kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 5 классе "Письмо".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. Письмо относится к эпистолярному жанру. Несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго будет выполнять свои трудные, хлопотливые задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. Что, кроме письма, может выполнить эту задачу столь полно и впечатляюще? Урок учит правилам написания письма, развивает их грамотную, правильную речь, расширяет словарный запас.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе "Письмо".»

Учитель русского языка и литературы Петухова А.Г.

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: РР. Письмо.

Цели: ОБУЧАЮЩАЯ - познакомить учащихся с историей происхождения письма, с видами писем, с правилами написания письма, с новыми словами по данной теме ;

РАЗВИВАЮЩАЯ - развивать мысленно – речевую деятельность, продолжать работу по развитию образного мышления;

Расширять словарный запас учащихся, развивать их грамотную, правильную речь.

Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - воспитание бережного и ответственного отношения к слову, .

Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.



Эпиграф к уроку:


Прошу тебя


Пиши мне письма!


В наш громкий век


Им нет цены.


Н.Кузовлева


ХОД УРОКА:

I. Актуализация опорных знаний.

- Читаю отрывки текстов.


1. « С добрым утром, дорогая моя! Вставайте! Теперь уже 7 часов. На душе детская радость! Я встал в 5 и до сих пор читал ваши письма. Как хорошо мне с ними в моей жизни!»

Твой верный Людвиг.

(Бетховен – « Бессмертной возлюбленной».)

2. « Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня»

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Письмо Татьяны)

3. «Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Остаюсь, твой внук Иван Жуков».

(А. П. Чехов. « Ванька» Письмо Ваньки дедушке.)


- Что я прочитала?

Верно, я зачитала письма, т.е. написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Сейчас, в XXI в. веке бурного развития техники, электроники, мы стали меньше приходить на почту, покупать конверты, подписывать их и сбрасывать в « Синий домик»- почтовый ящик.

Но литература знает немало примеров, когда герои отсылают и получают письма.

Я думаю, вы уже поняли, о чем сегодня пойдет речь на уроке, и какова его тема.

Правильно, ПИСЬМО. (Записываю)

БЕСЕДА:

- Получали ли вы когда-нибудь письма? О чем они были?

А сами писали? А хотели бы этому научиться? Ведь есть специальные правила написания письма. Об этом мы поговорим позже.

ЧТЕНИЕ ЭПИГРАФА … Постарайтесь понять в течение урока, почему письмам нет цены.


2. Изучение нового материала.

1. Чтение материала в учебнике. Прочитав, ответить на вопросы: (Вопр напечатаны и на столах)

1.Какие бывают письма?

2. Кому мы чаще всего пишем письма?

3. С какой целью мы отправляем письмо? Например, поздравительное? Деловое? (в архив, люб организацию) Дружеское?

2. Лексико-орфографическая работа.

1. Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель

2. Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель 

Эпистола,-ы,ж.( греч. epistole

Эпистолярный,-ая (фр. йpistolaire

Эпистолярная литература (от греч. epistole — письмо),

  1. Изданные письма частного характера.

  2. Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу.

Учитель:- В красную книгу отечественной культуры запишут скоро некогда процветавшее в России эпистолярное искусство, то есть умение писать письма. Современный интеллигентный молодой человек не стесняется произнести: “Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…” Ему и в голову не придёт, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: “Я, знаете ли, прочитать этого не сумею: грамоты не одолел…” Это факт: утрачено искусство писать письма, никто не занят обучением этому искусству. Писание писем, к которому человек приобщается с детства – прекрасная школа грамотности. Да и не только грамотности, но и драгоценного умения человеческого общения. Наши соотечественники, жившие в прошлом или в начале XX века, умели и любили писать письма. Писали много, с упоением, с любовью к тем, кому они посылались.

Мы с вами сейчас изучаем по литературе тв-во А.С.Пушкина, и вы знаете, что он много писал писем. Так, он вел переписку со своим старым другом по Лицею А.Дельвигом….Можно ли по этим обращениям определить, как они относятся друг к другу?

ОТВЕТЫ УЧ-СЯ

3. Сообщение учащегося. «Из истории возникновения письма»

Я дополняю о пиктографии

Первым историческим типом письма была пиктография, т.е. картинное письмо. Пиктограммы – единицы такого письма выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте.

Пиктографическое письмо ещё сохраняет связь с живописью, выражая мысль посредством символического осмысления изображённых лиц, предметов, явлений. Пиктограмма сохраняет наглядность, зрительный образ. Однако пиктограмма отличается от рисунка тем, что она условна и имеет постоянное значение


  1. Эмоциональный настрой для след этапа -М/Ф «Письмо из Простоквашино»

- Почему мама упала в обморок. А папа ничего не понял? (Несколько авторов, нарушена логика письма)

- Какие ошибки допустил д.Фёдор, посылая такое письмо?

- Вот чтобы никто не упал в обморок, читая ваше письмо, мы должны соблюдать определенные правила.


5. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ПИСЬМА

ПОСТРОЕНИЕ ПИСЬМА. (На слайдах и вывешивается как итог)


 1. Чёткий почерк. Аккуратный лист бумаги. Не делать много ошибок!

- С чего начинается письмо? Какие обращения можно использовать?

