьков - 2014



Интегрированный урок по «Я и Украина» и русскому языку

Тема урока. Путешествие по карте Украины. Урок развития речи. Письменный пересказ «Легенда об основании Харькова»

Цель: расширить знания учащихся о нашей стране, о родном городе - Харькове; познакомить с происхождением названий некоторых географических объектов; формировать умение письменно излагать высказывания; развивать связную речь, орфографические умения и навыки учащихся, умения обобщать, систематизировать услышанное, выделять основное в высказывании; воспитывать любовь к родному городу, уважение к его историческому прошлому.

Оборудование: физическая карта Украины; фотографии с видами Украины, Харькова в прошлом и настоящем; выставка книг и буклетов о Харькове, презентация.

Ход урока

І.Организация класса.

Встали, дети, подтянулись,

И друг другу улыбнулись.

Чтобы наш урок прошел в теплой дружеской атмосфере, пошлите свои добрые улыбки и хорошие мысли друг другу. Пусть нежный лучик солнышка зажжет в ваших сердцах большую любовь ко всему, что нас окружает, к природе нашего края.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

Девиз нашего урока:

Активным и внимательным будь

И про смекалку не забудь!

Выдумывай, пробуй, твори!

Ум и фантазию прояви.

Прозвенел наш веселый звонок.

Дети, у нас необычный урок.

При подготовке к этому уроку вы были разделены на творческие группы:

1-я и 2-я группы - подготовила легенды о городах Украины (Киев, Харьков).

3-я и 4-я группа - готовила краткие рассказы о достопримечательностях Харькова.

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Беседа.

- Что вы узнали о нашей Родине на протяжении обучения в школе?

- Какая наша страна? Наш родной город?

  1. Работа с физической картой Украины.

- Покажите на физической карте нашу страну.

- С какими странами граничит Украина?

- Какой город является столицей нашего государства?

- Какие горы находятся на территории нашей страны?

- Какие реки протекают на территории Украины?

- Какие моря омывают нашу страну?

ІV. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Украине. Узнаем много интересного о нашей земле, остановимся в нашем любимом городе Харькове и напишем пересказ легенды о его основании.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Рассказ учителя с использованием физической карты Украины и иллюстраций.

Украина… Родная каждому из нас земля, земля со славной многовековой историей, с мудрыми, талантливыми людьми, с волшебной живописной природой, с большими городами и маленькими сёлами. Рассмотрите внимательно физическую карту Украины. Большая её часть - зелёного цвета. Так обозначаются на карте равнины. На юге и крайнем западе - коричневый цвет. Это горы – Карпатские и Крымские. Разными оттенками жёлтого обозначены возвышенности, а между ними вьются голубые ниточки-змейки. Это реки, которые несут свои воды на юг,- к Чёрному и Азовскому морям. А сейчас присмотритесь, как пестреет географическими названиями карта нашей страны. Сколько интересных тайн они скрывают! УКРАИНА

С давних времён люди стремились узнать, откуда родом их предки, как появились их города и сёла, как возникли названия гор, рек, озёр, городов и посёлков.

К сожалению, на некоторые из этих вопросов до сих пор нет ответа. Но это не останавливает следопытов. Немало интересных находок ждут вас в старших классах. Ну а сегодня давайте начнём интересное путешествие по карте нашей страны. Обратимся к седой старине, попробуем разгадать тайны возникновения географических названий Украины.

Найдите на карте столицу нашей страны – город Киев. С него и начнётся наше путешествие.

Киев… Замечательный, большой город. Город-легенда, выросший на днепровских кручах и ставший стольным градом могущественной Киевской Руси.

КИЕВ

  1. Выступление творческой группы «Легенда об основании Киева». (Приложение А)

  2. Работа с учебником (с. 65-66).

  • Чтение статьи

  1. Выступление творческой группы. Общие сведения о Харькове.

  2. Физкультминутка

  3. Работа над пересказом текста. Слуховое восприятие текста. Выступление творческой группы «Легенда об основании Харькова». (Приложение Б)

  4. Беседа по содержанию текста.

- Где построил свой хутор казак Харько?

- Кто нападал на поселенцев?

- Что случилось с хутором после гибели казака?

- Как стали называть этот край? Почему?

- Когда сюда снова пришли люди?

- В честь кого назвали первую крепость?

VІ. Закрепление и осмысление знаний.

  1. Уточнение плана высказывания.

- Из каких частей будет состоять наш текст? ( Из зачина, основной части, и концовки)

- О чём обычно говорится в зачине? ( О том, чему будет посвящён текст, где будут происходить события, кто в них будет участвовать.)

- Как можно озаглавить эту часть?

- О чём идёт речь в основной части текста? ( Об основном событии.)

- Чему будет посвящена наша основная часть?

- Для чего в тексте нужно заключение? (Чтобы завершить текст, подвести нас к выводу, итогу.)

- О чём мы расскажем в этой части? Как её озаглавим?

- Как мы озаглавим весь текст? О чём он?

( В ходе беседы появляется план высказывания на слайде.)

  1. Составление учениками устного связного высказывания.

  2. Запись высказывания. Оказание учителем индивидуальной помощи отдельным учащимся.

  3. Самопроверка, исправление обнаруженных ошибок.

VІІ. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Выступление творческой группы. Достопримечательности Харькова.

- Площадь свободы, Благовещенский и Успенский соборы, Газпром

- Стеклянная стуя, сад Шевченко, мемориальный комплек Славы

  1. Беседа.

  • Понравилось ли вам путешествие по карте Украины?

  • Что интересного вы узнал из легенд?

  • Какая легенда понравилась больше всего?

  • Как можно оценить работу творческих групп?

VІІІ. Подведение итогов урока.

- О чём шла речь на уроке?

- Что мы с вами делали, где побывали?

- Почему наш город назван Харьковом?

- Какие ещё легенды об основании Харькова вы знаете?

- О каких ещё достопримечательностях не было рассказано?

Любите и берегите наш родной город, гордитесь его героическим прошлым и стремитесь сделать прекрасным его будущее!

ІХ. Домашнее задание.

  1. Прочитать статьи учебника «Я и Украина» (с.65-67)

  2. С помощью взрослых выяснить происхождение названия улиц на которых вы живёте.

























ПРИЛОЖЕНИЕ А

Легенда об основании Киева

Вот какая легенда об основании Киева дошла до наших дней.

Когда-то давным-давно на этом месте были только горы, покрытые густыми нетронутыми лесами. В лесах жили дикие звери: медведи, кабаны, олени и козы. А у подножия горы протекала великая река, которая течёт и сейчас.

Однажды пришли сюда три брата – Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Они, возможно, приплыли по реке на лодке, так как в те далёкие времена не было дорог. Живописное место им очень понравилось, и они решили здесь жить. Поселились три брата с сестрой на высоких холмах возле Днепра. Кий сидел на горе, где теперь находится спуск Боричев, а Щек сидел на горе, потому она была прозвана Хоревица. И построили они город в честь старшего брата. И дали ему имя Киев.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Легенда об основании Харькова

Давным-давно в безлюдной местности у слияния трёх рек построил казак Харько небольшой хутор. Да только нападали часто на поселенцев татары. А однажды погиб в бою и сам Харьков. Опустел хутор, только дикие звери рыщут. И прозвали люди этот край Диким полем.

И лишь в середине ХVІІ века сюда пришли переселенцы и построили большую крепость. В честь первого казака назвали её Харьков.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Ходячая Марина Анатольевна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165342


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
2220 руб.
3170 руб.
2040 руб.
2920 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства