kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 5 классе "Письмо. Маме. С благодарностью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мою разработку урока развития речи "Письмо. Маме. С благодарностью" вы можете использовать для проведения открытого урока русского языка или внеклассного мероприятия (с приглашением мам учеников) в 5 или 6 классе (на День матери или и на 8 Марта). В материал урока включена не только работа по учебнику, но и индивидуальная работа, художественное слово, творческая часть и многое другое.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе "Письмо. Маме. С благодарностью" »


















ОТКРЫТЫЙ

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ТЕМА: ПИСЬМО

в 5 классе «Б»



подготовила

учитель русского языка и

литературы Дёрова Т.В.

































ОРГМОМЕНТ


У: - Ребята, сегодня у нас урок развития речи. В свое время мы пропустили S 45, но я

обещала, что мы к нему вернемся.

Этот день настал.

Откроем учебники, S 45, с….

Запишем в тетрадях: число ( 23 ноября), тему: ПИСЬМО. ( не в середине!!! В начале

строки!!! Чтобы потом можно было дописать: МАМЕ. С благодарностью)


? Вот скажите мне: вы пишите письма?

Когда я была школьницей, мы переписывались даже с ребятами из других стран.

А ВЫ? Поднимите руки, кто из вас пишет письма? Кому? Как часто?


? А как вы чаще общаетесь? - по телефону - через Интернет


! ДА! В красную книгу отечественной культуры надо записать процветавшее когда-

то в России умение писать письма. Современный молодой человек не стесняется

произнести: «Я не умею писать письма, лучше позвоню вам по телефону». Ему и в

голову не приходит, что сознаться в этом почти также неприлично, как если бы он

заявил: «Я, знаете ли, прочитать этого не сумею, грамоты не одолел».


Одним из главнейших изобретений человечества является ПИСЬМО.


Само слово письмо имеет два значения – «письменность» и

«написанный текст, посылаемый для сообщения

чего-нибудь кому-нибудь»


? Скажите, какое из данных определений подходит к нашей сегодняшней теме?


Второе: «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь»

(первое лишнее убираю)


? Что же такое письмо как письменное сообщение?


К сегодняшнему уроку у нас подготовлен дополнительный материал.

СООБЩЕНИЯ Х 3

(по ходу вывешиваю словарные слова) РАСПЕЧАТАТЬ!!!

Артем Будаев x4

  1. Формы переписки, принятые в современном международном общении, сложились около 150 лет назад. Родина их – Англия, именно оттуда ведут свое начало основные правила составления корреспонденции. Конечно же, письма друг другу люди писали и раньше, даже на бересте, как в Новгороде. И при этом соблюдали определенные правила. Так, древние римляне писем не подписывали, если только это не были письма к самому императору. Адреса на конвертах не писали и в более поздние времена. Письма вручались посыльными лично адресату.

Юля Иванова х2

  1. Современные формы корреспонденции изобретены в 1842 году лондонским художником Уильямом Энгли — составителем первой новогодней поздравительной открытки. А в 60-е годы прошлого века с развитием регулярной почты эти формы стали общепринятыми.





Рома Щиголев х 4

  1. Форма писем или посланий позволяет в непринуждённой, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью. В литературе даже есть целые романы, написанные в ЭПИСТОЛЯРНОМ жанре – в письмах. В русской литературе можно назвать следующие произведения, написанные в эпистолярном жанре: «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, «Роман в письмах» А. С. Пушкина, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского и другие.(ВЫСТАВКА КНИГ)



У. - Посмотрите на доску, с какими новыми словарными словами вы сегодня знакомитесь:


Корреспонденция, адрес, конверт, адресат, поздравительная открытка, почта, послание, документальность, подлинность, эпистолярный жанр. + адресант


Давайте запишем их в тетрадь (в строчку, через запятую и не забудем выучить впоследствии). Обращаю ваше внимание на слово АДРЕСАТ. Подчеркните его. Ребята, адресат тот, кому письмо адресовано, т.е. тот, кто получает. В отличие от слова АДРЕСАНТ (вешаю на доску). Адресант тот, кто письмо или посылку нр. отправляет.


Запишем эту пару с красной строки

АДРЕСАТ(получатель) – АДРЕСАНТ (отправитель) -ПАРОНИМЫ

А теперь давайте с вами выясним, какие же бывают формы писем (работа с учебником)

Смотрим на 1 абзац под* на с….


Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету и др. На самом деле их обычно объединяют в две категории: деловые и личные.


Ну, деловые письма вам писать ещё рано, мы сегодня будем писать ПИСЬМО ЛИЧНОЕ.

А вот какое это будет письмо и кому вы, наверное, уже догадались.

КОМУ?

ДА! Маме.(дописываю в теме на доске)

А почему?

Потому что 24 ноября отмечается День матери.


СООБЩЕНИЕ Андрей Логинов

День Матери – праздник, ежегодно отмечаемый в нескольких странах. Это день памяти о матерях всего мира, когда воздается должное их труду и бескорыстной жертве ради блага своих детей. Впервые день Матери был объявлен в 1910 г. Многие страны отмечают День Матери в разное время года. В России с 1997 года День матери принято отмечать в последнее воскресенье ноября.