(«Здравствуйте», «добрый день», «привет». К близким людям обращайтесь так, как обращаетесь всегда. К малознакомым пишут сдержанно.) Никогда не стоит употреблять шаблонных выражений, избитых шуток. Заканчивать письмо стоит пожеланиями здоровья и удачи. Например, «всего доброго », «счастливо», «до свидания».

- Итак, мы подошли ко второму правилу?


 2.Употреблять устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания.

Обязательны подпись и число. Если уже стоит подпись, но вдруг в голову приходит мысль: «Забыл что-то написать, что делать?» В таких случаях после подписи ставят две латинские буквы «P.S.» и после них пишут все забытое.

.

 3.Необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность и непринужденность.

:

 4.Письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано.

(Каждому на столе)

Алгоритм написания письма

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
    Здравствуйте…

  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

  5. Обращения в письмах выделяются либо запятыми, либо при помощи восклиц знака.

ЗАДАНИЕ:

1.Напишите письмо- поздравление первой учительнице.

Слова-подсказки

Поздравляю

Разрешите поздравить…
Позвольте пожелать…
Дорогая…
Уважаемая…

от всей души…
от всего сердца…
сердечно…

Д/З 2. Напишите другу письмо-рассказ о своём родном крае .

Слова-подсказки

Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…
Мне интересно узнать…
Напиши мне о…
Очень скучаю без тебя…
С нетерпением жду ответа…



  1. Сообщение «История почтового конверта»


  1. Практическая работа: ПОДПИСЫВАЕМ КОНВЕРТ

-Герой какого рассказа отправляет свое письмо на деревню дедушке?

(Читаю отрывок)

- Получит ли Константин Макарыч это письмо? Почему?

Обязательно нужен адрес.

Что такое адрес? Знаете ли вы свой адрес?

Вывешиваю адрес школы ( 241525 –индекс и т.д.)

Словарное слово ИНДЕКС


Всемирно принятые сокращения: обл. р-н д. с. г. ул. кв.


  1. Домашнее задание ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (Написать письмо своему другу в др город о нашем поселке Колтово и пригласить его к себе в гости.)



  1. Практическая работа: Отработка орфографич навыков. Закрепление изученного в форме занимательной грамматики.

– Я хочу рассказать вам историю одного письма. Однажды Вася уехал в деревню и прислал сестре Маше такое письмо. …ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ

(Каждому распечатка) Уч-ся правят ошибки, Взаимопроверка по правильному тексту.

Письмо Васи сестре

Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.


- В ответ он получил такое письмо от Маши:

Вася, здравствуй!

Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.
Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?
Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных?
Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?


ИСПРАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОШИБКИ В ПИСЬМЕ ВАСИ, ЧТОБЫ СТАЛО ВСЁ ПОНЯТНО.




3. Подведение итогов.

- С какими новыми словами мы познакомились сегодня на уроке?

- Каковы правила написания писем?

- Как оформляются обращения в письмах?


  1. Кроссворд на знание новых слов. (На доске.)

В итоге ключевое слово СПАСИБО.


  1. Заключительное слово учителя.

Стремительно летит время. Оно несет с собой перемены во всем: в жизни, в науке, технике, культуре. Старое уступает дорогу новому, передовому... Родившаяся в далекие времена, почта стала быстрее, сложнее, точнее. Письма в кратчайший срок доставляются поездами, автомобилями, самолетами, космическими ракетами. Обрабатывают корреспонденцию компьютеры.
Но, быть может, в связи с развитием техники потеряют свое былое значение почтовые отправления? Ведь есть телефон, телеграф, телетайп, радио. Телевидение, быстро передающие самую разнообразную информацию. За последние годы разработан способ передачи сообщений с помощью телеаппаратуры, спутников связи. Может быть, отпадет надобность в передаче писем, как основного общения между людьми, разделенными расстояниями? Такая мысль невольно приходит на ум.
И все-таки, несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго будет выполнять свои трудные, хлопотливые задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. Что, кроме письма, может выполнить эту задачу столь полно и впечатляюще?
Почта связывает нашу страну со всем миром. Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!

ВОЗВРАЩАЮСЬ К ЭПИГРАФУ

- Почему автор призывает писать письма?

- Почему «Им нет цены»?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок развития речи в 5 классе "Письмо".

Автор: Петухова Анна Григорьевна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258262

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока развития речи по теме "Сочинение-описание по заданному плану "Краски осени" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-sochinieniie-opisaniie-po-zadannomu-planu-kraski-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "137568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417370374"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ С КАЗАХСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ.Тема: Урок развития речи. Обучающее изложение. "
    ["seo_title"] => string(123) "urok-russkogo-iazyka-v-4-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia-tiema-urok-razvitiia-riechi-obuchaiushchieie-izlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "140557"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417967601"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Развитие речи. Пишем письма."
    ["seo_title"] => string(27) "razvitiieriechipishiempisma"
    ["file_id"] => string(6) "262540"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449356754"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "План-конспект урока русского языка. Урок развития речи. 5 класс Тема. Письмо. Виды писем. Учимся писать письма."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_russkogo_iazyka_urok_razvitiia_rechi_5_klass_tema_pismo_vidy"
    ["file_id"] => string(6) "622234"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672757054"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок развития речи в 5 классе "Письмо. Маме. С благодарностью" "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-razvitiia-riechi-v-5-klassie-pis-mo-mamie-s-blaghodarnost-iu"
    ["file_id"] => string(6) "233810"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443223686"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства