Урок развития речи в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. Письмо относится к эпистолярному жанру. Несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго будет выполнять свои трудные, хлопотливые задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. Что, кроме письма, может выполнить эту задачу столь полно и впечатляюще? Урок учит правилам написания письма, развивает их грамотную, правильную речь, расширяет словарный запас.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе "Письмо".»
Учитель русского языка и литературы Петухова А.Г.
Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: РР. Письмо.
Цели: ОБУЧАЮЩАЯ - познакомить учащихся с историей происхождения письма, с видами писем, с правилами написания письма, с новыми словами по данной теме ;
РАЗВИВАЮЩАЯ - развивать мысленно – речевую деятельность, продолжать работу по развитию образного мышления;
Расширять словарный запас учащихся, развивать их грамотную, правильную речь.
Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - воспитание бережного и ответственного отношения к слову, .
Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.
Эпиграф к уроку:
Прошу тебя
Пиши мне письма!
В наш громкий век
Им нет цены.
Н.Кузовлева
ХОД УРОКА:
I. Актуализация опорных знаний.
- Читаю отрывки текстов.
1. « С добрым утром, дорогая моя! Вставайте! Теперь уже 7 часов. На душе детская радость! Я встал в 5 и до сих пор читал ваши письма. Как хорошо мне с ними в моей жизни!»
Твой верный Людвиг.
(Бетховен – « Бессмертной возлюбленной».)
2. « Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня»
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Письмо Татьяны)
3. «Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Остаюсь, твой внук Иван Жуков».
(А. П. Чехов. « Ванька» Письмо Ваньки дедушке.)
- Что я прочитала?
Верно, я зачитала письма, т.е. написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Сейчас, в XXI в. веке бурного развития техники, электроники, мы стали меньше приходить на почту, покупать конверты, подписывать их и сбрасывать в « Синий домик»- почтовый ящик.
Но литература знает немало примеров, когда герои отсылают и получают письма.
Я думаю, вы уже поняли, о чем сегодня пойдет речь на уроке, и какова его тема.
Правильно, ПИСЬМО. (Записываю)
БЕСЕДА:
- Получали ли вы когда-нибудь письма? О чем они были?
А сами писали? А хотели бы этому научиться? Ведь есть специальные правила написания письма. Об этом мы поговорим позже.
ЧТЕНИЕ ЭПИГРАФА … Постарайтесь понять в течение урока, почему письмам нет цены.
2. Изучение нового материала.
1. Чтение материала в учебнике. Прочитав, ответить на вопросы: (Вопр напечатаны и на столах)
1.Какие бывают письма?
2. Кому мы чаще всего пишем письма?
3. С какой целью мы отправляем письмо? Например, поздравительное? Деловое? (в архив, люб организацию) Дружеское?
2. Лексико-орфографическая работа.
1. Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель
2. Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель
Эпистола,-ы,ж.( греч. epistole
Эпистолярный,-ая (фр. йpistolaire
Эпистолярная литература (от греч. epistole — письмо),
Изданные письма частного характера.
Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу.
Учитель:- В красную книгу отечественной культуры запишут скоро некогда процветавшее в России эпистолярное искусство, то есть умение писать письма. Современный интеллигентный молодой человек не стесняется произнести: “Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…” Ему и в голову не придёт, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: “Я, знаете ли, прочитать этого не сумею: грамоты не одолел…” Это факт: утрачено искусство писать письма, никто не занят обучением этому искусству. Писание писем, к которому человек приобщается с детства – прекрасная школа грамотности. Да и не только грамотности, но и драгоценного умения человеческого общения. Наши соотечественники, жившие в прошлом или в начале XX века, умели и любили писать письма. Писали много, с упоением, с любовью к тем, кому они посылались.
Мы с вами сейчас изучаем по литературе тв-во А.С.Пушкина, и вы знаете, что он много писал писем. Так, он вел переписку со своим старым другом по Лицею А.Дельвигом….Можно ли по этим обращениям определить, как они относятся друг к другу?
ОТВЕТЫ УЧ-СЯ
3. Сообщение учащегося. «Из истории возникновения письма»
Я дополняю о пиктографии
Первым историческим типом письма была пиктография, т.е. картинное письмо. Пиктограммы – единицы такого письма выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте.
Пиктографическое письмо ещё сохраняет связь с живописью, выражая мысль посредством символического осмысления изображённых лиц, предметов, явлений. Пиктограмма сохраняет наглядность, зрительный образ. Однако пиктограмма отличается от рисунка тем, что она условна и имеет постоянное значение
Эмоциональный настрой для след этапа -М/Ф «Письмо из Простоквашино»
- Почему мама упала в обморок. А папа ничего не понял? (Несколько авторов, нарушена логика письма)
- Какие ошибки допустил д.Фёдор, посылая такое письмо?
- Вот чтобы никто не упал в обморок, читая ваше письмо, мы должны соблюдать определенные правила.
5. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ПИСЬМА
ПОСТРОЕНИЕ ПИСЬМА. (На слайдах и вывешивается как итог)
1. Чёткий почерк. Аккуратный лист бумаги. Не делать много ошибок!
- С чего начинается письмо? Какие обращения можно использовать?
(«Здравствуйте», «добрый день», «привет». К близким людям обращайтесь так, как обращаетесь всегда. К малознакомым пишут сдержанно.) Никогда не стоит употреблять шаблонных выражений, избитых шуток. Заканчивать письмо стоит пожеланиями здоровья и удачи. Например, «всего доброго », «счастливо», «до свидания».
- Итак, мы подошли ко второму правилу?
2.Употреблять устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания.
Обязательны подпись и число. Если уже стоит подпись, но вдруг в голову приходит мысль: «Забыл что-то написать, что делать?» В таких случаях после подписи ставят две латинские буквы «P.S.» и после них пишут все забытое.
.
3.Необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность и непринужденность.
:
4.Письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано.
(Каждому на столе)
Алгоритм написания письма
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте…
Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Обращения в письмах выделяются либо запятыми, либо при помощи восклиц знака.
ЗАДАНИЕ:
1.Напишите письмо- поздравление первой учительнице.
Д/З 2. Напишите другу письмо-рассказ о своём родном крае .
Слова-подсказки
Дорогой… Хочу рассказать тебе о… Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о… Мне интересно узнать… Напиши мне о… Очень скучаю без тебя… С нетерпением жду ответа…
Сообщение «История почтового конверта»
Практическая работа: ПОДПИСЫВАЕМ КОНВЕРТ
-Герой какого рассказа отправляет свое письмо на деревню дедушке?
(Читаю отрывок)
- Получит ли Константин Макарыч это письмо? Почему?
Обязательно нужен адрес.
Что такое адрес? Знаете ли вы свой адрес?
Вывешиваю адрес школы ( 241525 –индекс и т.д.)
Словарное слово ИНДЕКС
Всемирно принятые сокращения: обл. р-н д. с. г. ул. кв.
Домашнее задание ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (Написать письмо своему другу в др город о нашем поселке Колтово и пригласить его к себе в гости.)
Практическая работа: Отработка орфографич навыков. Закрепление изученного в форме занимательной грамматики.
– Я хочу рассказать вам историю одного письма. Однажды Вася уехал в деревню и прислал сестре Маше такое письмо. …ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ
(Каждому распечатка) Уч-ся правят ошибки, Взаимопроверка по правильному тексту.
Письмо Васи сестре
Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.
- В ответ он получил такое письмо от Маши:
Вася, здравствуй!
Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки? Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных? Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил? И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?
ИСПРАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОШИБКИ В ПИСЬМЕ ВАСИ, ЧТОБЫ СТАЛО ВСЁ ПОНЯТНО.
3. Подведение итогов.
- С какими новыми словами мы познакомились сегодня на уроке?
- Каковы правила написания писем?
- Как оформляются обращения в письмах?
Кроссворд на знание новых слов. (На доске.)
В итоге ключевое слово СПАСИБО.
Заключительное слово учителя.
Стремительно летит время. Оно несет с собой перемены во всем: в жизни, в науке, технике, культуре. Старое уступает дорогу новому, передовому... Родившаяся в далекие времена, почта стала быстрее, сложнее, точнее. Письма в кратчайший срок доставляются поездами, автомобилями, самолетами, космическими ракетами. Обрабатывают корреспонденцию компьютеры. Но, быть может, в связи с развитием техники потеряют свое былое значение почтовые отправления? Ведь есть телефон, телеграф, телетайп, радио. Телевидение, быстро передающие самую разнообразную информацию. За последние годы разработан способ передачи сообщений с помощью телеаппаратуры, спутников связи. Может быть, отпадет надобность в передаче писем, как основного общения между людьми, разделенными расстояниями? Такая мысль невольно приходит на ум. И все-таки, несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго будет выполнять свои трудные, хлопотливые задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. Что, кроме письма, может выполнить эту задачу столь полно и впечатляюще? Почта связывает нашу страну со всем миром. Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!