БЛОК О МАМЕ

МУЗЫКА ????? - включаю музыку

- на фоне музыки ДЕТИ:

СООБЩЕНИЯ Х 4 +1

  1. Закрой глаза, прислушайся. Ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь. Даже, когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, руки. Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Она знала, что ты хочешь. Мама научила тебя ходить, говорить, мама прочитала тебе первую книжку. Мама всегда рядом. (К.Якубсон)



  1. Слова “мама”, “мать” – одни из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языках разных народов: нана, ненька, матушка, мама, мамочка! Сколько тепла таит магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Мама следит за нашей жизненной дорогой. Материнская любовь греет нас до глубокой старости. (П.Шестаков)


  1. Мама не только не досыпает ночами, волнуется и заботится, чтобы ребенок был здоров, сыт, жизнерадостен, счастлив. Мать – это окно в большой мир. Она помогает ребенку понять красоту мира: леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд… это уроки красоты на всю жизнь… (Л.Воробколо)



  1. Мать – чудо мира! Своей бесконечной готовностью к самопожертвованию она внушает ребенку чувство надежности, защищенности. Все, чем живем, начинается с МАМЫ! (В.Дёров)

открываю мольберт с мадонной

В.Воробьев

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!


У. - Да, дорогие мои, так вот сегодня мы будем писать письмо маме.

? А как вы думаете, каким должно быть ваше письмо…

Что должны сказать вы своей маме в этом личном письме? (благодарность)


ДОПИСЫВАЮ В ТЕМЕ на доске (Письмо. Маме.) С благодарностью.


Нам понадобится конверт – он у вас на парте

Бумага – она вложена в конверт

И ручка – потому что личные письма, и тем более письма с благодарностью пишутся только от руки


? С чего начинается любое письмо? – с обращения!

! Работаем с упр. 214

- прочитайте выразительно текст упражнения

? что перед вами (письмо маме. С благодарностью)

- назовите обращения из упр.

(милая мама, моя родная, мамочка, моя славная труженица)

? А как ещё вы можете обратиться к маме: (пишу на доске В ПРАВЫЙ СТОЛБИК!))

Матушка

Маменька

Мамуля

Мамусик

мамулечка


? А какими эпитетами вы можете охарактеризовать её ( пишу на доске В ЛЕВЫЙ

СТОЛБИК)

Милая

Бесценная

Любимая

Дорогая

единственная

родная

любящая

прекрасная

сердечная

драгоценная


Выберете, пожалуйста, то обращение, с которого бы вы начали свое письмо

(РАБОТА СО СТРЕЛКАМИ-соединениями) нр. Любимая мамочка…

И запишите его на верхней строке на специальных листах, вложенных в конверт.

Какой знак препинания вы поставили в конце предложения? - ! (восклицательный)


Ребята, вы пишите БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО!!!


Так поблагодарите своих мам за все хорошее, что они для вас делают МУЗЫКА!!!


(пишем на следующих строчках «Благодарю тебя за… можно тезисно)

посмотрите на доску «С благодарностью» - не сделайте ошибки)

можно написать – какая она … самая…

у тебя…

может кому-то из вас стоит за что-либо извиниться

а кому-то и попросить прощения


5 минут


? Ну, а чем необходимо заканчивать любое письмо?

Конечно, подписью!

И здесь не нужно ставить банальную роспись или писать имя.

Можно и нужно написать самые главные для мамы слова «Я тебя люблю»

То, что вы пишите – очень личное, но может кто-то хочет прочитать свое письмо маме???

(2-3 работы!!!)




Дети мои, если пока вы написали не все, что хотели сказать маме, не волнуйтесь,

День матери – в воскресенье – 27 ноября. И у вас ещё есть время написать ей в своем письме самые тёплые и добрые слова.


А закончить урок я хочу следующим стихотворением:



Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.

Д/З

Что могу я посоветовать вам выполнить дома

  1. мы написали письмо, но не подписали конверт. Но это нам сейчас и не требуется, а вот оформить конверт – необходимо: рисунок, аппликация, наклейки – вы можете выбрать достойное оформление


  1. посмотрите в конверт, каждому я вложила небольшое стихотворение.

Вы можете

А) его выучить наизусть и рассказать маме в праздничный день

Б) вписать его (без ошибок!) в свое письмо


3. а ещё вы можете и сами сочинить стихотворение для мамы. И если вам потребуется

моя помощь, я всегда рада оказать её вам.

Надеюсь, вы от всего сердца поздравите своих мам и никогда не будете забывать об этом святом празднике!


Оценки за урок

За помощь в организации и проведении урока всем, кто готовил сообщения и выразительно читал –5-ки.

А вообще, лучшей оценкой за сегодняшний урок будут, я думаю, счастливые глаза мамы, когда вы подарите ей свое письмо.

Мама, ты сколько ночей над моим изголовьем

Тихо склонялась, забыв о покое и сне.

Мама, хочу на заботу ответить любовью,

Знаю: ты столько хорошего сделала мне.

Стану я взрослым, я буду отважным и смелым,

Многое, многое в жизни, наверно, смогу,

Но, что ни свершу я и что я на свете ни сделаю,

Я перед мамою в вечном останусь долгу!

7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок развития речи в 5 классе "Письмо. Маме. С благодарностью"

Автор: Дёрова Татьяна Васильевна

Дата: 26.09.2015

Номер свидетельства: 233810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Большая буква в именах собственных "
    ["seo_title"] => string(42) "bol-shaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh-2"
    ["file_id"] => string(6) "177856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424716160"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Внеклассное мероприятие на тему: "Вежливость" "
    ["seo_title"] => string(49) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-na-tiemu-viezhlivost"
    ["file_id"] => string(6) "105854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402918255"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Программа спецкурса по внеурочной деятельности "Занимательный Английский" "
    ["seo_title"] => string(81) "proghramma-spietskursa-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zanimatiel-nyi-anghliiskii"
    ["file_id"] => string(6) "130497"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415906505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства